Пятница, 19 Апр 2024, 23:07
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Развитие речи учащихся
Развитие речи учащихся – проблема общепедагогическая.
(Из выступления руководителя ШМО учителей русского языка и литературы МОУ-сош №3 Костициной Е.А.)
Развитие речи - большая и сложная область языка. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методической литературе. В методике принято говорить о работе по развитию речи школьников, то есть о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование устной и письменной речи учащихся. Рассмотрим несколько аспектов этого вопроса.
На уроке того или иного предметного цикла учитель, проводя опрос, постоянно ставит школьника в речевую ситуацию. Если ученик отбирает слова и конструкции с той мерой точности, которая нужна в данном случае, чтобы раскрыть содержание, смысл высказывания, мы говорим о точности речи. Если школьник при отборе слов и конструкций заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателей нужную реакцию на сообщение – интеллектуальную (обеспечить внимание), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), мы говорим о выразительности речи. Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата. Эти три признака: богатство, точность и выразительность речи - применительно к школьной практике обозначают простым термином «хорошая речь».
К сожалению, ученик с хорошей речью в современном обществе – редкость. Особенно этот факт очевиден для учителей русского языка и литературы. И, к сожалению, часто встречается ситуация, когда у школьника, имеющего «3» по литературе, по другим предметам гуманитарного цикла – «4» и даже «5». Некоторые учителя-предметники при ответе ученика не обращают внимания на низкий уровень его речевой культуры. Хотя развитие речи учащихся – общепедагогическая проблема, и работать над её решением надо каждому педагогу, начиная с самого себя в первую очередь. Речь учителя должна быть образцом высокой речевой культуры. В этом контексте МО учителей русского языка и литературы может предложить каждому руководителю ШМО брошюру «Культура речи учителя», которая должна в определённой степени помочь преподавателям придерживаться в своей речи норм литературного языка.
Развитие речи учащихся протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи. Безусловно, ошибочно было бы считать, что благоприятные условия для развития речи детей складываются либо в семье, либо на уроках русского языка и литературы. Уже упоминалось о больших неиспользующихся резервах развития речи в преподавании всех школьных дисциплин. Однако в руках учителя-словесника находится такое сильное средство воздействия на внутренний мир школьника, как художественная литература. С её помощью происходит становление личности, её нравственности, эмоций, наконец, самой речи. Научить школьников читать и любить книгу – важнейшая задача учителя. И начинать такую работу нужно как можно раньше.
Среди основных направлений модернизации образования важным считается ориентация на речевое развитие и формирование у школьников коммуникативной компетенции. В связи с этим работа по развитию речи уч-ся приобретает ключевое значение. В методической копилке творческого учителя есть свои методы и приёмы обучения связной речи. Широкое применение в этой работе находит такая форма, как беседа, – об изображённом на картине, о прочитанной книге, о любых наблюдениях и впечатлениях; анализ текста, его частей; разнообразные коммуникативно-речевые задания. Но, главным, на мой взгляд, является творческая работа уч-ся. Детей надо «расписывать», и как можно раньше. Полезно предлагать темы для творческих работ с таким расчётом, чтобы в них раскрывалось личное детское видение на какое-то событие, предмет, проявилась своя манера передавать впечатления. «Ливень», «Праздник», «Счастье», «Грусть», «Осенний лист». Такие темы можно предлагать для творческих миниатюр– в несколько предложений. Если подобные работы и их анализ проводить часто - дети перестанут бояться сочинений. Кроме того, система обучения должна быть построена так, чтобы работа над словом велась систематически, ежеурочно. Личный опыт показывает эффективность проведения практически на каждом занятии этимологической, словарной и орфоэпической работы.
Для успешной работы по развитию речи уч-ся необходим системный подход.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: almar71 (23 Мар 2012)
Просмотров: 840 | Теги: учащихся, развитие, речи | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
23:07


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz