Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках физики
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках физики. Составитель: Третьякова Л.В., МОУСОШ №7 г. Североморск Использование здоровьесберегающих технологий помогает заботиться о сохранении детского здоровья. Это новые технологии. Они необходимы, так как в школе мало совершенно здоровых детей. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе обучения: • формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни; • обеспечение возможности сохранения здоровья за время обучения в школе; • формирование навыков использования полученных знаний в повседневной жизни. Работать с детьми без стрессов – вот главное кредо в моей работе. Используя элементы валеологии на своих уроках, я учу детей быть здоровыми. В этом мне помогает физика, как предмет. Поэтому на своих уроках, я выделяю время на то, чтобы сделать маленькую гимнастику, дать возможность отдохнуть глазам, выполняя зрительную гимнастику. Чаще меняю виды деятельности. Не запрещаю ученикам вставать на уроке и подходить к моему столу за получением консультации. Мне нужно, чтобы дети двигались. В движении улучшается кровообращение, кровь обогащается кислородом, мозг работает лучше, информация усваивается полноценнее. Обращаю внимание на правильную посадку за столом. Касаемся вопросов питания, кожных заболеваний, дыхания, когда изучаем явление диффузии. Объясняем вред курения и алкоголя с точки зрения физики. Говорим о том, что после тренировки или урока физкультуры нужно переодеться в сухую футболку, так как при высыхании футболки на теле температура тела понижается, происходит переохлаждение и человек заболевает. Объясняем, что в тесной обуви ноги замерзнут быстрее, так как там нет воздуха, обладающего плохой теплопроводностью, который задержит тепло от ноги, поэтому обувь должна быть просторной. А чтобы на коньках не простудиться, надо одеть не одну толстую теплую вещь, а лучше три потоньше, тогда не вспотеешь и воздушные прослойки лучше сохранят тепло, значит, не замерзнешь. Таких вопросов, касающихся здоровья, на моих уроках достаточно. И я не жалею пару минут для здоровья. Меняя виды деятельности на уроке, я опять же даю возможность детям переключать внимание, происходит непроизвольная концентрация внимания на другом процессе, а это своеобразный отдых. Поэтому, работая, мы отдыхаем. Уроки пролетают быстро. Это дети часто замечают. Потому что есть, чем заняться. Дети начинают ценить драгоценные минуты, а не тратить время напрасно. Физика – не только очень серьезный предмет. Физика – мировоззренческая наука, формирует кругозор учащегося. Знания по физике могут обеспечить безопасность, так как законы физики действуют везде, где существует физическая материя: 1. Одним из главных свойств материи является движение. Движение тел окружает нас постоянно, поэтому знание законов механики обеспечит безопасность на дорогах. 2. Электричество. В наше время без него невозможна человеческая жизнь, но пренебрежение законами физики и здесь может привести к печальным событиям. 3. Человечество научилось использовать энергию атома. Но как оказалось, применение атомной энергии требует соблюдения определенных правил безопасности. Получается, что безопасность жизни, сбережение здоровья возможно только при наличии знаний, сформированных умений. На уроках физики изучается разнообразный материал. Задача учителя на уроке не только дать знания основ науки, но научить применять полученные знания в течение всей жизни. Для достижения этих целей отлично зарекомендовала практика решения задач по физике. При изучении физики с 7 по 11 класс в процессе изучения материала, при его закреплении нужно решать задачи, содержание которых направлено на сохранение здоровья и жизни. При изучении отдельных вопросов обращаю внимание обучающихся на здоровьесберегающие элементы материала темы. В таблице приведены некоторые вопросы школьного курса физики, изучая которые можно формировать сознательное отношение к своему здоровью. Учебный материал Здоровьесберегающий элемент Класс
Инерция Тормозной путь Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, так как автомобиль вследствие инерции не может сразу остановиться. Человек также не может рассчитать длину тормозного пути движущегося транспортного средства. 7кл
Трение Бывает трение полезное и вредное. Если у автомобиля протертые шины, то это значит, что он сможет быстро остановиться при торможении. На скользкой дороге движение опасно, так как автомобилю трудно маневрировать. 7кл
Равноускоренное движение При движении по вертикали с ускорением вес может увеличиваться (при движении вверх) и уменьшаться (при движении вниз). Это знать особенно важно для летчиков. 9,10кл
Движение тела под действием силы тяжести Падение с большой высоты опасно, так как каждую секунду падения скорость возрастает примерно на 9.8 м/с. Т. е. если падение длится 2 с, то скорость в момент удара приблизительно равна 70 км/ч. 9.10кл Потенциальная энергия деформированного тела Потенциальная энергия растянутого или сжатого тела (пружины, резинового шнура и т.д.) очень велика. Удар может быть большой силы. 7.10кл Давление твердого тела При спасении утопающего важно правильно подойти к этому человеку. Если подползать к тонущему, то можно во много раз уменьшить давление на лед. 7кл Архимедова сила. Условия плавания тел. Тело тонет, если сила тяжести превышает выталкивающую силу. Для безопасного пребывания на воде лучше пользоваться надувным кругом, так как он увеличивает Архимедову силу. 7 Электризация тел При трении различных материалов накапливается большой статический заряд. 8кл Парообразование Ожог паром опаснее ожога кипятком. Энергия пара намного больше энергии кипятка на величину количества теплоты, необходимой на парообразование, т.е. mλ 8кл Теплопроводность Теплопроводность материалов различна. Металлы имеют высокую теплопроводность. Держаться рукой за конец металлического прута нельзя. Если другой конец нагревается. Можно получить ожог. 8кл Тепловые машины Не нужно находиться вблизи работающего теплового двигателя, так как при его работе выделяются вредные вещества, опасные для здоровья. 8,10кл Переменный электрический ток Переменный ток опасен для жизни. Тело человека – проводник электричества. 11кл Молния Во время грозы нельзя находиться под громоздкими укрытиями: крона большого дерева и т.д. 8,10кл Конденсатор Нельзя прикасаться к конденсатору сразу после выключения какого либо аппарата, в цепь которого входит конденсатор, так как он накапливает большой электрический заряд 9,10кл Лазерное излучение Мощное лазерное излучение опасно, так как может вызвать потерю зрения. 11кл Радиоактивность Радиоактивные препараты опасны для жизни и здоровья, так как излучения, испускаемые ими, обладают проникающей способностью. 9,11кл
Формированию навыков использования полученных знаний в повседневной жизни способствуют задачи. В средней школе используются сборники задач, отвечающие требованиям здоровьесберегающих образовательных технологий: В. И. Лукашик, Е. В. Иванова «Сборник задач по физике», Москва, «Просвещение» 2007 В. П. Демкович «Сборник задач по физике». Л. П. Демкович Москва, «Просвещение», 1981 г. А. П. Рымкевич «Сборник задач по физике», Москва, «Просвещение», 2008 г.