Образовательная. Совершенствовать знания по темам: «Периодическая система и периодический закон Д.И.Менделеева», «Неметаллы VIа группы», «Применение металлов», «Уравнения химических реакций».
Воспитательная. Воспитывать у учащихся чувство ответственности и здоровой конкуренции.
Программа. Химия – О.С.Габриелян, 2008г. (2 ч в неделю, 68 ч в год); учебник: Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2009.
Педагогические технологии. Педагогика сотрудничества; Здоровьесберегающие технологии; Компьютерные технологии. Игровые технологии.
Продолжительность урока - 45 минут.
Вступительное слово учителя: Сегодня у нас урок повторения и обобщения ранее пройденных тем. Урок делится на четыре этапа, по количеству повторяемых тем. Максимальное количество набранных баллов,- 20, по 5 баллов за каждую тему.
1. Периодическая система и периодический закон Д.И.Менделеева. Учащимся предлагаются тесты на карточках. Время выполнения 5 минут.
Вариант 1. 1. Атом элементов 4-го периода имеют одинаковое число 1) электронов на внешнем уровне 2) нейтронов 3) энергетических уровней 4) протонов
2. Атомы элементов IIА группы сходны по 1) числу электронов в атоме 2) числу электронов на внешнем электронном слое 3) числу энергетических уровней в электронной оболочке 4) радиусу атомов
3. Какая из характеристик атомов одинакова для всех элементов 3-го периода периодической системы? 1) число энергетических уровней 2) радиусы атомов 3) число электронов на внешнем энергетическом уровне 4) число протонов в ядре атома
4. Сходную конфигурацию внешнего энергетического уровня имеют элементы хлор и 1) марганец 2) сера 3) аргон 4) бром
5. Число электронов на 3p-орбиталях атома фосфора в основном состоянии равно 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Вариант 2. 1. Номер периода в периодической системе соответствует 1) числу энергетических уровней в атоме 2) числу валентных электронов в атоме 3) числу неспаренных электронов 4) общему числу электронов в атоме
2. Число электронов в электронной оболочке атома определяется 1) числом протонов 2) числом нейтронов 3) числом энергетических уровней 4) величиной относительной атомной массы
3. В ряду химических элементов кремний – фосфор – сера увеличивается 1) способность атома отдавать электроны 2) высшая степень окисления 3) восстановительные свойства 4) радиус атома
4. В порядке ослабления неметаллических свойств расположены элементы в ряду 1) B, C, O, F 2) Si, P, S, Cl 3) Sn, Si, Ge, C 4) O, N, C, B
5. В ряду Al – Si – P – S 1) увеличивается число электронных слоев в атомах 2) усиливаются неметаллические свойства 3) уменьшается число протонов в ядрах атомов 4) радиус атомов не изменяется
2. Неметаллы VIа группы. Учитель: Проведем цифровой диктант «Узнай меня». Диктант посвящен трем веществам – кислороду, озону и сере. ( 1 вариант – четные вопросы, 2 вариант – нечетные вопросы; На листах у учащихся написаны формулы веществ О2 - …, О3 - … , S - …, Напротив которых они указывают номера подходящих предложений).
Диктант «Узнай меня». 1) Газ, тяжелее воздуха в 1,6 раза 2) Светло-желтый порошок 3) Лучинка в этом веществе горит лучше 4) Порошок, не смачивающийся водой 5) Газ, обесцвечивающий краски 6) Газ с запахом свежести 7) Вещество, которое в расплавленном состоянии растягивается как резина 8) Газ, необходимый для жизни 9) Элемент, открытый К.Шееле, в природе встречается в виде оксидов и как простое вещество 10) Используется для очистки воды 11) Проявляет только окислительные свойства 12) Проявляет окислительные и восстановительные свойства 13) Встречается в природе в виде гипса 14) Легко плавится 15) Образуется при фотосинтезе 16) Бесцветный газ без запаха 17) Проявляет степени окисления -2, +4, +6 18) Вещество, задерживающее ультрафиолетовые лучи Солнца в верхних слоях атмосферы 19) Хороший диэлектрик 20) Получают путем разложения воды электрическим током. 21)
Ключи к диктанту. Вариант 1 О2 – 8,6,20 О3 – 6,10,18 S – 2,4,12,14 Вариант 2 О2 – 3,9,11,15 О3 – 1,3,5,11 S – 7,13,17,19
3. Применение металлов. Повторение этой темы проводится в виде игры – загадки.
1 вопрос. «Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, т.к. характер у меня очень мягкий; но многие меня ругают, называя кровожадным. Без меня нельзя обойтись, когда совершают покупки, строят храмы, запускают искусственные спутники Земли. Мой небесный покровитель – Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я? (Золото). 2 вопрос. «Я не менее красива, чем золото. Мой род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у человека развивается малокровие, слабость. Кто я? (Медь). 3 вопрос. «В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны Марс. Кто я? (Железо).
Критерии оценки. 5 баллов – за правильный ответ 0 баллов за неправильный ответ.
4. Физкультминутка. (Гимнастика для глаз).
5. Уравнения химических реакций. (Полоса препятствий).
Учитель. Вам нужно написать как можно больше уравнений возможных реакций между предложенными веществами.