Особенности преподавания информационных технологий в УДОД
Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего – знанием дела и справедливостью. И.Гёте
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УДОД
Я преподаю информатику в учреждении дополнительного образования почти 16 лет, накоплен большой опыт, и все же… Не могу сказать, что перед каждым занятием волнуюсь, как в первый раз. Со временем это проходит. Но, признаюсь, на занятия я «настраиваюсь». Мысленно представляю себе группу, с которой буду работать, материал предшествующего занятия, оцениваю силы ребят для предстоящего материала – это отправная точка. И только после этого обдумываю тему, подбираю дидактические материалы. Занятие в компьютерном классе имеет свою специфику: объяснение теории обязательно комбинируется с практической работой на компьютере. Важно не только точно и доступно объяснить материал, но и предложить такое практическое задание, чтобы оно было интересным, увлекательным и эффективным. Поэтому подчас при подборе материалов к занятию приходится отказываться от старых наработок, придумывать новые варианты, сообразуясь с персоналиями той или иной группы. Чаще всего для подростков приоритеты увлечений идут в таком порядке: компьютер, школа, спорт, музыка. О влиянии компьютера на развитие детей, успеваемость, психическое благополучие много спорят специалисты и родители, единого мнения в обществе нет. Но очевидно одно – компьютер навсегда вошел в нашу жизнь. Скорость, стиль и методы освоения учебного материала у девочек и мальчиков различны, этот фактор приходится учитывать, делая акцент на индивидуальной работе с детьми. Доминанта при обучении мальчиков – это дух соревнования. Для них интересны примеры и задачи, для решения которых нужны смекалка, быстрота реакции, возможность экспериментировать, рисковать (хотя быстрота реакции еще не гарантия глубины знаний). В этом случае удачной оказалась система КОМПАС - 3D LT, позволяющая моделировать решение геометрических задач. Мальчишки охотно включаются в игру-задачу, ведь с помощью компьютера, оказывается, несложно разделить отрезок пополам, построить перпендикуляр, провести медианы и высоты в треугольнике, разделить угол биссектрисой, даже можно доказывать теоремы. Эти навыки, а для некоторых и новые знания, безусловно, развивают, помогают на уроках геометрии, алгебры и черчения. И к тому же – это шанс проявиться новым неформальным лидерам. Один из моих знакомых любил повторять шутку: «Техника в руках женщины – кусок железа в руках дикаря». Что и говорить, гендерные особенности еще никто не отменял. Проведение занятий в группе девочек – задача со многими неизвестными. Девочки требовательны, капризны, мечтательны, порой «зациклены» на «междоусобных отношениях», но при этом исполнительны и усидчивы. Для успешной работы с такой аудиторией важно пробудить «простое женское любопытство». А аккуратность, основательность, неторопливость приносят положительный результат. Природное стремление женщины к созиданию необходимо учитывать при выборе учебного и дидактического материалов. Так, проект на тему «Интерьер», выполняемый с помощью программы трехмерной графики, имеет наибольший успех именно у девочек. Они охотно обустраивают свой виртуальный мир, наполняя интерьер светом и яркими красками. Нельзя обойти вниманием и такой курс информационных технологий как программирование. Конечно это «вотчина» мальчиков, но и в этом случае, необходимо подбирать такие примеры при объяснении материала, чтобы он не оставил и девочек равнодушными, должен присутствовать элемент удивления, неожиданности, интриги. Вот примеры названия некоторых программ, алгоритмы которых мы разбираем на занятиях: «гадания», «метаморфозы», «корзина» и т.п. Такие, на первый взгляд, несерьезные названия должны вызвать позитивную реакцию. Дети, в отличие от взрослых, не склонны вести «скучные» конспекты лекций, они торопятся жить. Кажется, что «компьютеризированные» подростки хранят информацию не в голове, а на «кончиках пальцев». Довольно распространенная на зачете фраза: «Объяснить не могу, я покажу это на компьютере». Пальцы, касаясь клавиш клавиатуры, помнят, но если память молчит – должна работать душа. Она должна впитывать все новое, удивляться, грустить, радоваться. Душа должна петь от восторга успеха, красоты созидания. Темы заданий, выполняемых в графических средах, я беру из жизни. Многие (если не все) подростки – фанаты питерской команды «Зенит», поэтому предлагаю тему: «Логотип «Зенита». Яркие наклейки и этикетки – примета нашей жизни, становятся темой авторских проектов. Мы идем от фантазии к реальности, накапливая профессиональный и житейский опыт. Поиск интересных для учеников тем, движение от простого к сложному – составляющие успешного освоения информационных технологий. Хочу обратить внимание еще на одну особенность проведения занятий в компьютерном классе, речь пойдет о физкультминутке. Проведение комплекса упражнений можно и нужно превращать в увлекательный процесс. Мы встаем «в кружок» и вместе выполняем гимнастику для глаз, упражнения на моделирование осанки. В заключении мы играем «в слова», передавая друг другу мячик. Такая постановка упражнений дает не только физическую разрядку, но способствуют избавлению от стеснительности, развивает дружественные отношения. Исключительно велико влияние личности педагога. Его поведение, реакция на те или иные события очень важны для подростка. Но надо чувствовать грань между преподавателем и психологом. Нужно «играть» только на своей территории, должен работать принцип «Не навреди». Решение социальных и семейных проблем не подвластны отдельно взятому педагогу. Решать их нужно в контакте с психологами или социальными педагогами и, конечно, родителями. Передать детям знания, вселить уверенность в своих силах, грамотно подвести к выбору будущей профессии – вот что должно стать целью настоящего педагога.