Пятница, 26 Апр 2024, 06:27
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Учебно-методическое пособие по русскому языку
Шамова Лидия Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ № 403 города Москвы
Учебно – методическое пособие по подготовке
к Государственной итоговой аттестации по русскому языку
учеников 5 – 6 классов.
План.
Раздел 1.
Рекомендации для учителей по организации подготовительной работы к итоговой аттестации по русскому языку
а)Знакомство со структурой будущего экзамена.
б)Создание сетки – схемы выполнения тренировочных заданий для самоанализа.
в) Подбор заданий , доступных для данной возрастной группы.
г) Подбор заданий опережающего характера при изучении программного материала в 5 – 6 классах.
д) Ознакомление учащихся с нормами оценивания экзаменационных работ и разработка промежуточных норм оценивания работ школьников.
е) Разработка норм перерасчета баллов за выполненную работу в отметку по пятибалльной системе.

Знакомство со структурой будущего экзамена
В данной работе представлены материалы по тем возможным шагам в работе, которые может использовать преподаватель, уже начиная с первых шагов учащихся в средней школе. В основе этой работы лежит постепенное знакомство ребят с содержанием зкзаменационных заданий, подготовка школьников к адекватному восприятию будущего экзамена, уверенности в своих силах. Первоначально нужно определить, какие задания доступны для выполнения уже на начальном этапе изучения программы 5 класса. Ученики под руководством учителя внимательно изучают тот материал, который им предстоит изучить в 5 классе по оглавлению учебника, а затем сопоставляют их с представленными учителем заданиями и делают вывод о том, какие они сделают шаги навстречу экзамену в данном учебном году (такая работа может проводиться ежегодно).
Одновременно с этой работой ученики должны понять структуру будущего экзамена, состоящего из 3 частей: сжатого изложения, тестовой части и сочинительной части по прослушанному тексту. Школьники будут нацелены на эти виды работ в процессе изучения материала, т.к. увидят, что подобных заданий выполняется достаточно много - следует максимально старательно и добросовестно к ним относиться.
Прежде всего учеников стоит нацелить на внимательное отношение урокам развития речи,т.к. именно они помогут ребятам понять типы и стили речи, нацелить их на то, что им предстоит на экзамене работать с текстом публицистического стиля или научного (точнее, научно - популярного подстиля).
Те тестовые задания, которые учитель будет готовить к урокам, должны схематично повторять экзаменационные. Это сформирует у школьников устойчивый навык оперирования с подобными заданиями, научит их быть внимательными и не теряться, если что-то покажется сразу затруднительным для выполнения.
На уроках следует использовать различные формы устной и письменной работы,
способствующей выработки навыка доказательной речи, чтобы школьники могли формулировать основную мысль своего высказывания и подбирать доказательства в ходе рассуждения

Создание сетки – схемы выполнения тренировочных заданий для самоанализа при выполнении тестовых заданий.
Приступая к созданию сетки схемы, учитель не должен исключать из нее большую часть заданий, т.к. при выполнении заданий А1 – А7 ученики практически могут выполнить на доступном материале все, хотя наибольшую трудность будут вызывать задания А1 и А3, но кропотливая и постоянная работа даст постепенно положительные результаты.
№ работы 1 2 3 4 5 6 7
А1
А2
И т.д

После каждой выполненной тренировочной работы ученики заштриховывают клеточки, где их постигла неудача. Ученик по этим результатам может проанализировать свои знания и умения и нацелить себя на более упорную работу по данной теме. Это дает возможность и учителю увеличить количество заданий по тем темам, которые хуже усвоены. Кроме того данная схема поможет ученикам заметить и свои успехи, когда некоторые клеточки, которые раньше приходилось закрашивать, теперь превратились в распахнутые окошки. Это будет вселять оптимизм в души учеников , их родителей и самого учителя.
Подбор заданий , доступных для данной возрастной группы.
Подбирая тексты для анализа, учитель должен ориентироваться на их стилистическую особенность, чтобы они помогли в дальнейшем помочь им свободно толковать публицистический и научный материал. Вот пример подобного текста.
1 .Вода в природе находится в постоянном движении. 2. Огромное количество воды, поднятое солнцем в атмосферу, охлаждается и в виде осадков снова выпадает на землю. 3.Выпавшая вода испаряется, проникает в почву и стекает в водоемы.
4.Человек должен следить за чистотой всех водоемов.
5.Чистая вода нужна для питья. 6.В загрязненных сточными водами водоемах гибнут растения и животные. 7.Большой вред наносит загрязнение вод нефтяными продуктами. 8.Нефть смачивает оперение водоплавающих птиц. 9.Оно теряет воздух, и птицы погибают от охлаждения тела. 10.Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды.
Для анализа текста могу быть предложены следующие задания:
А1. В какой фразе заключена основная мысль текста?
1) Вода в природе находится в постоянном движении.
2) Человек должен следить за чистотой водоемов.
3) Чистая вода нужна для питья.
4) Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды.

А2. Укажите , в каком значении употреблено слова «атмосфера»?
1) Воздушная оболочка земли.
2) Состояние воздуха.
3) Обстановка в жилище.
А3. Выписать однокоренные слова из текста, указать их роль.
1). Это неоправданное повторение.
2) Подчеркивают научный стиль речи.
3) Их невозможно заменить синонимами.

А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове «нефть» первый звук мягкий.
2) В слове «испаряется» есть безударный гласный в корне.
3) В слове «оперение» есть корень с чередующимся гласным.
4) В слове «осадков» есть неизменяемая приставка.
А5.Укажите слово с разделительным мягким знаком.
1)нефть 2) перья 3)спускать
А6. Найти слово с приставкой, обозначающей движение внутрь.
1) Находится 2) выпадает 3)проникает 4( запрещает

А7. Каким способом образовано слово «загрязнение»?
1) Приставочным
2) Суффиксальным
3) Приставочно – суффиксальным.

В1. Заменить слово «осадков» словом художественного стиля.
В2 Определить способ связи слов в словосочетании «чистая вода»
В3. Выписать грамматическую основу из предложения 5.
В4 Среди предложений 7 -10 найти сложное.
В5. Среди предложений 3 – 5 найти осложненное однородными членами.
В6 Найти подлежащее в предложении 8.
В7. Найти сказуемое в предложении 5.
В8. Указать способ связи предложений в тексте. (параллельная, цепная)
В9. В предложении 9 знак внутри предложения выделительный или разделительный?
Подбор заданий опережающего характера.
Частичные сведения по некоторым темам доступны для понимания в младших классах . Так, некоторые знания о способах связи слов в словосочетаниях вполне могут усвоить даже пятиклассники. Если объяснить им это на примерах тех частей речи, которые они знают. Дети легко усваивают, что существительное и прилагательное связаны согласованием. А управление - это глагол и существительное в косвенном падеже, а также два существительных связаны той же связью. Наречие же примыкает к глаголу. Когда школьники пишут обучающие или контрольные словарные диктанты, состоящие из словосочетаний, то в качестве дополнительного задания можно предложить им определить способ связи в этих словосочетаниях. Постепенно сведения будут усложняться, когда ученики будут знакомиться с другими знаменательными частями речи.
Путем постоянных тренировок можно достаточно хорошо научить их различать сложные предложения с различными видами связи, они быстро усваивают и терминологию: предложения сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Школьники учатся составлять схемы сложных предложений. Так, наряду с вертикальной схемой сложноподчиненного предложения они усваивают и горизонтальную. А сильные ученики довольно успешно могут задать вопрос от главного предложения к придаточному. Что будет хорошим преддверием изучения сложноподчиненных предложений в 9 классе. А за все время работа над данными вопросами даже менее способные ученики постепенно начинают легко отличать сложные предложения по способу связи простых предложений в их составе.
Ознакомление школьников с нормами оценок экзаменационных работ
Следует ознакомить школьников с теми нормами оценок, по которым будут оцениваться их экзаменационные работы в будущем и доступно объяснить, к чему им следует стремиться. Но на данном этапе обучения, когда объем текстов небольшой, следует разработать более простую схему норм оценок. Особую сложность вызовут, безусловно, оценки за содержание творческих работ. Хотя и здесь дети должны знать тот минимум, который способны усвоить. Например, можно предложить им такую градацию логических ошибок:
- нет четкой композиции работы;
- отсутствие вступления , концовки;
- части неравномерны;
- лишняя информация;
- пропуск важного;
- нарушение абзацного членения;
- нарушение последовательности;
- отсутствие связи между доводами или предложениями;
Также можно выбрать критерии оценки грамматических и речевых ошибок. Эти схемы должны быть всегда перед учениками во время письменных работ и при работе над ошибками. Это научит их более тщательно контролировать не только пунктуационную и орфографическую сторону работы, но и речевую, а также содержательную.
Разработка норм перерасчета баллов за выполненную работу в отметку по пятибалльной системе.
Новая система оценивания работ с помощью баллов идет в разрез с существующей системой получения учениками привычных оценок, которые они получают по всем предметам. Здесь учитель столкнется с некоторыми трудностями. Проще оценить тестовую работу, а вот творческую достаточно сложно, т.к. они не сталкиваются с таким оцениванием повседневно, но приучать их постепенно следует. Для этого они знакомятся с системой пересчета. Школьники должны знать, что за сочинение они могут набрать 9 баллов и получить оценку «5». Дальше вы должны решить, как будете оценивать более слабую работу, учитывая уровень подготовки класса.
Максимальная норма баллов за изложение – 7, а затем нужно подобрать нормы для «4» (это могут быть 6 – 5 баллов),4 -3 балла – это «3» , а двойка так ею и остается.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (21 Мар 2012)
Просмотров: 1004 | Теги: русскому, пособие, языку, по, Учебно-методическое | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
06:27


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz