Урок литературы "Прощать святое право страданьем куплено..." (Любовная лирика М.Ю. Лермонтова)
Урок литературы в 9 классе. Тема «Прощать святое право страданьем куплено…» (Любовная лирика М.Ю.Лермонтова).
Цели: познакомиться с любовной лирикой М.Ю.Лермонтова, с особым настроением, свойственным стихам поэта, попытаться найти отличительные признаки между ранней и поздней любовной лирикой, найти ответ на вопрос: что значит любить другого человека? Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Любовные адресаты М.Лермонтова», тексты художественных произведений М. Лермонтова, портрет поэта, альбом «Жизнь М. Ю.Лермонтова». Эпиграфы урока: 1. Пусть я кого – нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою. М.Лермонтов. 1831 г.
2. Но пред судом толпы лукавой Скажи, кто судит нас иной? И что прощать святое право Страданьем куплено тобой. М.Лермонтов.1841г. На доске: Любить - это значит беречь от беды. Любовь - чувство самоотверженной сердечной привязанности (С.И.Ожегов). Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Слово учителя.
Жизнь без поэзии бледна и уныла, как без пения птиц, благоухания цветов, без любви и красоты. Язык поэзии – язык возвышенного движения души, великой радости и светлой печали. Не все говорят на нем, но понять его может каждый. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией Лермонтова, попытаемся понять язык поэзии в его высшем проявлении – любовной лирике.
3. Беседа по изученному материалу. О поэзии Лермонтова мы говорили мало. Но вам уже известно, что у Лермонтова в творчестве появляются новые мотивы. - Какие новые мотивы появляются в лирике Лермонтова? ( 1.бездействие потерянного поколения, 2.одиночество, странничество, изгнанничество,3. земля и небо,4.скрытое лицо (маска). Все верно. -Какими же качествами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь искусству и Родине? (Ответы учащихся.) Ираклий Андронников и другие литературоведы, исследователи творчества М.Лермонтова, делают акцент на высочайшую культуру, многосторонность интересов, его требовательности к себе и другим. - Докажите это суждение. (Ответы учащихся).
4. Изучение нового материала. 1.Слово учителя. Лермонтов – поэт, у которого богато романтическое восприятие: тоска по свободе, справедливой, полнокровной жизни; неистребимая жажда активной деятельности, осознание нарастающего разрыва с обществом, поиски гармонии в мире природы. Отсюда одиночество, непривлекательность поэта, попытка обрести «родную душу в любви и дружбе»
2.Вопросы: что такое любовь? ( Ответы учащихся, чтение определения Ожегова) На уроке мы должны найти ответы и на другие вопросы: 1) Каков Лермонтов по отношению к женщине? 2) Что означает для Лермонтова любить другого человека?
3.Чтение и анализ стихотворения «Нищий».
1) О чем это стихотворение? 2)Какова его тема? (Это стихотворение написано поэтом на богомолье в Троице-Сергиевой Лавре). 3)На какие две части можно разделить стихотворение?( Соответственно – две темы) ( 1ч.- тема страдания человека от голода, жажды, нищеты; 2ч.- тема неразделенной любви) Посмотрите, оказывается, любовной лирике свойственна многоплановость. Критики отмечают, если поэт пишет о любви, то в этом стихотворении обязательно есть размышления о жизни вообще. 4)Какой известный вам прием использует Лермонтов? (Сравнение). 5)Что с чем сравнивает? ( страдания от неразделенной любви сравнимы со страданиями нищего, голодного, иссохшего бедняка). 6) Подберите синонимы к словосочетанию «неразделенная любовь».
4.Знакомство с адресатами любовной лирики Лермонтова. Екатерина Сушкова (Презентация, портрет) (Рассказ учителя, чтение стихов учащимися: «Весна», «Ночь», «Когда к тебе молвы рассказ», «Передо мной лежит листок». «Свершилось, полно ожидать…», «Итак, прощай! Впервые этот звук», «Раскаянье», «Черные очи» «В ваших звездах, черные очи, Я нашел для сердца рай и ад» Любовь помогает поэту, вдохновляет на создание новых и новых произведений.
Наталья Иванова (Презентация, портрет) Стихи поэта Лермонтова мучительно читать – столько в них боли, страстных надежд, разочарований. (Чтение стихов, подобранных учащимися).
Варвара Александровна Лопухина (Презентация, портрет). Чтение стихотворений «Оставь напрасные заботы», «Мы случайно сведены судьбою». «Она не гордой красотою», «Я к вам пишу случайно, право…», «Нет, не тебя так пылко я люблю». 5. Элементы исследовательской деятельности. А сейчас мы попытаемся найти разницу между любовной лирикой раннего и позднего периода творчества Михаила Лермонтова. Мотив грусти, страдания от неразделенной любви, поиск «родственной души» присутствует и там, и там. - Так в чем же разница? (используем полученные знания об адресатах любовной лирики). ( Старшеклассники говорят о своих наблюдениях, делают выводы, приводят доказательства при помощи художественного текста). В ранней лирике чаще речь идет о неразделенной любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства друга. С годами окрепла вера Лермонтова в дружбу и любовь. Он искал и находил «родную душу». В лирике зрелых лет все реже встречается тема одиночества, все чаще поэт говорит о возможности и необходимости взаимопонимания между духовно близкими людьми, о верности и преданности. Дружить и любить, по мнению Лермонтова, значит желать добра близкому человеку, подавлять в себе чувство недоверия, прощать мелкие обиды. Об этом он так и писал: «Прощать святое право Страданьем куплено…» (см. эпиграф) ( Стихотворение «Оправдание»). (Одновременно идет просмотр презентации.)
6. Творческая работа. Миниатюра. 1 группа: Каков же Лермонтов в любви? 2 группа: Какое настроение преобладает в любовной лирике? 3 группа: Что означает для Лермонтова любимая женщина? 7.Рефлексия. Выводы учащихся. 1. Любовная лирика Лермонтова – это поэзия возвышенного движения души. Великой радости и светлой печали. 2. В любовной лирике Лермонтова есть размышления о жизни, об окружающем мире. 3. Любовь вдохновляла поэта на создание новых стихов. 4. Жизнь без любви пуста и бессмысленна. Так учитесь любить близких вам людей, учитесь беречь их от беды, будьте добры к окружающим. Относитесь к ним с пониманием, умейте прощать. Ибо «Прощать святое право Страданьем куплено тобой» 7. Комментирование оценок 8.Д/ з: Подготовить чтение наизусть стихотворений современных поэтов о М.Ю.Лермонтове.