Начало обучения в школе – один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка в плане социальном, психофизиологическом, физиологическом.
Напряженность периода определяется тем, что школа ставит перед ребенком целый ряд задач, которые не связаны с предшествующим опытом ребенка. Они требуют максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов ребенка.
Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется тем, что интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением. Причем статическое напряжение детей 6-7 лет наиболее утомительно, так как удержание определенной позы, например, при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма, особенно, безотрывного, сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки (сгибатели и разгибатели пальцев).
Специальные исследования показывают, что самые обычные виды деятельности школьника вызывают напряжение ряда функциональных систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольная работа учащают пульс на 15-30 ударов; к увеличению систолического давления на 15-30 мм ртутного стлба и изменению биохимического показателя крови.
Таким образом, адаптация – сложный длительный процесс, имеющий физиологический и психофизиологический аспекты.
Выделяется 3 этапа физиологической адаптации:
ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма; неустойчивое приспособление, когда организм ищет наиболее оптимальные варианты ответов на эти воздействия.
На первом этапе не о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть. Поэтому важно помнить, какую цену платит организм ребенка в данный период. На втором этапе эта цена снижается – буря затихает;
период наиболее устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех видов систем.
Какую бы работу не выполнял школьник, - любую - каждая из систем его организма должна отреагировать своим напряжением. Поэтому, чем больше напряжения потребуется от каждой, тем больше ресурсов израсходует организм.
Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное функциональное напряжение, и связанное с ним утомление и переутомление, могут привести к нарушению здоровья.
Исходя из этого, каждый учитель должен знать, что на первом этапе обучения нельзя чрезмерно интенсифицировать учебную работу, так как дети очень быстро устают, внимание удерживать сложно. В соответствии с этим весь процесс обучения нужно строить индивидуально, чтобы не нанести вреда здоровью.
Продолжительность всех трех фаз адаптации равна 5-6 неделям, то есть до 10-15 октября. Наиболее сложной является 1-4 неделя.
Чем характеризуется первая неделя обучения:
достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности; высоким уровнем напряжения сердечно сосудистой системы; высоким уровнем симпато-адреналиновой системы; низким показателем координации различных систем организма между собой.
Несоответствие требований и возможностей ребенка ведут к неблагоприятным изменения центральной нервной системы, к резкому падению учебной активности, снижение работоспособности.
Только на 5-6 недели обучения постепенно возрастают и становятся боле устойчивыми показатели работоспособности. Снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем (ЦНС, ССС), так как относительное устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям затягивается до 9 недель. И хотя считается, что период острой психологической адаптации заканчивается на 5-6 недели, весь первый год обучения может считаться периодом неустойчивой и напряженной регуляции организма.
Успешность процесса адаптации определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья адаптация может проходить по-разному. Выделяют группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой.
При легкой адаптации состояние напряженности внутренних систем организма ребенка компенсируется в течении первой четверти.
При адаптации средней степени тяжести нарушения самочувствия и здоровья могут наблюдаться в течении первого полугодия.
При тяжелой адаптации нарушения в состоянии здоровья могут продолжаться в течении первого года.
Напряжение всех физиологических систем в организме ребенка в наибольшей степени проявляется в течении первых двух месяцев обучения.
Почти у всех детей наблюдается двигательное возбуждение или затор, жалобы на головные боли, плохой сон и снижение аппетита. Эти нарушения более заметны от резкого перехода от одного образа жизни к другому. Особенно если в семье не соблюдается режим , если дети не посещали детский сад.
Легкую и среднюю адаптацию можно считать закономерной реакцией организма на изменение условий, тяжелую адаптацию следует понимать как свидетельство того, что ребенку непосильны учебные нагрузки и режим обучения.
В свою очередь выраженность и длительность самого процесса адаптации зависит от самого здоровья ребенка к началу обучения.
Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить:
- благоприятная доминанта работоспособности и ее улучшение на протяжении 2-х первых месяцев обучения;
- отсутствие выраженных неблагоприятных изменений;
- показатели состояния здоровья;
- хорошее усвоение программного материала.
Однако, здоровых детей поступающих в школу только 20 – 25%, у остальных наблюдаются различные нарушения.
У детей, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности; были черепно-мозговые травмы, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания, расстройства нервной системы – адаптация тяжелая.
Одной из основных задач, которая становиться перед ребенком-школьником – это необходимость усвоения программного материала. И несмотря на то, что умственная готовность практически одинаковая у всех детей, реальная готовность различна.
У детей с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, низким уровнем развития произвольности внимания, воли и других качеств, будут самые большие трудности. Дело в том, что сменяя ведущий вид деятельности: игра закончена, а учебная деятельность еще не сформировалась.
Учебная деятельность имеет свое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности. Учебная деятельность детерминирует формирование, возникновение основных психологических новообразований младшего школьного возраста и определяет общее психическое развитие младшего школьника.
В.В. Давыдов четко обосновал отличие учебы от учебной деятельности. Начало обучение в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и позволяет перейти к общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у ребенка нет потребности в приобретении теоретических знаний, а именно она является психологической основой формирования учебной деятельности.
На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познаванием, учением имеют незначительный вес, а познавательная мотивация совсем развита слабо. Поэтому ценность учения ради знания или ради оценки, ради одобрения родителей, ради поощрения или избегания наказания – на первых этапах адаптации. Потребность учиться ради знаний возникает гораздо позже, при совместным с учителем выполнение простейших учебных действий, направленных на решение простейших учебных задач.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе является изменение в поведение ребенка. Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с классом, с учителем, овладение навыками учебной деятельности. Поэтому при проведении специальных исследований по изучению адаптации детей к школе, должен изучаться характер ребенка в этих трех сферах.