Среда, 08 Май 2024, 12:49
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Увеличительные оптические приборы и приготовление микропрепаратов
6-й класс, программа И.Н.Пономаревой

Задачи урока: познакомить учащихся с устрой-ством увеличительных оптических приборов для изучения растений – лупой и световым микроскопом, правилами работы с ними, техникой приготовления микропрепаратов; научить учащихся работать с микропрепаратами, делать зарисовки увиденного; закрепить умение пользоваться увеличительными приборами.

Оборудование: ботанические таблицы, оптические приборы (ручная и штативная лупы, световые микроскопы), лабораторный инструментарий для приготовления микропрепарата, карточки с вопросами.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Нам предстоит совершить увлекательное путешествие в микромир, во время которого мы узнаем, как можно изучать строение растений. Первая часть урока пройдет в кабинете, а вторая – в лаборатории. Чтобы путешествие прошло удачно, надо бу-дет соблюдать определенные правила.

1. На столах у каждой группы есть папка с дополнительными материалами, ручные лупы и микроскопы. Каждая группа работает по заданиям вместе с учителем.

2. Каждый участник путешествия получает рабо-чий лист (см. Приложение), который он заполняет в ходе путешествия. По окончании урока рабочий лист вклеивается в рабочую тетрадь по биологии.

3. После первого этапа урока каждому ученику надо будет правильно ответить на вопрос – только так он получит допуск в лабораторию.

4. В лаборатории выполняем лабораторную работу по инструктивной карточке.

II. Усвоение новых знаний

На этом этапе работа проходит индивидуально и в группах с учебником, дополнительными материалами, лабораторным оборудованием и состоит из трех блоков: «Историческая справка», «Ручная лупа», «Световой микроскоп». По результатам работы учащиеся заполняют соответствующие разделы в рабочем листе. После выполнения каждого блока проводится проверка записей.

Историческая справка

Каких ученых-исследователей, связанных с исследованиями микромира, вы знаете?

Учащиеся работают с учебником, дополнительными материалами и заполняют таблицу в рабочем листе.

На доске в виде цветных схем приводятся ответы по первому блоку. Учащиеся проверяют свои записи и уточняют непонятное.

Демонстрация слайдов с комментариями учащихся

Слайд № 1

«Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым, как бритва, перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло и стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью зеркала, я ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами… Эти поры, или ячейки, были не глубокими, а состояли из очень многих маленьких ячеек, вычлененных из непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно не только одной пробке. Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины, различных деревьев, внутреннюю мякоть полого стебля тростника, некоторых овощей, других растений: морковь, лопух, папоротник – я обнаружил, что у всех у них тот же план строения, что и у пробки». (Это первое сообщение о клетке, которое сделал Роберт Гук в 1665 г.)

Слайд № 2

Антони ван Левенгук (1632–1723) – голландский ученый-натуралист, достигший небывалых успехов в шлифовании стекол, что позволило ему изготовить линзы с увеличением до 300 раз! С помощью такого «микроскопа» он сделал ряд важных открытий: наблюдая за простейшими животными, зарисовал их, описал строение мышечных волокон и костей, клеток крови – эритроцитов – и их движение по капиллярам.

Ручная лупа

Учитель демонстрирует собирающие линзы. Линза для лупы – выпуклый с одной или двух сторон стеклянный диск. Стандартные линзы имеют увеличение от 2–5 до 10–25 раз.

Учитель демонстрирует штативную лупу, называет ее основные части, рассказывает о ее использовании.

После выполнения задания в рабочем листе учитель проверяет записи, на доске в виде цветных схем приводит ответы к заданиям второго блока. Проводится беседа по устройству ручной лупы и способам определения ее увеличения.

Световой микроскоп

Учащиеся рассматривают световой микроскоп, знакомятся с его устройством, способом определения увеличения микроскопа и делают записи в рабочем листе. Здесь целесообразно дать объяснение понятиям: микроскоп, окуляр, объектив.

Ответы к заданиям третьего блока приводятся на доске в виде цветных схем в ходе обсуждения основных частей микроскопа и их функций.

III. Проверка понимания нового материала

Данный этап проходит при переходе учащихся из кабинета в лабораторию. Каждый учащийся выбирает карточку с вопросом и готовит устный ответ, который служит пропуском в лабораторию. Если ученик делает ошибку при ответе, он задерживается в кабинете и с помощью учебника, дополнительных материалов и схем на доске пытается ее исправить.

Вопросы для первичной проверки понимания нового материала

1. Как определить увеличение светового микроскопа?
2. Где указано увеличение ручной лупы?
3. Что такое микроскоп?
4. Назовите главную часть ручной лупы.
5. Назовите главные части микроскопа.
6. Что такое микропрепарат?
7. Каково назначение зеркала в световом микроскопе?
8. Если увеличение светового микроскопа ?200, а на окуляре указано ?10, каково увеличение объектива?
9. Какой ученый и в каком веке первым ввел понятие «клетка»?
10. Во сколько раз могут увеличить объект лупа и микроскоп?
11. Каково назначение предметного столика и зажимов в световом микроскопе?
12. Что такое предметное и покровное стекла?

IV. Закрепление знаний

На этом этапе выполняется лабораторная работа «Приготовление микропрепарата мякоти томата». Учащиеся по инструктивной карточке выполняют лабораторную работу, результаты которой вносят в рабочие листы. По ходу работы учитель делает необходимые комментарии. Вывод по работе делает каждый учащийся (устно).

Лабораторная работа «Приготовление микропрепарата мякоти томата»

Цель: научиться готовить временные препараты и работать с ними.

Оборудование: микроскоп; ручная лупа; склянка с водой, препаровальная игла, пинцет, предметное стекло, покровное стекло, фильтровальная бумага, полиэтиленовая салфетка на рабочий стол; ломтик зрелого томата.

Ход работы

1. Рассмотрите мякоть томата с помощью ручной лупы. Зарисуйте увиденное в рабочем листе.

2. Подготовьте микроскоп к работе.

3. Приготовьте предметное и покровное стекла.

4. Пипеткой нанесите на предметное стекло каплю чистой воды.

5. От мякоти томата отделите кусочек с помощью пинцета и препаровальной иглы.

6. Положите кусочек мякоти томата в каплю воды на предметное стекло, расправьте кончиком препаровальной иглы.

7. Закройте мякоть томата покровным стеклом, удалите избыток воды фильтровальной бумагой.

8. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

9. Зарисуйте в рабочем листе группу клеток мякоти томата. Обратите внимание на взаимное расположение клеток, на их форму и цвет.

10. После просмотра приведите в порядок рабочее место.

11. Сделайте вывод (в рабочем листе).

Приложение

Рабочий лист «Путешествие в микромир»

Часть 1. Историческая справка

Заполните пустые графы таблицы.

Век, год____Ученый____Достижение
_____________________Изобретение микроскопа
_____________________Усовершенствование микроскопа,
_____________________ срез пробки – первое упоминание о клетке
_____________________Изучение одноклеточных организмов

Часть 2. Ручная лупа

1. Рассмотрите ручную лупу, отметьте на рисунке ее части.

2. Определите, во сколько раз увеличивает лупа изучаемый объект?

Часть 3. Световой микроскоп

1. Рассмотрите основные части микроскопа, отметьте их на рисунке.

2. Для определения увеличения микроскопа, посмотрите на числа, указанные на окуляре и объективе, перемножьте их. Сделайте вывод: микроскоп увеличивает исследуемый объект в ____________ раз.

3. Выполните лабораторную работу.

Зарисуйте мякоть томата, рассмотренную при помощи: ручной лупы, светового микроскопа.

4. Сопоставьте эти рисунки и сделайте вывод.
Категория: Учителю биологии | Добавил: almar71 (13 Апр 2012)
Просмотров: 2497 | Теги: микропрепаратов, приборы, приготовление, Оптические, Увеличительные | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
08 Май 2024
12:49


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz