Пятница, 08 Ноя 2024, 22:46
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 69
Гостей: 69
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю физики

Сила тяжести и растения
Сила тяжести и растения



Почему стебель любого растения обычно растет вверх, а корень вниз? Оказывается, стебель и корень по-разному отвечают на действие силы тяжести, и потому их движения, геотропизм, направлены в разные стороны (гео – земля, тропос – направление). Стебель растет в направлении, противоположном действию силы тяжести, а корень – по направлению действия этой силы.

А что же происходит, когда тяжесть отсутствует? Стебельки хаотично тянутся в разные стороны и не находя нужного направления, спустя две-три недели погибают. Такое явление можно наблюдать и на земле, при выращивании растений на специальном приборе – клиностате.


Устройство клиностата таково: горизонтально установленная ось при помощи часового механизма приводится в очень медленное (один оборот в 15-20 минут), но непрерывное вращательное движение. Растение вращается вместе с осью и вместе с тем свободно растет. При вращении оси растение одной и той же стороной попеременно поворачивается то вверх, то вниз; растение продолжает расти в том направлении, в каком было прикреплено к оси клиностата. Так устраняется действие силы тяжести на направление роста. Эта установка не создает невесомости, но дает подобный ей эффект.

В условиях невесомости (где устранено одностороннее действие силы тяжести), растения не могут осуществить весь цикл своего развития и погибают. «Нам было приятно возиться с растениями, — вспоминает дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Петр Ильич Климук в своих записках. — При одном взгляде на них на душе делалось теплее...» И вдруг растения гибнут.


Зеленое растение — необходимое звено замкнутой системы жизнеобеспечения в космосе. Именно оно должно снабжать космонавтов свежей, богатой витаминами пищей, генерировать кислород, поглощать углекислый газ и т. д. Научиться выращивать растения в невесомости очень важно уже сейчас, без этого совершенно не обойтись на длительно действующих станциях или при межпланетных полетах. Проблема волнует многих, и надо надеяться, она будет решена.

Откуда же у растений такая привязанность к гравитации, что они без нее жить не могут? Дело в том, что за длительную историю в условиях земной жизни у растений образовался своеобразный вестибулярный аппарат. Его работа выглядит примерно так: относительно тяжелые крахмальные зерна, плавающие в клетках, под действием силы тяжести собираются с той или иной их стороны и раздражают цитоплазму клеток. К гнущейся части стебля направляются тут же гормоны роста и вызывают там активный рост тканей, выпрямляя изгиб. Таким образом, растение ориентирует свой рост в пространстве. Следовательно, сила тяжести - необходимый экологический фактор для роста, образования органов и размножения растения.












Английский естествоиспытатель Т.Э.Найт устроил «огород» на ободе колеса действующей водяной мельницы. Семена фасоли все как одно выбросили стебли к ступице колеса (т.е. к его центральной части), а корни — наружу: растения простодушно приняли центробежную силу за силу тяжести. С тех пор центрифуга (устройство, создающее перегрузки под действием центробежной силы) вошла в технический арсенал ботаников.

Особенно бросающийся в глаза пример геотропизма - это направление роста деревьев, развивающихся на горном склоне. Деревья расположены вовсе не перпендикулярно к тому конкретному участку поверхности Земли, на котором растут, а совершенно независимо от крутизны склона - в направлении, от центра Земли.

Уже при прорастании семени, которое происходит в темноте, то есть вне влияния света, и независимо от положения самого семени, наблюдается изгиб зародышевого корешка вниз, а проросткового побега - вверх. Известны также случаи возвращения в вертикальное положение надломленных или полегших растений, обусловленного геотропизмом. Несомненно, вы уже замечали, что прибитые к земле бурей или дождем хлебные злаки могут снова подниматься.

Какие трудности приходится преодолевать растениям на суше? Прежде всего, добывать воду и доставлять её ко всем своим органам. И силу тяжести, которая давит к земле и мешает подставлять листья солнечному свету. Водные растения от этого избавлены. Вода вокруг и плавучесть есть. И именно в этом причина хорошо заметных даже для невооруженного взгляда различий между ними. Надо только вынуть растение из воды. Фотография красноречивее слов - посмотрите.

Сухопутные растения вынуждены формировать механические ткани, которые поддержат их стебли и листья, не дадут им бессильно лежать на земле. Иными словами, они прочные, жёсткие - гораздо жёстче, чем водные. Предельный случай - стволы деревьев, которые позволяют кроне гордо возвышаться над окружающим пейзажем. Конечно, деревья в аквариум никто не сажает. Но даже нежные травы старательно приподнимают свои верхушки, поддерживают свои листья в правильном положении по отношению к свету, не давая им поникать под напором ветра, дождя и просто собственной тяжести.
Категория: Учителю физики | Добавил: Parazzzit (29 Фев 2012)
Просмотров: 713 | Теги: тяжести, сила, растения | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
22:46


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz