Обязательный минимум содержания обучения для средних школ
Уровень “А”
1. Теоретическая информатика.
1.1. Информация и информационные процессы. Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Кодирование генетической информации. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации.
1.2. Моделирование и формализация.
Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. Формализация как основной этап построения модели. Формализация текстовой и графической информации. Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов). Модели изменения систем и модели состояния систем. Различные типы информационных моделей. Свойства моделей. Адекватность модели объекту и целям моделирования. Основные этапы построения моделей. Построение и исследование с помощью компьютера информационных моделей из физики, биологии, экономики, экологии и др.
1.3. Математические и логические основы информатики. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
Основы логики. Алгебра высказываний. Базовые логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические схемы основных устройств компьютера (сумматор, регистр).
1.4. Алгоритмизация и программирование.
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, цикл). Вспомогательные алгоритмы.
Алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы). Объектно-ориентированное программирование. Объекты: свойства и методы. Событийные и общие процедуры. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы.
2. Аппаратные и программные средства информатизации.
2.1. Компьютер.
Функциональное устройство компьютера. Процессор и его основные функции. Обмен информацией между устройствами компьютера. Устройства ввода информации (клавиатура, мышь, сканер, цифровые камеры, микрофон и звуковая карта). Устройства вывода информации (монитор, принтер, плоттер, акустические системы). Устройства хранения информации (магнитные и оптические носители информации).
Санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютерному рабочему месту. Техника безопасности в компьютерном классе.
2.2. Компьютерные сети.
Линии и их пропускная способность. Преобразование информации в электрические сигналы с помощью модема.
2.3. Программное обеспечение.
Программное управление работой компьютера. Операционная система. Системы программирования. Прикладное программное обеспечение. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Файловая система и ее представление с помощью графического интерфейса. Установка программ. Защита информации.
3. Информационные и коммуникационные технологии.
3.1. Технология обработки текстовой информации.
Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы и редакционно-издательские системы: назначение и основные возможности.
Основные объекты в текстовом редакторе (символ, абзац, документ) и операции над ними. Редактирование и форматирование документа. Работа с таблицами. Внедрение в документ объектов из других приложении. Печать документа.
3.2. Технология обработки графической информации.
Графический редактор и системы обработки графики. Способы представления графической информации (растровый и векторный). Форматы графических файлов.
Получение графических файлов путем сканирования и с помощью цифровых камер. Печать графических файлов.
3.3. Технология обработки числовой информации.
Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, лист, книга). Абсолютная и относительная адресация ячеек. Различные форматы представления данных в ячейках.
Деловая графика. Построение диаграмм и графиков.
3.4. Технология хранения, поиска и сортировки информации. Табличные базы данных. Сортировка и поиск записей. Виды и способы организации запросов для поиска информации. Печать отчетов. Создание баз данных по географии, истории и другим предметам.
3.5. Мультимедийные технологии.
Компьютерные презентации. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Демонстрация презентаций.
3.6. Компьютерные коммуникации.
Локальные и глобальные компьютерные информационные сети.
Основные информационные ресурсы компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции. Информационная безопасность при работе в сети.
4. Социальная информатика.
Социальные информационные технологии: реклама, маркетинг, public relation. Информационное общество. Социальные коммуникации. Информационная инфраструктура и проблемы информационной безопасности общества. Правовая охрана информации.
Информационная культура и информационная безопасность личности.