Суббота, 27 Апр 2024, 01:00
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Пояснительная записка по литературе
Пояснительная записка

В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

· освоение текстов художественных произведений;

· формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

· формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

· формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

· формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

· формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

· формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

· освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т.е. помогать постижению произведения искусства. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие:

5 класс – жанры;

6 класс – роды и жанры;

7 класс – характер – герой – образ;

8 класс – литература и традиция;

9 класс – автор – образ – читатель;

10-11 классы – художественный мир писателя.

Система теоретико-литературных понятий — неотъем­лемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условия­ми отбора программных произведений являются их эстетиче­ская ценность, личностно-значимый потенциал и включен­ность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориен­тацию — на читателя и на культурную (литературную) тради­цию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обу­чения в каждом классе:

5 класс — переход от литературного чтения к изучению ли­тературы;

6—9 классы — изучение литературы как искусства слова;

10—11 классы — изучение литературы в историко-культур­ном и историко-функциональном аспектах.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и ох­ватывают деятельность учащихся на каждом этапе литера­турного развития:

5—8 классы — обучение эстетическому анализу в различ­ных аспектах;

9 класс — интерпретация текстов;

10—11 классы — знакомство с художественным миром пи­сателя в историко-культурном и историко-функциональном ас­пектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодо­леть «издержки» историко-генетического изучения художе­ственного произведения, размыкает рамки «малого време­ни» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с ав­тором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужден­ность, закрытость классического произведения от современ­ного читателя, оно включается в сферу читательских интере­сов школьников.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. фор­мирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Литературное развитие школьника предполагает не толь­ко рост эмоционально-эстетической культуры и литератур­но-творческих возможностей, не только накопление чита­тельского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому програм­ма направлена на выработку у учащихся следующих основ­ных умений:

— владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

— владение умениями выразительного чтения;

— восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следст­венных связях;

— умение видеть в произведении автора и авторское от­ношение к героям и событиям, к читателю;

— умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

— умение определять жанрово-родовую природу произ­ведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

— умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответ­ственно уровню подготовки;

— умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в кон­тексте художественной культуры и традиции);

— умение грамотно строить монологические высказыва­ния различных форм и жанров, владеть культурой диалоги­ческой речи;

— умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

— умение выполнять элементарные исследовательские ра­боты, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты читательской деятельности (профильный уровень).
Категория: Учителю русского языка | Добавил: TashaUsanenko (06 Мар 2012)
Просмотров: 957 | Теги: Записка, литературе, по, Пояснительная | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
27 Апр 2024
01:00


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz