Пятница, 15 Ноя 2024, 12:34
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51643


Онлайн всего: 137
Гостей: 137
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Психофизиологические аспекты адаптации к школе
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка в плане социальном, психофизиологическом, физиологическом.

Напряженность периода определяется тем, что школа ставит перед ребенком целый ряд задач, которые не связаны с предшествующим опытом ребенка. Они требуют максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов ребенка.

Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется тем, что интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением. Причем статическое напряжение детей 6-7 лет наиболее утомительно, так как удержание определенной позы, например, при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма, особенно, безотрывного, сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки (сгибатели и разгибатели пальцев).

Специальные исследования показывают, что самые обычные виды деятельности школьника вызывают напряжение ряда функциональных систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольная работа учащают пульс на 15-30 ударов; к увеличению систолического давления на 15-30 мм ртутного стлба и изменению биохимического показателя крови.

Таким образом, адаптация – сложный длительный процесс, имеющий физиологический и психофизиологический аспекты.

Выделяется 3 этапа физиологической адаптации:

ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма;
неустойчивое приспособление, когда организм ищет наиболее оптимальные варианты ответов на эти воздействия.

На первом этапе не о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть. Поэтому важно помнить, какую цену платит организм ребенка в данный период. На втором этапе эта цена снижается – буря затихает;

период наиболее устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех видов систем.

Какую бы работу не выполнял школьник, - любую - каждая из систем его организма должна отреагировать своим напряжением. Поэтому, чем больше напряжения потребуется от каждой, тем больше ресурсов израсходует организм.

Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное функциональное напряжение, и связанное с ним утомление и переутомление, могут привести к нарушению здоровья.

Исходя из этого, каждый учитель должен знать, что на первом этапе обучения нельзя чрезмерно интенсифицировать учебную работу, так как дети очень быстро устают, внимание удерживать сложно. В соответствии с этим весь процесс обучения нужно строить индивидуально, чтобы не нанести вреда здоровью.

Продолжительность всех трех фаз адаптации равна 5-6 неделям, то есть до 10-15 октября. Наиболее сложной является 1-4 неделя.

Чем характеризуется первая неделя обучения:

достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности;
высоким уровнем напряжения сердечно сосудистой системы;
высоким уровнем симпато-адреналиновой системы;
низким показателем координации различных систем организма между собой.

Несоответствие требований и возможностей ребенка ведут к неблагоприятным изменения центральной нервной системы, к резкому падению учебной активности, снижение работоспособности.

Только на 5-6 недели обучения постепенно возрастают и становятся боле устойчивыми показатели работоспособности. Снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем (ЦНС, ССС), так как относительное устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям затягивается до 9 недель. И хотя считается, что период острой психологической адаптации заканчивается на 5-6 недели, весь первый год обучения может считаться периодом неустойчивой и напряженной регуляции организма.

Успешность процесса адаптации определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья адаптация может проходить по-разному. Выделяют группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой.

При легкой адаптации состояние напряженности внутренних систем организма ребенка компенсируется в течении первой четверти.

При адаптации средней степени тяжести нарушения самочувствия и здоровья могут наблюдаться в течении первого полугодия.

При тяжелой адаптации нарушения в состоянии здоровья могут продолжаться в течении первого года.

Напряжение всех физиологических систем в организме ребенка в наибольшей степени проявляется в течении первых двух месяцев обучения.

Почти у всех детей наблюдается двигательное возбуждение или затор, жалобы на головные боли, плохой сон и снижение аппетита. Эти нарушения более заметны от резкого перехода от одного образа жизни к другому. Особенно если в семье не соблюдается режим , если дети не посещали детский сад.

Легкую и среднюю адаптацию можно считать закономерной реакцией организма на изменение условий, тяжелую адаптацию следует понимать как свидетельство того, что ребенку непосильны учебные нагрузки и режим обучения.

В свою очередь выраженность и длительность самого процесса адаптации зависит от самого здоровья ребенка к началу обучения.

Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить:

- благоприятная доминанта работоспособности и ее улучшение на протяжении 2-х первых месяцев обучения;

- отсутствие выраженных неблагоприятных изменений;

- показатели состояния здоровья;

- хорошее усвоение программного материала.

Однако, здоровых детей поступающих в школу только 20 – 25%, у остальных наблюдаются различные нарушения.

У детей, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности; были черепно-мозговые травмы, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания, расстройства нервной системы – адаптация тяжелая.

Одной из основных задач, которая становиться перед ребенком-школьником – это необходимость усвоения программного материала. И несмотря на то, что умственная готовность практически одинаковая у всех детей, реальная готовность различна.

У детей с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, низким уровнем развития произвольности внимания, воли и других качеств, будут самые большие трудности. Дело в том, что сменяя ведущий вид деятельности: игра закончена, а учебная деятельность еще не сформировалась.

Учебная деятельность имеет свое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности. Учебная деятельность детерминирует формирование, возникновение основных психологических новообразований младшего школьного возраста и определяет общее психическое развитие младшего школьника.

В.В. Давыдов четко обосновал отличие учебы от учебной деятельности. Начало обучение в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и позволяет перейти к общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у ребенка нет потребности в приобретении теоретических знаний, а именно она является психологической основой формирования учебной деятельности.

На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познаванием, учением имеют незначительный вес, а познавательная мотивация совсем развита слабо. Поэтому ценность учения ради знания или ради оценки, ради одобрения родителей, ради поощрения или избегания наказания – на первых этапах адаптации. Потребность учиться ради знаний возникает гораздо позже, при совместным с учителем выполнение простейших учебных действий, направленных на решение простейших учебных задач.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе является изменение в поведение ребенка. Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с классом, с учителем, овладение навыками учебной деятельности. Поэтому при проведении специальных исследований по изучению адаптации детей к школе, должен изучаться характер ребенка в этих трех сферах.
Категория: Для психологов | Добавил: ZarZar (02 Окт 2012)
Просмотров: 1261 | Теги: Психофизиологические, адаптации, аспекты, школе | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
15 Ноя 2024
12:34


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz