Итоговый урок для 7 класса по истории на тему "Киевская Русь в конце Х – первой половине ХІ веков"
Тема урока: Итоговый урок по теме "Киевская Русь в конце Х – первой половине ХІ веков"
Цели урока:
обобщить знания учащихся по теме "Киевская Русь в конце X – первой половине XI века" стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи развивать память, мышление, монологическую речь обучающихся. развивать интерес и уважение к истории и культуре своего народа Оборудование:
карта «Киевская Русь», опорные схемы, записи на доске, мозаика , конверты с заданиями командам, табло с цифрами и названиями команд. Тип урока: урок проверки знаний
Подготовительная работа: конкурс проводится между командами двух классов. Заранее команды выбирают себе название, девиз. Учитель контролирует ход подготовки команд к конкурсу, консультирует участников предстоящей интеллектуальной игры.
На доске:
Разве дома сидеть захочется
Если шлёт приглашение всем
Конкурс весёлых и находчивых
КВН! Исторический ! КВН!
План проведения урока
I. Оргмомент.
II. Обобщение и систематизация знаний.
III. Конкурсы:
Разминка капитанов «Отгадай» Юные картографы Историческая Сказка О ком, о чем? Для чего нужна математика Исторический алфавит Откуда гости Юные зодчие» Музыкальный конкурс IV. Подведение итогов. Награждение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и мотивация обучающихся.
Звучит звон колоколов и торжественное церковное пение фрагмент «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин» напоминающий время эпохи расцвета Киевской Руси
Учитель: - Звучащая музыка, надеюсь, настроила вас на дружеский рабочий лад и позволила вам представить то состояние и время, о котором мы с вами много говорили. Что это звучало? (ответ участников).
Учитель:- Для того, чтобы мы окончательно определились с нашей темой сегодняшней игры, прошу участников продолжить фразу:
Киевская Русь, объединив в своих границах все (восточнославянские племена), достигла наивысшего (могущества во времена Владимира Великого ) и его сына (Ярослава Мудрого)
- Я надеюсь, что вы все сегодня покажете хорошие знания по предмету история. И так, все улыбнулись и начали состязание.
Представление жюри.
Везде хорошие есть дети.
Их много, что ни говори
Судить сегодняшнюю встречу
Будет сверхобъективное жюри.
3. Обобщение и систематизация полученных знаний по разделу “Киевская Русь в конце X первой половине XI века »
Какие события, стороны жизни и деятельности освещены в текстах? Назовите исторический источник, в котором рассказывается об изучаемой эпохе
1команда …А между тем глашатаи звали народ явиться на реку Почайну (приток Днепра). Я видел, как толпы людей спускались к реке. Весь берег был заполнен народом. Владимир вместе с Анной стоял на разостланном на лужайке ковре. Священники в сияющих облачениях у самой воды читали положенные молитвы. Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Многие это делали с явно недовольным видом…(крещение Руси)
2 команда … Он любил книжное чтение и часто говорил своим сыновьям: “Книжные словеса суть реки, напояющие вселенную”. В тихой княжеской ложнице у одной из стен стоял раскрытый ларь, наполненный книгами в переплетах из кожи, из алого и синего сукна. При всей своей бережливости князь тратил на покупку и переписку славянских и греческих книг огромные деньги…(переписывания книг )
1 команда…В староболгарской книге говорится о том, как Кирилл со своим спутником приехал в окрестности на реке Брегальнице, где жили славяне. Здесь он не только проповедовал, но и начал создавать “буквы на славянском языке”. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам…(Кирилл и Мефодий (Славянская Азбука)...
2 команда В лето 1037 года заложил Ярослав город великий, церковь святой Софии митрополью, а затем церковь на Золотых воротах – Святой Богородицы благовещенья, и стала при нем вера христианская плодиться и расширятся(строительство Храмов)
Игра с болельщиками: . Скажите, имена каких князей упоминаются в отрывках?
3. «Юные картографы»( правильный ответ 1 балл )
Задание выполняют обе команды, потом жюри сравнивает и подсчитывает итог 2-х конкурсов
(Работа по контурным картам, умение правильно наносить на карту походы Киевских Князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого)
Задание: нанести на карту направление походов Владимира Великого и Ярослава Мудрого и написать даты
Игра с болельщиками: «Вопрос-ответ»:
(За правильный ответ команде зачитывается один балл )
Система управления государством единоличным правителем? (Монархия) Земельные владения, переданные по наследству? (Вотчина) «Греческий» , «залозный» , «соляной» -что это? (Торговые пути, проходившие через территорию Киевской Руси) Застежка для одежды , являющаяся одновременно и украшением? (Фабула) Одна из Библейский книг Ветхого Завета, состоящая из 150 псалмов?( Псалтырь) Условные предметы, обозначающие стоимость товара и подлежащие обмену?(Деньги) Картина, написанная красками (водяными или на известковом молоке)на свежей влажной штукатурке ? ( Фреска) Глава православной церкви? ( Патриарх) Устойчивая ,исторически сложившаяся группа людей. По значению синонимично понятию «народ»? ( Этнос) Вера в сверхъестесвенные силы и поклонение им? (Религия) Жюри оглашает предварительные итоги первого этапа
ВТОРОЙ ЭТАП
4.«Историческая Сказка»
(каждой команде предлагается иллюстрация на которой изображена какая-нибудь вещь. Задание участников –«оживить» эту вещь, т.е.составить рассказ от её имени, который содержит сообщения о развитие хозяйства в Киевской Руси. Для подготовки заданий дается 2 минуты. От команды выступает один участник, остальные имеют право его дополнять - максимальная оценка 3 балла.)
1 команда
2 команда
5. «О ком? О чем?»: Ученикам раздаются конверты в которых карточки с терминами или понятиями, знакомыми им из ранее изученного материала в курсе «политический и социальный уклад Киевской Руси. Развитие хозяйства»
На основе полученных карточек ученики должны, самостоятельно проанализировав их смысл, сами разделиться на группы по темам: политический строй, основные слои населения, феодальные отношения, сельское хозяйство, ремесло и торговля и придумать рассказ, употребляя соответствующую терминологию.
6.«Для чего нужна математика?»
Каждой команде выдаётся текст "Русской правды" в краткой редакции, предметно-терминологический указатель. Участники знакомятся с текстом "Русской правды" и по желанию получают задачу для решения с обязательным обоснованием и ссылкой на статью "Русской правды". Каждая правильно решённая задача оценивается в 3 балла
1команда Задача№1
В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае вор, забравшийся ночью в клеть с товарами, был убит на месте хозяином товара – купцом Осипом. Во втором, смерд Доброг убил жителя соседней деревне в драке, произошедшей в результате спора из-за покоса.
Какое решение должен принять суд по этим делам?
2 команда . Задача№2
В Киеве при Ярославе Мудром боярский холоп, встретив на улице купца, ранее обнаружившего его, ударил купца по лицу и скрылся в доме своего господина. На требования пострадавшего выдать ему холопа барин ответил отказом. Купец обратился с жалобой к князю.
Какое решение должно последовать по этому по воду?
1 команда. Задача№3
Гончар Савва, придя на двор князя Изяслава Мстиславовича с явными следами побоев, потребовал суда над кузнецом Вавилой. В ходе судебного разбирательства видоки сказали, что зачинщиком драки был Савва.
Какое решение должен вынести суд?
2 команда Задача№4
В 1087 году смерд Гаврила предстал перед княжеским судом по обвинению в намерении уничтожить корову своего односельчанина и кражи коня из соседней деревни. В ходе судебного разбирательства вина Гаврилы была доказана.
Какое наказание ожидает смерда Гаврилу?
7. «Исторический алфавит»
Задание этого конкурса – повторить основные понятия и термины по теме. Учитель произносит любую букву алфавита, ученики в ответ называют исторический термин или понятие, которые начинаются с этой буквы, после этого говорят что означает. Отвечает та команда, в которой быстрее будет готов ответ.
Жюри подводит итоги второго этапа
ТРЕТИЙ ЭТАП
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ “Откуда гости? ”
Задание: как можно достовернее показать жизнь мастеров киевской Руси используя самостоятельно приготовленные наглядные пособия( см.приложение 1)
9. «Юные зодчие»
Учитель:- Архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции
Задание: капитанам команд определить влияния христианства в строительстве храмов .на Руси периода Владимира Великого и Ярослав Мудрого.
(во-первых, началось каменное княжеское строительство;
во-вторых, церкви строили по образцу крестово-купольного храма – в основе храма лежит греческий равноконечный крест, благодаря чему храмовое пространство статично, центрировано, собрано под купол, который, подобно покрову, осеняет молящихся. Здесь главное не динамика движения, а покой созерцания, обращенность внутрь и ощущение присутствия Божия;
в-третьих, сооружение представляет собой четырехугольник, разграниченный четырьмя столбами, так называемый четверик.)
Задание: Представьте себе, что вы зодчие. В конвертах находятся элементы мозаики архитектурных сооружений периода Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Вам следует собрать их и определить, что изображено на картинках.
10. Музыкальный конкурс (участники игры исполняют обрядовую песню периода расцвета Киевской Руси )