Конспект фронтального занятия по развитию речи в группе для детей с нарушенным слухом
Тема: «Фрукты - овощи».
Цель: учить детей классифицировать фрукты и овощи; закрепить в речи детей обобщающие понятия «овощи» - «фрукты».
Задачи:
закрепить знания детей по теме «Фрукты - овощи»; обогащать словарь детей за счет включения в него слов – описаний; учить употреблять детей в речи прилагательные; учить детей аналитическому чтению, письму печатными буквами; развивать внимание; развивать навыки мелкой моторики, продолжать развивать графо - моторные навыки; вырабатывать умение работать в коллективе.
Словарь: Будем заниматься, разложи, овощи, фрукты, какой(ая) по форме, какой(ая) по цвету, овощи растут в огороде, фрукты растут в саду, корзина.
На столе стоят 2 корзины. На одной табличка «овощи», на другой «фрукты». Педагог говорит: «Ребята, к нам приехала кукла Маша. Она привезла 2 корзины и овощи с фруктами. Маша плачет. Она забыла, что овощи, а что фрукты. Помогите Маше разложить все по корзинам.
Слова детей:
Кукла детям раздает из машины по одному фрукту и овощу.
Затем дети подходят к столу с корзинами и кладут в корзину с нужной табличкой фрукт или овощ.
При этом дети говорят: Яблоко – это фрукт. Огурец – это овощ. И т.п.
Б) Составление описательного рассказа
Ребята, вы молодцы. Разложили все правильно.
А теперь давайте расскажем Маше о фруктах и овощах.
Педагог показывает детям схему (см.приложение) описательного рассказа. Дети, опираясь на нее, рассказывают об овощах и фруктах.
Слова детей:
Это помидор. Помидор красный, круглый.
Это морковь. Морковь оранжевая, треугольная. И т.п.
Физ. минутка
Овощам на грядках от жары не сладко.
(жест в сторону - показать грядку, вытереть «пот» со лба)
Огурцы, чтоб не завянуть
Сок с трудом из стеблей тянут.
(«нарисовать» в воздухе огурец, «потянуть»стебли в сторону)
Рассердясь, на солнце в ряд
Перцы красные горят.
(Погрозить пальцем, показать солнце,
Потереть щёчки, жестом показать всполохи пламени)
А горох кричит, слабея:
«Жарко! Ох! Дождя б скорее!»
(Соединять поочерёдно большой пальчик с остальными, вытереть «пот» со лба, поднять руки к небу)
Е.Тарлапан
В) Письмо печатными буквами.
Педагог раздает детям тетради и ручки. И говорит:
Ребята, будем писать.
Овощи растут в огороде.
Фрукты растут в саду.
Каждый из детей пишет по одному предложению. Если ребенок быстро справляется с заданием, то пишет и второе предложение.
Те из детей, кто не может самостоятельно списать предложение, обводят заранее написанные педагогом предложения карандашом в тетради. Дети списывают предложения, а затем прочитывают его.