Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим для детей 1-ого года обучения имеющих умеренную или тяжелую умственную отсталость
Занятие №1 Тема: Мяч. Цель: Познакомить детей с игрушкой: мяч. Учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение. Учить подражать действиям взрослого с предметом. Формирование эмоционального контакта со взрослым. Развивать сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику. Учить пользоваться жестами: «здравствуйте», «спасибо», «до свидание». Ход занятия 1. Орг. момент: - «Здравствуй» - Игра: «Достань колокольчик». 2. Основная часть: - Познакомить ребенка с мягким, звенящим мячом: подержать в руках, погладить, позвенеть, побить. - Игра «Где же мячик?» Взрослый накрывает мячик платком и спрашивает: «Где же мячик?», ребенок снимает платок, чтобы найти мяч. - Игра «Положим мяч в корзинку» (учить брать и класть предмет двумя руками) 3. Игра «Прокати мяч» Педагог садиться у одного края стола, ребенок сидит у другого. Взрослый берет мяч и говорит «Делай, как я», прокатывает мячик к ребенку, тот обратно. (При необходимости повторить игру на ковре) 4. Физкультминутка «Солнышко на дворе» (хоровод) 5. Развитие мышления (для детей с умеренной у\о): - Рассматривание картинки мяч. - Сопряженное складывание разрезной картинки «мяч» из двух частей. 6. Итог: - Логоритмика «Ты похлопай вместе с нами…» - «До свидание!» Оборудование: мягкий, звенящий мяч, корзина, платок, картинка «мяч», логоритмика, двухсоставная разрезная картинка мяч. Занятие №2 Тема: Кукла, мяч. Цель: Закрепить знания детей об игрушках: кукла, мяч. Продолжать учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение. Учить находить игрушку (мяч, куклу) в заданном пространстве комнаты. Учить соотносить игрушку с ее изображением на картинке. Продолжать учить пользоваться жестами: «здравствуйте», «спасибо», «до свидание». Ход занятия 1. Орг. момент: - «Здравствуй» - Игра: «Достань колокольчик». 2. Основная часть: Игра: «Где спряталась ляля?» Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например, справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: ”Это ляля! Она спряталась. Посмотри, где спряталась ляля?”). Игра: «Прокати мяч» Педагог садиться у одного края стола, ребенок сидит у другого. Взрослый берет мяч и говорит «Делай, как я», прокатывает мячик к ребенку, тот обратно. (При необходимости повторить игру на ковре) 3. Физкультминутка «Солнышко на дворе» (хоровод) 4. Игра «Найди игрушку» после предварительного показа и игры взрослый прячет игрушку, затем просит малыша найти ее, назвать, используя звукоподражание, и предъявляет предметную картинку с ее изображением (рассматривает ее и называет). 5. Итог: - Логоритмика «Ты похлопай вместе с нами…» - «До свидание!» Оборудование: кукла, ширма, мяч, предметные картинки: мяч, кукла, логоритмика. Занятие №3 Тема: Знакомые игрушки. Цель: Закрепить умение различать и находить игрушки: кукла, мяч. Продолжать учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение. Учить находить игрушку (мяч, куклу) в заданном пространстве комнаты. Закрепить умение соотносить игрушку с ее изображением на картинке. Продолжать учить пользоваться жестами: «здравствуйте», «спасибо», «до свидание». Ход занятия 1. Орг. момент: - «Здравствуй» - Игра: «Достань колокольчик». 2. Основная часть: Игра «Найди игрушку» после предварительного показа и игры взрослый прячет игрушку, затем просит малыша найти ее, назвать, используя звукоподражание, и предъявляет предметную картинку с ее изображением (рассматривает ее и называет). Игра «Чего не стало» Педагог на глазах у ребенка прячет куклу или мячик, и просит показать на картинки «Чего не стало?». Игра «Собери картинку» Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку мяча и куклы вместе с ним сопряжено, а затем отраженно. 3. Физминутка «Солнышко на дворе» (хоровод) 4. Игра « Догони мяч». Поиграть с мячом. Обращаем внимание на слова-действия, выделяя их интонацией. “ Я с мячом всегда играю. Поднимаю и бросаю. Мячик, мячик, не ленись, полетел - опять вернись”. Мяч опустить на пол и катить в направлении от ребёнка. Ребенок догоняет мяч и приносит его педагогу. В этом упражнении закрепляются умения брать мяч, удерживать его в руках и приносить в определённом направлении. 5. Итог: - Логоритмика «Ты похлопай вместе с нами…» - «До свидание!» Оборудование: кукла, мяч, предметные картинки: мяч, кукла, логоритмика.