Среда, 17 Апр 2024, 03:01
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Разное (для начальных класов)

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке, направленная на развитие их творческих способностей
Афонина Светлана Александровна
Учитель начальной школы
ГБОУ школа №62 Выборгского района
Санкт-Петербурга

ТЕМА: «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке по системе «Школа2100» , направленная на развитие их творческих способностей.»

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации свои личных планов». Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развитой отечественной школы, для которой характерна организация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание».
Для организации содержания курса был использован сетевой подход, позволяющий параллельно включать творческие задания, ориентированные на познание, создание, преобразование и использование объектов, ситуаций, явлений различного уровня сложности, что обеспечивает продвижение в развитии учащихся в индивидуальном режиме, сохраняя целостность системы обучения.
Так, например, в разделе « Объект и его признаки» при изучении темы «Форма» использовались задания, ориентированные на познание, создание и преобразование объектов( составь загадку; придумай новую форму; раздели на группы; соедини объекты природного и технического мира, похожие по форме; найди объекты, похожие на круг, квадрат, треугольник). А в теме «Материал» - задания на познание, создание и использование объектов в новом качестве («что из чего?»; «составь загадку»; «найди новое применение старой резиновой игрушке»; «придумай новый материал и объясни, как его использовать»).
Согласно принципам личностно-деятельностного подхода, все выполненные творческие задания должны заканчиваться каким-либо значимым и доступным для младших школьников практическим видом деятельности – изобразительной деятельностью, схематизацией, конструированием, сочинение сказок (историй), составлением загадок, описаний, сравнений, метафор, пословиц, фантастических сюжетов и т.п.
С целью более рациональной организации самостоятельной работы над заданиями, экономичного использования времени на уроке разработана серия рабочих тетрадей. В них представлена свернутая информация в виде опорных схем, необходимых для выполнения заданий, рисунков, текстов, памяток и других справочных материалов, позволяющих информационно не перегружать детей, сделать процесс более наглядным и доступным для учащихся младших классов, а также привлечь к сотрудничеству родителей, восполнить проблем литературы по творчеству для начальной школы. Кроме того, рабочие тетради позволили иначе взглянуть на основную проблему организации самостоятельной творческой деятельности учащихся этого возраста - представление результата выполнения задания в виде определённого творческого продукта.
Единообразное оформление места выполнения творческого задания на уроке и дома, символика методов творчества, поведенческих правил, выводов по теме, отраженных в справочных материалах, сопровождение названия темы яркими цитатами из детских произведений, раскрывающих её смысл, позволяют учащимся самостоятельно ориентироваться в тетради. Большое внимание при оформлении листа рабочей тетради уделено организации фиксирования рефлексивных действий учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учётом предыдущего опыта).

Особенно важна для получения высокого результата правильная организация работы над творческими заданиями. При работе над творческими заданиями необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
-стремиться к самостоятельной постановке творческого задания учащимися;
-поощрять использование при выполнении заданий методов творчества;
-ориентировать на идеальный конечный результат;
-схематично фиксировать все полученные варианты, в том числе и промежуточные;
-демонстрировать разноуровневость творческого задания;
-поощрять оригинальные решения, даже если они отличаются от контрольного;
-поэтапно рефлексировать процесс выполнения творческого задания;
-выполнение любого задания должно заканчиваться получением творческого продукта, значимого для учащегося.

Особенности учебного процесса.

Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
-вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно-деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
-системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
-промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
-сложность содержащихся в них проблемных ситуация,
-сложность мыслительных операций, необходимых для их решения,
-формы представления противоречий (явные, скрытые).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III(начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класс. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I(высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностного взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его – в неразрывность прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Под рефлексивными действиями будем понимать:
-готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
-умения обретать новый смысл и ценности;
-умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
-умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.
Категория: Разное (для начальных класов) | Добавил: almar71 (19 Мар 2012)
Просмотров: 1788 | Теги: учащихся, их, деятельности, На, самостоятельной, развитие, уроке, организация, направленная | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
17 Апр 2024
03:01


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz