Впервые я столкнулась с проблемой преподавания дошкольникам в начале 90-х годов. Меня попросили тогда заменить педагога английского языка в одной образовательной фирме (на базе ДК им. Зуева). Дошкольных групп было четыре по 15-20 человек в каждой, причем — дети от 3 до 5,5 лет! От меня требовалось научить детей говорить, и это в 3 года, да еще при таком их скоплении! А потом к Новому году поставить спектакль. Ведь родители платили деньги и за зрелище. Словом, проблем была куча. А опыт у меня имелся только школьный. Научить дошколят тому, чего требовала директор фирмы, мне показалось очень трудным.
И действительно: одни всё время просились в туалет, и я с ними ходила туда. Другие — ёрзали на стульях и галдели, так как им было неинтересно слушать о крошке-еноте. Третьи же — постоянно хныкали и звали пап и мам, а их рядом не было.
Проработав один месяц, я ушла. Разумеется, мне ничего не заплатили. Но из этой истории я вынесла печальный урок: больше работать с дошкольниками не буду.
Весной этого года мое внимание привлекло хорошо напечатанное объявление, висевшее на двери моей школы: «Требуется учитель, работающий с младшими школьниками или дошкольниками. Позвонить туда-то, спросить того-то». Я горько усмехнулась, вспомнив свой негативный опыт, и прошла мимо. Выходя из школы, заметила, что объявление уже сорвано. Но на остановке автобуса я снова его увидела: оно валялось на снегу. «Видно, судьба», — решила про себя. Позвонила по указанному телефону. Меня приглашали на приличных условиях в коттеджный поселок к девочке 5 лет. Я согласилась, а про себя подумала: «Что из этого выйдет? Ведь опыт в ДК Зуева мне запомнился надолго.»
Обзавелась соответствующими учебниками, тщательно продумала методику преподавания. В современном мире необходимо использовать и современные педагогические технологии. Что здесь имеется в виду? Это совокупность психолого-педагогических установок, воспитательные средства, содержательная техника образовательного процесса. Это умение, совокупность методов, продуманная модель педагогической деятельности для комфортных условий работы Учителя и Ученика. Причем обязательно должен быть дифференцированный и индивидуальный подход. Современная проектная деятельность позволяет решить проблему самостоятельности ученика, повысить его самообразование.
… Самой сложной и ответственной оказалась первая встреча. Я думала не только о предстоящем занятии, но и о том, как одеться, что сказать во время знакомства, как понравиться девочке. И всё же чуть не промахнулась. Хозяйка сразу же предложила мне помыть руки: ведь я приехала на машине с улицы!
Девочка оказалась в некоторой степени «необычной». К ней уже приходили репетиторы на дом, и она была, считаю, «продвинутой» для своего пятилетнего возраста. Но малышка могла заниматься…только в присутствии мамы! Своего рода фобия — комплекс боязни остаться одной. Она пугалась, когда кто-нибудь из взрослых — мама или бабушка — уходили из комнаты. Поэтому на уроках почти безвылазно сидела та или другая.
В этой ситуации первое, что от меня требовалось, — чтобы девочка «притерлась» ко мне. Вскоре она вроде бы перестала бояться меня, и во время занятия мама или бабушка тихонько исчезали. Мне, конечно, было всё равно — работать при них или без них. Я их даже не замечала. Для меня существовал только один ребенок: его игры, роли, уроки. А бабушку, если она присутствовала, даже вовлекала в наши уроки-игры.
Вообще, когда вы приходите в чужую квартиру, а тем более в коттедж, стоит помнить о том, что за вами могут наблюдать по видео родители или охранники. Если вы остаетесь один на один с ребенком в игровой комнате и при этом закрываете дверь, чтобы вам не мешали, это уже сигнал к тому, чтобы наблюдать внимательнее за комнатой и за всем, что происходит там. Вот почему не смотрите по сторонам, не лазайте в шкафах, не трогайте никаких вещей. А тем более не выспрашивайте у ребенка о благосостоянии семьи и других деликатных вещах: кем работает папа, какие у него отношения с мамой и т.д.. Неприлично, а главное, за это можно запросто лишиться работы.
Для вас должны существовать только две вещи — ребенок и урок, который вы обязаны не просто провести, а разыграть в высшей степени познавательно, интересно, захватывающе, чтобы вами остались довольны и чувствовали, что деньги платят не зря. Ведь люди есть разные, а методика преподавания одна, направленная на развитие ребенка и обогащение его знаниями.
Каждый урок мы начинали с самых простых для русскоговорящего ребенка звуков /t/, /d/, /m/, /l/, а затем переходили к сложным — /ð/ /θ/ /n/ /w/ и их сочетаниям с другими — /s-z/, /ð-θ/, /w-v/. В головке ребенка постепенно укладывались самые сложные звуки. От постоянного повторения выстраивалась в памяти их своеобразная пирамидка. Но делать это приходилось по-особому, в игровой манере. Итак, получались следующие задания: this is, thank you, very well. Через некоторое время задание на фонетику усложнялись: his - this - trick - thick.
А чтобы не скучно было произносить слова и звуки, придумали с девочкой такую игру: она произносит звук и одновременно подпрыгивает с некоторым выбросом ног в стороны. Получалось очень забавно, а главное важно для произношения звуков!
Вообще с маленькими детьми можно только тем и заниматься, что играть. Причем мы делали это зачастую сидя или лежа на полу. Иначе нельзя. Ведь мы, взрослые, должны на время стать вровень с ними! И тогда их самолюбие, что они пока еще маленькие, не задевается. Для них это важный психологический момент. Они — уже взрослые!
Очень интересной оказалась игра : «Commands!» — Stand up! Sit down! Come here! Good boy! Good girl!
Причем валяешься и ползаешь на коленях вместо собачки или льва. Несомненно, здесь есть обучающий и психологический моменты: ребенок может приказать взрослому сделать то-то и то-то, а потом погладить по голове и даже дать конфетку.
Валяться с девочкой на ковре? Ну и что?! Считаете, это негигиенично? Ерунда! Всё зависит от чистоты дома. Но с точки зрения педагогического подхода и поиска это иногда просто необходимо. Не надо этого чураться! Будьте таким же ребенком для этого ребенка. Но так как занятие проводится в необычной для детей форме, она способствует усвоению знаний, умений и навыков. Недаром в Америке в младшей школе (так наз. «kindergarten») во время урока музыки дети сидят на ковриках.
На следующем занятии раскладываю алфавит на полу и вместе рассматриваем его. В третий раз сидим на ковре среди разбросанных карточек и изучаем или повторяем цифры и звуки. В четвертый — просто лежим на животе и рассматриваем картинки в книжке «Английский для маленьких», или девочка обводит буквы в самом учебнике. Иногда просто встанем на коленях к диванчику и читаем друг другу. Очень интересно и для ребенка и для учителя.
На занятиях обязательно должен быть мячик! Причем новый. Ведь я преподаю в состоятельном доме. При маме достаю и вскрываю пакет с новым мячиком: никакой инфекции с моей стороны быть не должно. Мячик же — универсальное средство в работе. С его помощью решаются многие задачи. Это отработка звуков, слов и словосочетаний, и даже небольших предложений, типа: «This is an apple».
Если нет мячика, можно использовать обычную мягкую игрушку. Здесь идет отработка слов о цвете и счете: какого цвета игрушка, сколько у нее глаз, ушей, носов и т.д. Мягкую игрушку, так же как и мячик, можно покидать и половить. Это выглядит забавней и интересней для ребенка.
Что касается самих звуков, то и тут можно использовать нестандартные приемы. Учитель произносит звуки так, как будто это делают животные или птички. Если девочка неправильно произносит самый сложный звук [?], то я говорю: «Ах, как будет плакать эта змейка!». Ведь змейка высовывает язычок туда-сюда. «Мы приглашаем с тобой змейку, правда? Она нам будет помогать!» У девочки загораются глаза, она уже предвкушает увидеть какую-то змейку, пусть даже воображаемую.
Или идет отработка тоже сложного для русскоговорящих детей звука /t/. Я говорю: «Крыску (rat) не будем приглашать, а то она откусит что-нибудь». Нам нужно правильно произнести слово «red». Я щекочу девочку. Она боится крыски. Охотно смеется и 10 раз повторяет «red».
Часто говорят о том, что, как правило, разные сложные звуки и слова, которые не укладываются в голове детей, а также взрослых, трудны для восприятия. Это неправда. Есть очень простой способ отработки и запоминания — повторить данный звук, слово или словосочетание 10-15 раз. Ученик произносит, а вы загибаете пальцы. Материал усваивается моментально. И преподавателю и ученику становится легче, как будто гора с плеч свалилась. Используйте такое упражнение почаще, и оно поможет вам.
Еще пример. «А теперь подуем на свечу со звуком — /w-w-w-w/», — прошу я. Чтобы правильно показать — как, поворачиваю лицо в профиль и сильно вытягиваю губы. Девочка делает также. Идет просто имитация действий учителя. Подобные вещи просто необходимо знать будущим преподавателям.
В середине урока полезно сделать небольшую зарядку. Ведь ребенок устал. Зарядка простенькая, но обязательно с усвоением какого-то материала: фонетического, лексического или грамматического: Sit down! Stand up! Jump on one foot! Show me your hands! Move you hands! И т.д. Сюда можно добавить что-то из уже изученного материала.
После зарядки садимся за парту и делаем с девочкой что-нибудь спокойное. Любое письменное задание или раскраска цифр, букв и так далее выполняются только за партой. Включаю девочке «Звуки живой природы»: «Рассвет в лесу. Озеро», «Ручей. Пруд» или просто расслабляющую музыку. Ребенку особенно нравятся пение птиц и звуки дождя. А раскрашивать цифры или какие-то предметы предлагаю под определенную установку учителя : «I give you four seconds! One, two, three, four. Stop!» Больше нельзя, иначе всё время уйдет на раскрашивание только одного предмета.
Цифры повторяем подряд или вразброс. Раскладываю обратной стороной вверх карточки с их названиями. Поднимаю на одну секунду и прячу. Девочка старательно выполняет задание и притом безошибочно. В конце предлагаю ей назвать свой номер телефона. Оказывается, для нее это новость, что цифры и номер как-то связаны между собой! Пытается перед бабушкой похвастаться: правда, номер назван с небольшими ошибками, но мы великодушно прощаем ей их.
Для запоминания цифр использую прекрасную рифмовку-стишок: One banana, Two bananas, Three bananas, Four… Five bananas, Six bananas, Seven bananas, More…
При чтении стишка девочка поочередно укладывает на меня вместо бананов разные мягкие предметы и соответственно произносит все рифмы. Наконец она получает в награду настоящий банан, который бабушка по моей просьбе приносит из холодильника.
Во время занятий надо быть готовым ко всяким неожиданностям. Однажды я тщательно разработала методику проведения урока с использованием мячика. Но девочка вдруг закричала: «Я не хочу больше учиться! Хочу играть в куклы. Вон моя кукла не причесана! А тут опять мячик! Надоело». Меня ударило в пот. Надо срочно менять «экспозицию» и судорожно выдумывать что-то интересное. Озарение приходит мгновенно: — А давай играть в куклу! В мячик сегодня играть не будем. — А как? — У девочки глаза расширяются от удивления. — Пригласим куклу в гости, и ты сама будешь ее учить английскому языку!
Замечаю, девочка начинает отходить от каприза и уже тащит куклу. Сажаем ее и некоторые другие куклы вокруг себя. Это «ученицы». Начинаем им говорить по-английски. …
На следующий урок решила снова взять куклу и стала шевелить ее ручками и ножками. Девочка тоже взяла куклу и тряхнула ее головкой. Между куклами пошел диалог: — How are you? — Fine, thank you!
Я стою на коленях возле дивана и говорю за свою куклу. Девочка — за свою. Она заинтересовалась. Так научились сразу трем диалогам, то есть неожиданно для меня быстро продвинулись вперед.
На последующих занятиях я приносила клоунские колпаки и «носы», а кульминацией урока был подготовленная сценка с использованием «плаща волшебницы».
…Наш урок подходит к концу. Время летит очень быстро. Чем можно еще занять ребенка, чтобы была на занятии «изюминка»? А вот чем. Ставлю учебный видеофильм «Muzzy». Замечательный фильм! Его можно остановить на любом моменте и изучить или повторить какие-то необходимые слова или предложения. Девочка во все глаза смотрит фильм, как будто сама участвует в нем. Она легко запоминает небольшие тексты из фильма и затем усердно произносит их.
Считаю, что на уроке обязательно должна быть быстрая смена видов работы и педагогических приемов. Затягивать какое-нибудь из них ни в коем случае нельзя. Ребенок сразу теряет интерес, и считайте, что на данном этапе вы проиграли, пусть даже он был очень важным. У вас получается: 5 мин — фонетическая зарядка, 5 мин — лексическое задание, 5 мин — чтение книжки, 5 мин — физзарядка, 5 мин — раскраска и т.д. Ушло всего 45 мин. А ведь вы сделали уже очень много!
Итак, урок закончен, подведем итоги. На уроке обязательно должны быть: надувной мячик, мягкие игрушки, фломастеры, карандаши, алфавит, бумага (в т.ч. цветная), аудиокассета (расслабляющая музыка), а также какой-нибудь учебный фильм. Если у Вас всё это есть на уроке, считайте, что вы выиграли и получили удовольствие от того, что ребенок был занят все 45 мин, не отвлекался, а работал и усвоил огромный учебный материал!
В заключение могу высказать довольно необычную мысль. Изложенное применимо также и ко взрослым, которые находятся на нулевом уровне и постигают иностранный язык уже с трудом. Определенная игра на занятии и здесь принесет колоссальный успех вам и вашему уроку. Успехов!
Рекомендую для работы с малышами:
1. Методическая литература (Учебно-методические комплексы): • «English Together. Starter Book» by Carol Skinner, «Bravo!», «Brilliant» by Jeanne Perrett & Charlotte Covill, «Way Ahead-1» by Printha Ellis & Mary Bowen, из наших — учебник Верещагиной И.Н. и др..
2. Вспомогательный обучающий материал: • набор карточек: буквы алфавита, цвета, цифры (счет от 1 до 10), • аудиокассеты: аудиоприложения к учебникам, а также «На зарядку становись!», «Наедине с природой», • видеокассеты «Muzzy in Gondoland», «Bravo!», «Brilliant» или любые другие. • надувной мячик, мягкие игрушки, фонарик, яркий зонтик, клоунские шапочка с бубенчиками и «нос», а также «плащ волшебницы»!