Вторник, 23 Апр 2024, 14:43
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Урок литературы "Прощать святое право страданьем куплено..." (Любовная лирика М.Ю. Лермонтова)
Урок литературы в 9 классе.
Тема «Прощать святое право страданьем куплено…»
(Любовная лирика М.Ю.Лермонтова).

Цели: познакомиться с любовной лирикой М.Ю.Лермонтова, с особым настроением, свойственным стихам поэта, попытаться найти отличительные признаки между ранней и поздней любовной лирикой, найти ответ на вопрос: что значит любить другого человека?
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Любовные адресаты М.Лермонтова», тексты художественных произведений М. Лермонтова, портрет поэта, альбом «Жизнь М. Ю.Лермонтова».
Эпиграфы урока:
1. Пусть я кого – нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
М.Лермонтов. 1831 г.

2. Но пред судом толпы лукавой
Скажи, кто судит нас иной?
И что прощать святое право
Страданьем куплено тобой.
М.Лермонтов.1841г.
На доске:
Любить - это значит беречь от беды.
Любовь - чувство самоотверженной сердечной привязанности (С.И.Ожегов).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.

Жизнь без поэзии бледна и уныла, как без пения птиц, благоухания цветов, без любви и красоты. Язык поэзии – язык возвышенного движения души, великой радости и светлой печали. Не все говорят на нем, но понять его может каждый.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией Лермонтова, попытаемся понять язык поэзии в его высшем проявлении – любовной лирике.

3. Беседа по изученному материалу. О поэзии Лермонтова мы говорили мало. Но вам уже известно, что у Лермонтова в творчестве появляются новые мотивы.
- Какие новые мотивы появляются в лирике Лермонтова?
( 1.бездействие потерянного поколения, 2.одиночество, странничество, изгнанничество,3. земля и небо,4.скрытое лицо (маска).
Все верно.
-Какими же качествами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь искусству и Родине?
(Ответы учащихся.)
Ираклий Андронников и другие литературоведы, исследователи творчества М.Лермонтова, делают акцент на высочайшую культуру, многосторонность интересов, его требовательности к себе и другим.
- Докажите это суждение. (Ответы учащихся).

4. Изучение нового материала.
1.Слово учителя.
Лермонтов – поэт, у которого богато романтическое восприятие: тоска по свободе, справедливой, полнокровной жизни; неистребимая жажда активной деятельности, осознание нарастающего разрыва с обществом, поиски гармонии в мире природы. Отсюда одиночество, непривлекательность поэта, попытка обрести «родную душу в любви и дружбе»

2.Вопросы: что такое любовь? ( Ответы учащихся, чтение определения Ожегова)
На уроке мы должны найти ответы и на другие вопросы:
1) Каков Лермонтов по отношению к женщине?
2) Что означает для Лермонтова любить другого человека?

3.Чтение и анализ стихотворения «Нищий».

1) О чем это стихотворение?
2)Какова его тема? (Это стихотворение написано поэтом на богомолье в Троице-Сергиевой Лавре).
3)На какие две части можно разделить стихотворение?( Соответственно – две темы) ( 1ч.- тема страдания человека от голода, жажды, нищеты; 2ч.- тема неразделенной любви)
Посмотрите, оказывается, любовной лирике свойственна многоплановость.
Критики отмечают, если поэт пишет о любви, то в этом стихотворении обязательно есть размышления о жизни вообще.
4)Какой известный вам прием использует Лермонтов? (Сравнение).
5)Что с чем сравнивает? ( страдания от неразделенной любви сравнимы со страданиями нищего, голодного, иссохшего бедняка).
6) Подберите синонимы к словосочетанию «неразделенная любовь».

4.Знакомство с адресатами любовной лирики Лермонтова.
Екатерина Сушкова (Презентация, портрет) (Рассказ учителя, чтение стихов учащимися: «Весна», «Ночь», «Когда к тебе молвы рассказ», «Передо мной лежит листок». «Свершилось, полно ожидать…», «Итак, прощай! Впервые этот звук», «Раскаянье», «Черные очи»
«В ваших звездах, черные очи,
Я нашел для сердца рай и ад»
Любовь помогает поэту, вдохновляет на создание новых и новых произведений.

Наталья Иванова (Презентация, портрет)
Стихи поэта Лермонтова мучительно читать – столько в них боли, страстных надежд, разочарований. (Чтение стихов, подобранных учащимися).

Варвара Александровна Лопухина (Презентация, портрет).
Чтение стихотворений «Оставь напрасные заботы», «Мы случайно сведены судьбою». «Она не гордой красотою», «Я к вам пишу случайно, право…»,
«Нет, не тебя так пылко я люблю».
5. Элементы исследовательской деятельности. А сейчас мы попытаемся найти разницу между любовной лирикой раннего и позднего периода творчества Михаила Лермонтова. Мотив грусти, страдания от неразделенной любви, поиск «родственной души» присутствует и там, и там.
- Так в чем же разница? (используем полученные знания об адресатах любовной лирики). ( Старшеклассники говорят о своих наблюдениях, делают выводы, приводят доказательства при помощи художественного текста).
В ранней лирике чаще речь идет о неразделенной любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства друга.
С годами окрепла вера Лермонтова в дружбу и любовь. Он искал и находил «родную душу». В лирике зрелых лет все реже встречается тема одиночества, все чаще поэт говорит о возможности и необходимости взаимопонимания между духовно близкими людьми, о верности и преданности.
Дружить и любить, по мнению Лермонтова, значит желать добра близкому человеку, подавлять в себе чувство недоверия, прощать мелкие обиды. Об этом он так и писал: «Прощать святое право
Страданьем куплено…» (см. эпиграф)
( Стихотворение «Оправдание»).
(Одновременно идет просмотр презентации.)

6. Творческая работа. Миниатюра.
1 группа: Каков же Лермонтов в любви?
2 группа: Какое настроение преобладает в любовной лирике?
3 группа: Что означает для Лермонтова любимая женщина?
7.Рефлексия. Выводы учащихся.
1. Любовная лирика Лермонтова – это поэзия возвышенного движения души. Великой радости и светлой печали.
2. В любовной лирике Лермонтова есть размышления о жизни, об окружающем мире.
3. Любовь вдохновляла поэта на создание новых стихов.
4. Жизнь без любви пуста и бессмысленна.
Так учитесь любить близких вам людей, учитесь беречь их от беды, будьте добры к окружающим. Относитесь к ним с пониманием, умейте прощать. Ибо «Прощать святое право
Страданьем куплено тобой»
7. Комментирование оценок
8.Д/ з: Подготовить чтение наизусть стихотворений современных поэтов о М.Ю.Лермонтове.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (21 Мар 2012)
Просмотров: 1220 | Теги: Урок, Право, куплено..., Прощать, М.Ю., литературы, страданьем, (Любовная, Святое, лирика | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
23 Апр 2024
14:43


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz