В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
· освоение текстов художественных произведений;
· формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
· формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
· формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
· формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
· формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
· формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
· освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т.е. помогать постижению произведения искусства. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие:
5 класс – жанры;
6 класс – роды и жанры;
7 класс – характер – герой – образ;
8 класс – литература и традиция;
9 класс – автор – образ – читатель;
10-11 классы – художественный мир писателя.
Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию — на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.
Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
5 класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;
6—9 классы — изучение литературы как искусства слова;
10—11 классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:
5—8 классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах;
9 класс — интерпретация текстов;
10—11 классы — знакомство с художественным миром писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.
В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
— владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
— владение умениями выразительного чтения;
— восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;
— умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
— умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
— умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
— умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
— умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
— умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
— умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
— умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты читательской деятельности (профильный уровень).