Класс: 9,10. Форма проведения: игра – соревнование. Цели: Образовательные: проявить интерес к математике; дополнить знания по предмету; расширить кругозор, фронтальное повторение учебного материала по математике Воспитательные: воспитать у ребят раскованность; чувство ответственности; формировать чувство коллективизма, умение быстро ориентироваться в обстановке Развивающие: развитие творческих способностей; развитие мышления, памяти; привить уважение к друзьям и соперникам, развитие культуры общения и культуры ответа на математический вопрос. Методы: наглядные, словесные, практические. Оформление: математические газеты; плакаты с выска¬зываниями: «Математика — это гимнастика ума» (М. Калинин), «Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг» (Ф. Хауслорф), «Высшее назначение математики... состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает» (Н. Винер), «Книга — книгой, а мозгами двигай» (В. Маяковский); В игре участвуют две команды по пять человек из двух классов.
Викторина начинается с выступления двух учащихся. 1-й учащийся: Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто еще не знает, Что может полюбить математику, Наша викторина посвящается! 2-й учащийся: Математика повсюду Математика повсюду. Глазом только поведешь И примеров сразу уйму Ты вокруг себя найдешь. Каждый день, вставая бодро, Начинаешь уж решать: Идти тихо или быстро, Чтобы в класс не опоздать. Вот строительство большое. Прежде, чем его начать, Нужно все еще подробно Начертить и рассчитать. А иначе рамы будут с перекосом, Потолок провалится. А кому, друзья, скажите, Это может нравиться? Ох, скажу я вам, ребята, Все примеры не назвать. Но должно быть всем понятно, Что математику Нам нужно знать на пять. Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь, Хорошо работай в школе, Добросовестно учись.
I. Представление команд. Название команды, внешний вид, девиз, привет¬ствие жюри оценивает из расчета 7 баллов. II. Конкурс «Слабое звено». Задаются вопросы, жюри ведет счет: верный от¬вет — 1 балл. Вопросы для 1-й команды: 1. Направленный отрезок. [Вектор.] 2. Что больше: (cos 180°)2 или (cos 180°)3? [(cos 1800)2] 3. Отношение прилежащего катета к гипотенузе.[Косинус] 4. Самая большая хорда в круге.[Диаметр.] 5. Решите неравенство х2 < 2.[-л/2 < х < л/2] 6. График обратной пропорциональности.[Гипербола.] 7. Часть окружности.[Дуга.] 8. Точка пересечения диаметров окружности.[Центр.] 9. Наглядное изображение функциональной зависимости.[График.] 10. Подкоренное выражение в формуле корней квадратного уравнения. [Дискриминант.] Вопросы для 2-й команды: 1. Правило, схема выполнения действий. [Алгоритм.] 2. Третья степень числа. [Куб.] 3. Сформулируйте теорему синусов. Независимая переменная. [Аргумент.] 5. Решите неравенство х2 > 3. [ ] 6. Сотая часть числа. [ Процент] 7. Другое название двучлена. [ Многочлен] 8. Что больше: (sin 90°)2 или (sin 0°)3? [ (sin 90°)2] 9. Точка пересечения осей координат. [Начало координат.] 10. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. [Синус] III. Конкурс «Великие математики» На сцене — плакат с фамилиями великих мате¬матиков. 1. Ферма. 7. Пифагор. 2. Евклид. 8. Пеано. 3. Декарт. 9. Архимед. 4. Гильберт. 10. Колмогоров. 5. Эратосфен. 11. Эйлер. 6. Кантор. 12. Бурбаки. На столе — билетики с номерами 1-12. Капитаны команд вытягивают билетики с номерами, затем лю¬бой член команды должен в течение 1 минуты отве¬тить, в каком веке жил этот математик и чем он из¬вестен (привести хотя бы один пример, говорящий о значении работ данного математика). Учащимся за-ранее сообщаются фамилии этих математиков, чтобы они могли подготовиться к конкурсу. Каждый пра¬вильный ответ — 3 балла. IV. Конкурс капитанов «Какое это слово?» По очереди называются буквы, как в теле игре «Поле чудес». За правильный ответ — 3 балла. 1. Как называли куб в Греции? [Гексаэдр.] 2. Назовите фамилию ученого, который написал самый первый учебник по геометрии. Он однофамилец известного греческого медика. [Гиппократ.] V. Конкурс «Меры длины» На сцене вывешиваются плакаты с названиями мер длины. Миля. Сажень. Локоть. Ярд. Фут. Метр. Ведущий по очереди задает вопросы командам, ответы на которые нужно найти среди надписей на плакатах (каждый правильный ответ — 2 балла). 1. Какая мера длины была введена указом короля Генриха I в начале XII века? [Ярд.] 2. Какая мера длины была распространена на Руси с XI века? Это — расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. [Локоть.] 3. В честь какой меры длины была отчеканена медаль со словами «На все времена. Всем народам»? [Метр.] 4. Какая мера длины произошла от римской меры «двойной шаг»? Она использовалась для измерения больших расстояний. [Миля.] 5. Какая английская мера длины используется для измерения небольших расстояний, там где нужна большая точность? [Фут.] 6. Название какой меры длины произошло от слова «сягать», то есть доставать до чего-либо. Отсюда употребление слова «недосягаемый» в отношении места, куда невозможно добраться, человека, достижения которого невозможно повторить. [Сажень.] VI. Конкурс «Числа в народных пословицах, поговорках и загадках» Команды поочередно называют пословицы, пого¬ворки и загадки. Побеждает та команда, которая на¬зывает последней пословицу (каждая пословица — 1 балл.) 1. Один за всех — все за одного. 2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 3. Семь раз примерь — один раз отрежь. 4. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. 5. Ум — хорошо, а два — лучше. 6. Семь братьев: годами равные, именами разные. [Дни недели.] 7. Пять чуланов — одна дверь. [Перчатки.] 8. Один говорит, два глядят, два слушают. [Язык, глаза, уши.] 9. Здоровье одно, а болезней много. 10. Горя много, а смерть одна. 11. Герой умирает один раз, а трус — тысячу раз. 12. В одно ухо влетело, в другое — вылетело. 13. Обещанного три года ждут. 14. На пол упало, наполовину пропало. 15. Всякое полу знание хуже незнания. 16. Захотеть — половину дела сделать. 17. С грехом пополам (кое-как, так и сяк). 18. Где один гриб, там и другой. 19. Знает один — тайна, знают двое — не тайна. 20. И один враг опасен. 21. Наука одна, а учителя разные. 22. Один про Фому, а другой про Ерему. 23. Один цветок весны не делает. 24. Одна книга тысячи людей учит. 25. Одна ложка дегтя портит бочку меда. 26. Одной рукой и узла не завяжешь. 27. Старый друг лучше новых двух. 28. Один, как перст. 2Q. Семь пядей во лбу. 30. От горшка два вершка, а уже указчик. VII. Конкурс «Художественная самодеятельность» (Проходит во время подсчета баллов жюри.) Каж¬дая команда заранее сочиняет математические час¬тушки. Оценивается математическое содержание ча¬стушек, их исполнение, количество, костюмы участ¬ников. VIII. Подведение итогов. Вручение призов