Пятница, 26 Апр 2024, 17:23
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю физики

"Надо! Давно уже надо! Сказать: "Полигону - нет!"
Тема: «Надо! Давно уже надо!
Сказать: «Полигону – нет!»
Цели: знать
о биологическом действии радиоактивного излучения, физические величины, характеризующие излучение, и единицы их измерения; об организаторе и руководителе движения «Невада – Семипалатинск» О. Сулейменове, стихотворения поэтов – земляков о ядерном полигоне.
Уметь:
объяснить экологические проблемы ядерного полигона,
выразительно читать наизусть,
ответить на вопросы по содержанию стихотворения, определить основную мысль,
видеть одни цели поэзии и науки – разных сторон познания единого мира.

Проявлять: самостоятельность, эрудицию, воспитывать бережное отношение к планете Земля.

Вид урока: интегрированный
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютерная презентация, песни, стенд «Эхо полигона», тесты.
Ход урока
I. Мотивационно - целевой этап
1. Организационный момент (сл №1)
Сегодняшний урок не совсем обычный, мы опять объединяем два предмета физику и литературу, но говорить будем не о красоте природы, а о ее проблемах.
2. Цели урока
Нашим уроком мы закончим разговор о физике атомного ядра и познакомимся с руководителем движения «Невада – Семипалатинск» О. Сулейменовым и стихотворениями поэтов – земляков о ядерном полигоне, и в конце урока проведем небольшое тестирование. Наш урок актуален и проводится в преддверии двух знаменательных событий: 18 мая О. Сулейменову исполняется 75 лет, а в августе этого года 20 лет со дня закрытия полигона. В тетрадях запишите число, тему урока. Делайте записи по мере поступления информации.
3. Эпиграф
Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы выбрали такие слова…. (сл №2)
Семипалатинск, Невада –
Слов актуальней нет!
Период полураспада
Длится уж много лет.
В.Б. Окишев
I I. Познавательно – обобщающий этап
1. Погружение. (Видео ролик «Семипалатинский полигон: вчера, сегодня, завтра» (сл №3)
2. Беседа
• Где впервые произведены ядерные взрывы? (Хиросима, Нагасаки)
• Когда началось строительство ядерного городка под Семипалатинском? (сент 1947)
• Первые названия ядерного городка? (Москва -400, Семипалатинск -21)
• На каком расстоянии находится полигон от Семея? (130+60)
• В каком году город переименован в Курчатов? (1976)
• Когда произведено первое испытание на полигоне? (29 августа 1949)
• Сколько всего официальных взрывов было произведено? (456)
• Когда был подписан указ о закрытии ядерного полигона? (29 авг 1991)
• Что сейчас находится в Курчатове? (1992 г. – Национальный ядерный центр)
• Кто возглавил движение «Невада – Семипалатинск»? (О. Сулейменов)
3. Слово об Олжасе Сулейменове (сообщение детей) (сл №4)
Олжа́с Ома́рович Сулейме́нов (род. 18 мая 1936, Алма-Ата) — поэт, писатель-литературовед, общественно-политический деятель Казахстана, дипломат.
Начало 1989 года. Предвыборная программа кандидата в народные депутаты СССР первого секретаря правления Союза писателей Казахстана Олжаса Сулейменова. Первым пунктом стоит — запрещение атомных испытаний в Казахстане. Ещё в 1963 году Сулейменов написал острейшее для застойных советских времён стихотворение о Казахстане «Дикое поле», которое заканчивалось словами: «И да здравствует запрещение испытаний!» Речь шла, конечно, об испытаниях на Семипалатинском ядерном полигоне. В разгар холодной войны это был поступок. Только за период 1949 по 1963 годы мощность взрывов всех испытанных под Семипалатинском атомных и водородных бомб в 2500 раз превзошла мощность американской атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Региону был нанесен ужасающий экологический урон. И кто, как не народный поэт, должен был восстать против этого и повести за собой народ. (сл №5)
«Кружись, айналайн, Земля моя!
Как никто,
я сегодня тебя понимаю,
все болезни твои
на себя принимаю,
я кочую, кружусь по дорогам
твоим…»
И в феврале 1989 года Олжас Сулейменов выступает по телевидению с обращением к народу Казахстана, а назавтра на митинге у здания Союза писателей в Алма-Ате объявляет о создании антиядерного движения «Невада — Семипалатинск». За месяц было собрано 4 миллиона подписей в поддержку запрета на ядерные испытания. Летом того же года Олжас Сулейменов выступает на I съезде народных депутатов СССР, на котором сообщает о целях и требованиях движения. После того, как 19 октября 1989 года были остановлены испытания под Семипалатинском, в мае 1990 года прошёл первый «Антиядерный конгресс». (сл №6)
Указом президента Н. А. Назарбаева 29 августа 1991 года был окончательно закрыт полигон и последовал международный мораторий на испытания ядерного оружия: остановились ядерные испытания на полигонах — (сл №7) Новая Земля (Россия), (сл №8) Невада (США), (сл №9) на атолле Муруроа (Франция) и (сл №10) озере Лобнор (Китай). Был подписан большинством стран Договор о нераспространении ядерного оружия.
Олжас Сулейменов вместе со своими сторонниками ездил по регионам, где проводились митинги и собирались подписи людей за закрытие полигона. (сл №11) В мае 1990 года он побывал и у нас в селе в здании бывшего техникума, на этой встрече присутствовали и мы.
4. В.Б. Окишев, стихи о полигоне. (сл №12)
Движение О. Сулейменова подтолкнуло и наших поэтов – земляков вступить в борьбу. На страницах газет «Огни Прииртышья», «Иртыш», «Казахстанская правда» стали появляться стихи в поддержку движения «Невада – Семипалатинск». Виталий Боисович Окишев был одним из самых активных сторонников закрытия полигона. С болью в сердце пишет В. Б. Окишев о драме малой родины, о полигоне:
Надо! Давно уже надо!
Сказать: «Полигону – нет!» (сл №13)
В его словах заключены восклицания, как боевой клич, исходящих от настрадавшейся массы людей: «Люди, увы, не в счет», «радиация – невидимка пронзает тебя и меня…»
Поэт сравнивает ядовитый атом с джином, но всем ясно, что джин этот, не тот, что исполняет заветные желания, а злой джин, приносящий лишь разрушение и страдание:
В тебя вместилось сорок Хиросим
И столько же молящих Нагасак.
Не поддавайся и крепись, казах,
В твоем прищуре добрых, мудрых глаз
Вся боль и скорбь земная собралась.

(сл №14) За душу берет стихотворение «Сообщение ТАСС», переполненное любовью и состраданием к земле – матери, к родной степи, где трезво, правдиво изображается действительность, где степь «облагорожена» гаммами излучения. Стихотворение наполнено не только слезами, но и светлой надеждой и мечтой всех:
Сообщение ТАСС

«Сегодня близ Семипалатинска
Произведен подземный взрыв», -
Слова газетные, нескладные,
А сердце ноет, как нарыв.
Все в норме. Гамма – излучение
Такое же, как и всегда,
И только фоновых значений
Чуть превышает иногда.
Не исключаются и выбросы,
Но в дозах очень небольших,
Так что ни выгоны, ни выпасы
Не загрязняются от них.
…Летят копеечки народные,
А ведь могли пойти на хлеб
И только газы благородные
«Облагораживают» степь.
Нет, не сдержать нам гамма – натиска
Ничем, до самой той поры,
Пока вблизи Семипалатинска
За взрывом громыхает взрыв.
Но мы живем одной надеждою,
Одной мечтой – и стар, и млад –
Что наши степи станут прежними,
как много лет тому назад. (сл №15)
И я прочту слова нескладные,
Как откровенье, как порыв:
«Сегодня близ Семипалатинска
Произведен последний взрыв!»

• О чем это стихотворение?
• Какую мысль пытается донести до читателей поэт?
• О чем мечтает?
• Почему поэты и многие другие мирные жители боролись за закрытие полигона?

5. Биологическое действие.
(СЛАЙД 16)В течение сорока лет на казахстанской земле творился настоящий ядерный беспредел. К печальным страницам атомного геноцида относится действие на территории страны с 1949 по 1965 годы Семипалатинского ядерного испытательного полигона. Население, жившее вблизи смертоносного объекта Курчатовские ученые и военные называли "ЖЭМ" – живой экспериментальный материал.
Излучения радиоактивных веществ оказывают очень сильное воздействие на все живые организмы. (сл №17) Клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов. С клетки начинается новая жизнь. ( Слайд18 ) Излучения радиоактивных веществ оказывают очень сильное воздействие на все живые организмы. Даже сравнительно слабое излучение, которое при полном поглощении повышает температуру тела лишь на 0,001 С , нарушает жизнедеятельность клеток. Живая клетка – это сложный механизм, не способный продолжать нормальную деятельность даже при малых повреждениях отдельных его участков. Между тем даже слабые излучения способны нанести клеткам существенные повреждения , изменяется их химическая активность, клетки подвергаются мутации, повреждаются гены в хромосомах, вызывая различные физиологические отклонения. (Слайд 19,20) Огромное влияние оказывает облучение на наследственность, поражая гены в хромосомах. Если излучение большой интенсивности, то оно вызывает злокачественные опухоли, лучевую болезнь, может привести к летальному исходу.
(СЛАЙД 21)Механизм поражающего биологические объекты действия излучения еще недостаточно изучен. Но ясно, что оно сводится к ионизации атомов и молекул и это приводит к изменению их химической активности. Опасность радиации заключается в том, что облучение даже высокой степени проявляется не сразу. (сл №22) Биохимические изменения могут произойти как через несколько секунд, так и через десятилетия после облучения и явиться причиной немедленной гибели клеток или таких изменений в них, которые могут привести к раку. (сл №23) Ионизирующие лучи в первую очередь действуют на нервную систему, в результате чего нарушается кроветворная способность. Затем наступает поражение клеток пищеварительного тракта, других органов. Ограниченные дозы радиоактивных лучей, применяют для уничтожения клеток злокачественных опухолей.
6. Жертвы полигона (фото, стенд)
За несколько дней до нашего урока мы оформили стенд "Эхо полигона". Вы имели возможность познакомиться с картой, на которой указаны границы СИЯП и степень его радиологического загрязнения, а также прочесть вырезки из районных, областных и республиканских газет, в которых рассказывается о первой атомной бомбе с нежным именем "Татьяна", о первом официально зарегистрированном пострадавшем от полигона, о печальной статистике роста многочисленных заболеваний по Семипалатинской области.

7. Вопрос ядерных взрывов волновал людей очень давно. Песня И. Кобзон «Пока не поздно» (сл №24)
8. Ролик «Взрыв» (сл №25)
9. А.П. Легкунец «Злодейство века»
(сл №26) Андрей Петрович Легкунец пишет: « Я родом из Казахстана, из села Новопокровка, что в 30 километрах от Семипалатинска. На моих глазах проходили испытания на печально знаменитом полигоне. Я видел ядерный гриб. Многих свидетелей тех событий уже нет в живых. От рака умер отец – участник Отечественной и Гражданской войн, моя жена – мать четверых детей. Эндокринными заболеваниями страдают дети и внуки…».
Злодейство века (сл №27)

Там, где земля стонала тяжко
И содрогалась, не стерпев
Тех испытаний бомбы адской.
От грохота оторопев,

Волчица по степи бежала –
Искала логово свое. (сл №28)
Впервые в жизни заплутала.
На пятый день нашла жилье –

Чабанский стан, в нем пусто было.
Но след почуяла, пошла.
Людей увидела – завыла.
На помощь будто бы звала.

Звериной сути не осталось,
Скуля легла, чтоб не упасть.
Один скелет да шерсти малость:
«Добить хотите? Ваша власть».

Добить рука не поднималась,
Чабан ружье с плеча не снял.
Ей воровство овец прощалось,-
Где скот, там волк всегда бывал.

Мальчишки тут, подходят близко,
В глазах волчицы лишь упрек.
Ей молока подносят миску
И мяса свежего кусок.

Чабан – солдат, ходил в атаки
В боях минувшей мировой.
Вдруг: «Хиросима», «Нагасаки»
В его тылу, в степи живой!

Не видел он с поры военной
Столь искаженных страхом лиц.
Злорадству дьяволов вселенной
В пространстве не было границ.

Прошли успешно испытанья –
Расчеты физиков верны.
Потомков тяжкие страданья
В расчеты те не включены.

Беда одна – злодейство века,
Уму, рассудку вопреки,
Сроднила волка с человеком
По жесту сталинской руки

• Кого здесь коснулись взрывы?
• Чьи страдания в научных расчетах не были учтены?
• Какая беда «сроднила» волка с человеком»?
• Как оценить степень воздействия излучений на живые организмы?

10. Дозы излучения.

(сл №29) Биологическое влияние ионизирующих лучей характеризуется особыми величинами. Чем больше энергия, полученная клетками живых организмов, тем больше активность химических реакций, и повреждение усиливается. Поэтому надо уметь правильно определять дозу энергии, полученной живым организмом вследствие радиации.
Поглощенной дозой испускаемых лучей называется отношение поглощенной энергии к массе облучаемого вещества :

В системе СИ единицей измерения поглощенной дозы излучения является 1 Гр ( грэй).
Когда облученное вещество получает 1 Дж энергии, поглощенная часть испущенного излучения равняется 1 Гр.:
1 Гр = 1 Дж/кг.
На практике используют величину, называемую экспозиционной дозой. Она измеряется в рентгенах.
1Р = 2,58*10-4Кл/кг.
Влияние излучения на живые организмы характеризуют специальной величиной – эквивалентной дозой.
(сл №30) Эквивалентной дозой поглощения излучения наз. Произведение поглощенной дозы на коэффициент биологической эффективности:
Dэкв = k*D,
Где k- коэффициент биологической эффективности, который определяют опытным путем. Единицей измерения эквивалентной дозы является зиверт – 1Зв

11. В. Бояринов «С полигона» (сл №31)

В. Г. Бояринов отмечает, что человека, прибывшего с Семипалатинска, воспринимают совсем по-другому, смотрят на него как на невидаль, удивленно и с особым вниманием:
Он спросил: «Откуда родом?» -
«Из Семи-пала-тинска!»
Город Семипалатинск уже в самом названии несет нас к полигону, к лишнему напоминанию о нем, которое очень долго еще будет помниться людям, напоминая о последствиях ядерных взрывов:
… Но не бывает,
Чтоб забыли через год:
Злая слава завывает,
Слава добрая поет!
Это стало одной из причин переименования Города Семипалатинска в Семей. В нем установлен монумент жертвам Семипалатинского полигона. (сл №32)

12. Дозиметр. (сл №33-35)

С 1989 года больше не производятся взрывы на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, но проблема не закрыта, ею занимаются очень многие ученые, медики и другие специалисты. Так наша Семипалатинская гидрогеологическая экспедиция изучает радиологическую обстановку полигона. В связи с этим на полигоне находится несколько постов, на которых геофизики берут пробы грунта, растений, воды, снега замеряют уровень их радиации. Работают они с дозиметрами – приборами, определяющими уровень радиации.
Дози́метр — устройство для измерения дозы или мощности дозы ионизирующего излучения, полученной прибором (и тем, кто им пользуется) за некоторый промежуток времени
Дозиметр РАДЭКС— предназначен для персонала, работающего с радиоактивными веществами, а также для пользователей, имеющих знания о дозиметрии на бытовом уровне, но желающих (или вынужденных) пользоваться дозиметрами в бытовых условиях (продукты питания, обследование помещений, почвы и т.д.) или на работе (денежные купюры, монеты и пр.).
Дозиметр применяется для измерения радиоактивного излучения гамма и бета лучей. В дозиметре применён используемый в профессиональной дозиметрической аппаратуре низковольтный счётчик Гейгера – Мюллера жёсткого гамма- и бета- излучения
Прибор может быть использован персоналом, работающим с источниками ионизирующих излучений. Дозиметр подсчитывает количество гамма и бета частиц в течение 26 сек. (!) и индицирует показания в мкЗв/час или мкР/час на жидкокристаллическом дисплее.
Данный дозиметр обладает максимальным набором сервисных функций: регистрируются гамма, бета и рентгеновское излучение; диапазон показаний расширен в 100 раз; в два раза улучшена воспроизводимость; уменьшено время наблюдения; время наблюдения сокращается до 1 сек, при увеличении мощности дозы; удобство при обследовании помещений; наличие вибросигнала; установка поверочного коэффициента и др. Основные преимущества:
Низковольтный счётчик Гейгера – Мюллера жёсткого бета- и гамма- излучения типа СБМ20–1
Режим "ФОН" для обследования помещений; более 100 (!) порогов сигнализации
Установка поверочного коэффициента.
13. Тестовая работа. (сл №36)
III. Рефлексия (сл №37)
1. Беседа
Что вы узнали нового на уроке?
Стихотворения каких поэтов прозвучали?
С какой новой физической величиной познакомились?
С какой целью сегодня объединились наши два предмета?
2. Итоги работ
3. Домашнее задание. § 8.12, выучить одно из стихотворений О.Сулейменова или поэтов – земляков. (сл №38)
4. Выводы
(сл №39) Многие вопросы физики атомного ядра до конца еще не изучены, и, возможно, их изучением сможете заняться вы. Для этого у нас в Казахстане есть все предпосылки: создана своя, известная во всем мире научная школа, в Курчатове работает Национальный ядерный центр. В Астане при Евразийском национальном университете им. Гумилева запущен уникальный ускоритель тяжелых ионов.
В целом, исследование ядерных превращений и их использование в высокотехнологических процессах в Казахстане поставлено на государственный уровень. Именно от вашего поколения зависит, в каких целях будет использована ядерная энергия.
Помните слова поэта Мартынова: И твердит природы голос:
В вашей власти, в вашей власти
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части.
(сл №40) Тревога за судьбу человека и родины звучит в лирике поэтов. Гибель природы из-за вмешательства человека ведет к гибели самого человека, поэтому нам так важны стихотворения земляков, чтобы еще раз донести боль и ответственность за все происходящее на нашей земле: «Мы в ответе за того, кого приручили!» (Сент-Экзюпери) Желание О. Сулейменова и людей о закрытии полигона исполнилось, каким будет наш регион зависит только от вас. И перед вами стоит задача: беречь мир, солнце на планете! (сл №41)
Песня «Не отнимайте солнце у детей!»
Категория: Учителю физики | Добавил: [MFS]LancerS (13 Фев 2012)
Просмотров: 1182 | Теги: нет!, уже, надо!, Сказать:, Давно, Полигону | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
17:23


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz