Цели: расширять и уточнять представления о синтаксической роли глагола; формировать умение точно употреблять глаголы в речи; развивать творческое мышление; воспитывать интерес к родному языку.
ХОД УРОКА.
I Организационный момент.
IIСообщение темы и цели урока. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- Все в действие придет. Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растет. -О какой части речи это стихотворение? Чтение учителем эпиграфа, написанного на доске: "Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи". А. Югов. -Тема нашего урока: "Роль глагола в предложении". Цель: на основе практической деятельности определить роль глагола в нашей речи.
III. Минутка чистописания. На доске каллиграфически написано предложение: Лера видела в лесу настоящую лису. -Чтобы отгадать букву минутки чистописания, играем в "Пентагон". 1.Это согласная буква. 2.Она обозначает звонкий звук. 3.Звук сонорный. 4.Она является суффиксом - показателем прошедшего времени глаголов. 5.В данном предложении она встречается 4 раза. Задание: Письмо буквы - 1 строка, письмо предложения - 2-я строка.
IV.Повторение о глаголе. 1.Игра "Домино - глагол". 2Полный разбор предложения, записанного на минутке чистописания.
V.Чтение сочинения "Сказка о городе Глагольске и его славных жителях". -Во время полетов на планету Морфология мы много уроков подряд изучали жителей города Глагольска, затем каждый из вас написал сказку-отчет. Сегодня мы заслушаем лучшую работу.
Сказка о городе Глагольске и его жителях. Не в тридевятом царстве, не в тридевятом государстве, а на планете Морфология стоит славный город Глагольск. В центре города стоит дворец, в котором живут два брата-правителя. Одного из них зовут Совершенный, а другого Несовершенный, а фамилия у них - Инфинитивовы. В городе несколько улиц с интересными названиями: улица Прошедшего Времени, улица Настоящего Времени, улица Будущего времени. Очень интересные двери в домах на улице прошедшего времени - они все похожи на букву Л. Жители этого города самые подвижные и гостеприимные. Они все время что-то делают. Днем на улицах города все куда-то идут, бегут, едут, летят. Ночью по городу ходит тишина. А жители мирно посапывают во сне и видят интересные сны. Утром же они встают вместе с солнышком, делают зарядку, умываются и весело идут работать.
VI. Наблюдение над ролью глаголов в речи. У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно читающие ученики. РОДНИЧОК ВЕСНОЙ. В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости. Жизнь так и кипит в нем.
РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ. В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит… Родничку показалось, что все его отвергли…
-Что общего между текстами? -Чем они отличаются? -Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа? -Какова роль глагола в нашей речи? Вывод: "Глагол обозначает действия предметов. Но еще он может передать настроение, чувства".
VII. Списывание с заданием. -Спишите текст "Родничок весной", подчеркните главные члены предложения, определите роль глагола в предложениях. Работа в парах - взаимопроверка. Проверка - использование сигнальных карточек.
VIII. Творческие задания. 1.Найдите глаголы в предложениях, записанных на доске, определите их морфологические признаки. Задание выполняем, разделившись на три варианта по количеству предложений. В люлякой баляле пуркалось прирекое ролмо. На грохорной дыгоке курокоет зуманол. Ксоро ужторок заварыкает под колякой. 2.Подбор глаголов. 1).Чтение предложения на доске: Гром перекатывается, гремит, грохочет, ворчит, рокочет. -Смотрите, как много различных действий может совершить один предмет.
Придумайте и запишите, какие действия может совершить родничок. Родничок…
IX. Итог. -Давайте вернемся к эпиграфу урока. Прав ли Югин, называя глагол самой живой частью речи? Докажите.
X. Рефлексия. Оцените с помощью цветовой карточки свое участие в сегодняшнем уроке.
Материал к уроку. 1.Карточки "Домино-глагол". 2. Раздаточные карточки с текстами. 3.Сигнальные карточки. 4.Карта планеты Морфология.
Подготовка к уроку: Сочинения "Сказка о городе Глагольске и его жителях" по итогам "полетов" на 10-ю планету - планету Морфология (ТРИЗ).