Пятница, 26 Апр 2024, 22:38
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

«Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности»
Тема: «Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности»
Цели урока:

1. Обучающая:
а) повторить знания уч-ся о составе сложного бессоюзного предложения и смысловых отношениях между частями сложного бессоюзного предложения;
б) учить устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях.
в) повторить знания о сложных предложениях
2. Развивающая:
а) формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения
б) развивать умения:
* частично-поисковой деятельности;
* аналитической деятельности;
* составлять таблицу;
* оценивать результат выполненных действий;
* приемов наблюдения;
* действовать самостоятельно.
3. Воспитывающая:
а) положительное отношение к знаниям;
б) бережное отношение к русскому языку.

Ход урока
1 этап Повторение изученного материала
- работа по карточкам на местах;
- работа по карточкам у доски
Карточка №1
Задание: Выписать ССП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложения, начертить схему.
Карточка №2
Задание: Выписать СПП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложения, начертить схему.
Карточка №3
Задание: Выписать СБП, отметить грамматическую основу, дать характеристику предложения, начертить схему.
Класс Задание: терминологический диктант распределить на 3 столбика (ССП/ СПП/СБП)

Сочинительный союз, союзные слова, связаны при помощи интонации, контактное слово,
без участия союзов, подчинительная связь, равноправные по смыслу, соединительные союзы, придаточное предложение, бессоюзная связь.
Вопросы к учащимся:
- К какому стилю речи относятся данные словосочетания?
- Опираясь на опорные словосочетания, дайте характеристику ССП, СПП, СБП

Проверка выполнения карточек у доски.

2 этап
Вопрос: Какие предложения близки к СБП?
В чем заключается различие?
Какие сложные союзные предложения имеют значения одновременности и последовательности?
Какими сочинительными союзами эти значения выражаются? (и, ни-ни, да=и, тоже, также)
Задание: Запишите предложение, определите вид сложного предложения.
Укажите союзы и объясните их значение.
Замените союзное предложение бессоюзным. Изменилось ли при этом содержание предложения?

Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ливень. Дверь отворилась, и в ней показалась незнакомая фигура. В лугах печально кричали ночные птицы, и белая звезда
переливалась над рекой.
Вывод: СБП близки к ССП. Между частями ставится запятая. Также может ставиться точка с запятой.
Откройте учебник на стр. 194, параграф 29, прочитайте , когда ставится точка с запятой?

3 этап «Уровневая дифференциация»
Задание «А»
Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Распределите предложения со значением одновременности, последовательности
Накануне выпал небольшой снежок подморозило от снега было светло вокруг. Чуть вился дымок несмело оживал костёр с трудом в закоптелый бак гремела вода со льдом.Тем временем выглянуло солнце оно послало свои лучи на землю лучи проникли в густую чащу осветили каждую ветку. Сухо и раскатисто треснул воздух ветви елей зашевелились
снег пышными клоками упал с нескольких ветвей. Небо было серебристо- звёздное поле за садом и гумном темнело ровно на чистом горизонте чётко чернела мельница с двумя парами крыльев.
Задание «В»
Из двух простых предложений постройте сначала сложносочинённые, потом сложные бессоюзные предложения. Начертите схемы предложений.
1.Стоял тёплый день. В луже купались воробьи.2.Было лето. На дворе зеленела травка.
3. Светает. На лугах блестит утренняя роса.4. Смеркалось. С гор подул холодный ветер.
5. Солнце садится в тучи. Дым припадает к земле.6. Тепло вздыхает ветер. На берегу покачиваются таловые кусты.
Задание «С»
Закончите предложения, чтобы получились сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.
1.Прилетели грачи….2.В лесу поднялся ветер….3.Весело горел костёр…4.Начался весенний сев….5.Сгущались тучи….6.Облака рассеялись….7.Слышался грохот льдин на реке….8.Донёсся шум….
4 этап Дом. задание
Параграф 29, выписать из текста СБП (10) на тему «Природа родного края», объяснить постановку знаков препинания;
Упр.361.
5 этап
Задание: Прочитайте текст, определите стиль речи.
1.Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните правописание.
2.Найдите предложение, соответствующее схеме:
3.Найдите ССП, замените его СБП, выполните синтаксический разбор
4.Озаглавьте текст.
Выс_ки снежные горы, широка раздольная степь, глуб_ки и быстры реки, просторны п_ля и леса нашей прекрасной Родины!
Без конца , без краю, на тысячи километров прот_нулась сибирская великая тайга; спл_шными лесами покрыты Уральские горы; раскинулись широким к_вром бескрайние степи Казахстана.
Св_тлы и выс_ки сосновые боры, темны, непролазны др_мучие ельники, веселы и кудрявы берёзовые рощи, величественны и зелены дубравы.
Осенью и весною, зимою и летом хорошо дыш_тся в лесу. В голубое высокое небо в_зносятся бронзовые ств_лы сосен. Высокими колокольнями стоят стройные ели; см_лою, багульником пахнет столетний бор; под самыми облаками качаются его зелёные вершины.
Точно белые красавицы , смотрятся в воду кудрявые берёзы. На освещённых солнцем душистых полянах высятся богатырские дубы. Каждым листочком трепещет робкая осина, и ярким убранством красуется красавец клён.
6 этап
Подведение итогов
3 этап «Уровневая дифференциация»

Задание «А»
Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Распределите предложения со значением одновременности, последовательности
Накануне выпал небольшой снежок подморозило от снега было светло вокруг. Чуть вился дымок несмело оживал костёр с трудом в закоптелый бак гремела вода со льдом.Тем временем выглянуло солнце оно послало свои лучи на землю лучи проникли в густую чащу осветили каждую ветку. Сухо и раскатисто треснул воздух ветви елей зашевелились
снег пышными клоками упал с нескольких ветвей. Небо было серебристо- звёздное поле за садом и гумном темнело ровно на чистом горизонте чётко чернела мельница с двумя парами крыльев.

Задание «В»
Из двух простых предложений постройте сначала сложносочинённые, потом сложные бессоюзные предложения. Начертите схемы предложений.
1.Стоял тёплый день. В луже купались воробьи.2.Было лето. На дворе зеленела травка.
3. Светает. На лугах блестит утренняя роса.4. Смеркалось. С гор подул холодный ветер.
5. Солнце садится в тучи. Дым припадает к земле.6. Тепло вздыхает ветер. На берегу покачиваются таловые кусты.

Задание «С»
Закончите предложения, чтобы получились сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.
1.Прилетели грачи….2.В лесу поднялся ветер….3.Весело горел костёр…4.Начался весенний сев….5.Сгущались тучи….6.Облака рассеялись….7.Слышался грохот льдин на реке….8.Донёсся шум….

5 этап
Задание: Прочитайте текст, определите стиль речи.
1.Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните правописание.
2.Найдите предложение, соответствующее схеме:
3.Найдите ССП, замените его СБП, выполните синтаксический разбор
4.Озаглавьте текст.
Высоки снежные горы, широка раздольная степь, глубоки и быстры реки, просторны поля и леса нашей прекрасной Родины!
Без конца , без краю, на тысячи километров протянулась сибирская великая тайга; сплошными лесами покрыты Уральские горы; раскинулись широким ковром бескрайние степи Казахстана.
Светлы и высоки сосновые боры, темны, непролазны дремучие ельники, веселы и кудрявы берёзовые рощи, величественны и зелены дубравы.
Осенью и весною, зимою и летом хорошо дышится в лесу. В голубое высокое небо возносятся бронзовые стволы сосен. Высокими колокольнями стоят стройные ели; смолою, багульником пахнет столетний бор; под самыми облаками качаются его зелёные вершины.
Точно белые красавицы , смотрятся в воду кудрявые берёзы. На освещённых солнцем душистых полянах высятся богатырские дубы. Каждым листочком трепещет робкая осина, и ярким убранством красуется красавец клён.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: vadik11092 (12 Фев 2012)
Просмотров: 5288 | Теги: отношениями, одновременности, последовательности», бессоюзные, «Сложные, предложения | Рейтинг: 1.0/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
22:38


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz