Суббота, 09 Ноя 2024, 05:28
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 58
Гостей: 58
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Разработка мероприятия по биологии : "Лесная гостинная"
Разработка мероприятия : "ЛЕСНАЯ ГОСТИНАЯ"ЦАРИЦА СЕВЕРНЫХ ЛЕСОВ И ЕЕ ПОДРУГИ…"

Для того чтобы закрепить и расширить знания учащихся о хвойных растениях,
в школе можно провести вечер "Лесная гостиная". Хозяева гостиной - семиклассники. Они разделяются на группы по 4-е человек в зависимости от вопроса, который хотят осветить, и в течение месяца знакомятся с литературой, подготавливают свои сообщения.



В помещении, где проводится гостиная (это могут быть классная комната, школьный зал и т.д.), размещают портрет И.И.Шишкина, репродукции картин художника, фотографии и рисунки бонсай хвойных растений. Желательно подготовить тематическую выставку литературы, стенд "Значение голосеменных растений в народном хозяйстве", гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы, кедра, пихты, можжевельника. Следует также заранее подумать о музыкальном сопровождении вечера и, конечно, пригласить гостей. Это могут быть ученики параллельных классов, младшеклассники, любители почитать или послушать стихи, в общем — все желающие больше узнать и расширить свой кругозор.

(На сцене ведущий и ученики, подготовившие собщения.)

Ведущий.
Сегодня в нашей лесной гостиной речь пойдет о царице северных лесов и ее подругах. Царицей называют сосну, а ее подругами — представителей различных хвойных растений. Это ель, лиственница, пихта, можжевельник, тис, секвойи, кипарис и т.д. Всего к классу хвойных относится около 560 видов. По сравнению с цветковыми вроде бы немного, но роль этих растений в природе и жизни человека очень велика. Ведь хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты.
1-й ученик.
На земном шаре насчитывается 200 видов сосен. Особым авторитетом среди них пользуются сосна обыкновенная и сосна кедровая. Сосновые леса широко распространены в нашей стране. Их можно видеть и в европейской части, и в Сибири, и на Кавказе.
2-й ученик.
Сосна — могучее дерево до 30-40 м высотой, имеющее диаметр ствола до 1 м, кора ее отливает красной медью. Предельный возраст 350-400 лет. Нижние части ствола лишены ветвей. У старых сосен первые сучья начинаются, как правило, на высоте 10 м от земли. Сосна очень светолюбива.
Под пологом других деревьев она расти и возобновляться не в состоянии. Если сосна выросла не в лесу, а на открытом месте, облик ее иной. Дерево не такое высокое. Ствол толще, оно более ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы. Они растут на скалах, на болотах, песках. По долинам рек, на песчаных почвах сосновые леса заходят глубоко в степные районы. Кстати, сосна — одно из немногих деревьев, уживающееся с торфяными мхами. Корневая система сосны, растущей на болоте, поверхностная, а у сосны на песках — стержневая, глубокая, с сильно развитыми боковыми корнями.
3-й ученик.
Игловидные листья сосны — хвоинки достигают 3-4 см в длину. Они расположены по две на сильно укороченных побегах, поверхность их покрыта восковым налетом. Вечнозеленость сосны служила объектом множества загадок у разных народов ("Зимой и летом одним цветом", "Все паны скинули кафтаны, один пан не скинул кафтан"). Хвоинки на дереве держатся 2-3 года. М.Пришвин писал: "Сосна осенью теряет не меньше своих двойных хвоинок, чем листьев своих теряет осина. Но сосна на зиму остается все-таки зеленая, а осина голая, сердитая, вся пропитанная своим горьким осиновым соком".
4-й ученик.
Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели тоже хвоинки, но они короче и более колючие. Хвоя густо покрывает побеги. По своим биологически особенностям ель сильно отличается от сосны. Она гораздо более теневыносливая и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и березовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ель требовательна к почве: она хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями. Ель живет до 250 лет, достигая в высоту более 40м.
5-й ученик.
Лиственница — это быстрорастущее, светолюбивое, неприхотливое дерево. Хвоя лиственницы опадает ежегодно осенью, как листья листопадных деревьев. Встречается среди хвойных и кустарник - можжевельник. Листья его игловидные, колючие. Шишки имеют вид синих ягод, покрытых восковым налетом. У всех хвойных образуется смола. Польза выделения смолы для дерева несомненна: появляясь в местах повреждения, она заживляет раны. Отсюда и название смолы — живица. Хвойные деревья и кустарники размножаются семенами, как и цветковые растения, но семена их находятся не внутри плода, а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуи открыто (голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями. Ведущий. Красота и величавость сосновых лесов (боров) всегда вдохновляла поэтов, писателей, художников. На холстах Ивана Ивановича Шишкина — устремленная в небо мощь красного бора, темень глушняка. На его картинах сплетаются упругие ветви, топорщатся колкие пучки игл. С полотен Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал. "Сосной на выставке запахло", — восторженно говорили все, кто видел его картины. Крепко настоянный запах смолы, хвои, согретой солнцем коры неотделимы от творчества Шишкина. "Лесовик", "лесной богатырь", "лесной царь" — так называли художника при жизни. Даже наружность — крупные черты лица, его отчетливая, резкая лепка, густые, спутанные волосы, взлохмаченная борода, кряжистая, сбитая фигура — удивительно цельно сопрягалась с его созданиями, тотчас вызывала в памяти едва не у всех, кто встречался с художником, образы освещенных солнцем корабельных сосен, цельного леса. "Как зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем и правдивой русской речью", — читаем у Репина.
1-й ученик.
В Вятской губернии, где прошло детство Шишкина, леса занимали 2/3 площади. Мальчиком он бродил целыми днями один по лесному царству. "Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу", — говорил пейзажист, уже подводя итоги жизни.
2-й ученик.
Зимой 1898 г. Шишкин оканчивает последнюю картину — "Корабельная роща", одно из самых больших по размеру, самых величественных по замыслу и самых совершенных своих творений. Дни художника сочтены, но по-настоящему манят его, волнуют впечатления, с которыми он начинал жить, из страны детства принесенные им в искусство. На карандашном эскизе последней картины подпись: "Афонасовская корабельная роща близ Елабуги..." Кажется, до самого неба поднимаются могучие сосны. Не охватишь взглядом. Недаром Шишкин так их написал, чтобы вершины деревьев — тех, что впереди, — не уместились на холсте. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство. Оттого и название — корабельная. А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие, молодые сосенки — зеленая семья...

Ведущий.
Сосне посвятили свои произведения поэты.
{Предлагает участникам и гостям почитать стихотворения о хвойных растениях.}

М.Ю.Лермонтов
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

В.Солоухин
Я к ночи из лесу не вышел,
Проколобродив целый день.
Уж как вода, все выше, выше
Деревья затопляла тень,
Янтарь стволов и зелень хвои –
Все черным сделалось теперь.
В лесу притихло все живое,
И стал я ЧУТОК, словно зверь.
А наверху, над мглою этой,
Перерастя весь лес, одна,
В луче заката, в бликах света
Горела яркая сосна.
И было ей доступно, древней,
Все, что не видел я с земли:
И сам закат, и дым деревни,
И сталь озерная вдали.

С.Маршак
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.
Цвет сосновый, смолою дыша,
Выл не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: хороша!
И была она, кажется, рада.

Л.Татьяничева
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с подоблачных скал.
Все цветет по дороге. Весна
Настоящим сменяется летом.
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.

П.Бровка
О, этот ствол, звенящий, рослый,
Упругий, с кроною сквозной.
Меня вы покорили, сосны,
Гвардейской выправкой лесной.
Оттенок меди, сила стали –
Отменной прочности залог.
Вы нас надежно прикрывали
В минуты гроз, в часы тревог.
Но прошумело лет немало,
К вам старость горькая пришла,
Вас, поседевших, доконала
Своими зубьями пила.
У ног моих ветвей сплетенье —
В последних отблесках зари
Вы, словно павшие и сраженье,
Недвижные богатыри.

Ведущий.
Любят сосну и за ту огромную пользу, которую приносит она человеку. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье.
1-й ученик.
Сосна — лесная аптека. Чистую живицу (смолу) можно накладывать на рану вместо бинта или пластыря. Кладут ее и в больные зубы, чтобы унять боль. В старину разведенную спиртом смолу применяли для растирания мышц, суставов.
2-й ученик.
Сосна — одно из древнейших лекарственных растений. Ее хвою включали в состав компрессов и припарок еще 5 тыс. лет тому назад. В Греции и Риме использовали при лечении простудных заболеваний. На Руси было принято жевать смолу для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта. Противоцинготные свойства дерева с давних времен известны народам Сибири, промысловикам и мореходам. Естествоиспытатель П.С.Паллас писал: "Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются от мореходов как лучшее противоцинготное и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное лекарство". В XIX в. каждая экспедиция брала с собой эти "снадобья жизни". Во время Великой Отечественной войны сотрудники Ботанического института им. В.Л.Комарова разработали способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду. В хвое содержатся в доступной для организма форме микроэлементы — цинк, медь, железо, фтор, молибден, имеется большое количество витаминов С, Е, К.
3-й ученик.
Для приготовления хвойного напитка 30 г свежей молодой хвои (в зимней хвое витаминов больше, чем в летней) промывают в холодной воде, заливают стаканом кипятка, кипятят на слабом огне в закрытой эмалированной посуде 20 мин и, добавив по вкусу сахар, выпивают стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит столько же витамина С, сколько стакан томатного сока, и в 5 раз больше, чем стакан лимонного.
4-й ученик.



Отвар почек сосны принимают в качестве отхаркивающего средства при воспалении верхних дыхательных путей. Из хвои делают пасту, обладающую прекрасными рано заживляющими свойствами. Эфирное масло входит в состав препаратов, эффективных при почечных заболеваниях. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного и дезодорирующего средства, а также в состав кремов, предназначенных для питания кожи лица и шеи.
5-й ученик.
Сосна выделяет в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулезной палочки. Поэтому воздух в сосняках не только стерилен, но и оказывает противомикробное действие. Не случайно противотуберкулезные санатории размещают в сосновых лесах.
6-й ученик.
Гуляя в лесу, лишь немногие задумываются над тем, какой это лес, в какое время года и в каких дозах он полезен именно для них, а ведь существует индивидуальный подход в тактике лечения лесом. В сентябре - октябре выделяются небольшие дозы фитонцидов, холодный период (середина декабря, середина февраля) благотворно влияет на людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В это время человек чувствует себя хорошо, особенно при устойчивой морозной погоде. В переходные месяцы (ноябрь, март) в хвойном лесу более сыро, чем в лиственном. Холод и влажность особенно нежелательны при заболеваниях дыхательных путей. В апреле — середине мая в холодном лесу увеличивается выделение смолистых веществ, которые улучшают отхождение мокроты и облегчают кашель. Всасываясь в легких и выделяясь почками, смолистые вещества оказывают мочегонное действие, правда, длительное пребывание в хвойном лесу летом при заболевании почек нежелательно. При гипертонии, ишемической болезни сердца, бронхиальной астме вредно посещение хвойного леса в период максимального выделения смолистых веществ (июнь, июль): могут усилиться одышка, появиться головные боли, головокружение, боли в области сердца, шум в ушах, бессонница, что часто сопровождается подъемом артериального давления. Чем острее протекает заболевание или если человек страдает им много лет, тем хуже переносится климат хвойного леса в летние месяцы.
7-й ученик.
Вот что пишет о значении и своеобразии лечения природой психотерапевт М.Е.Бурно: "Чем смягчается сложный, напряженный человек? Конечно, чаще каким-то глушителем (вино, лекарства, табак и т.п.), но это смягчение грубое, небезопасное. Другой способ смягчения древний, стихийный. Это общение с природой. Лечиться лесом, общаться с ним — значит изучать его жизнь. Внимательно всмотреться в пейзаж, запечатлевать в своей памяти н вспоминать потом, например, виденный закат, который скользит лучами по верхушкам сосен, и почувствовать, что этот образ, эта минута не менее важны для жизни, чем что-то неприятное, чем то, что вызывает постоянное напряжение. Когда все внутри натягивается как струна и так необходима пауза, передышка, его дарит образ любимого уголка. Надо научиться такому приему психотерапевтической защиты, при этом мы волевым усилием заставляем включиться те древние механизмы защиты, которые уже срабатывали в естественной ситуации".
1-й ученик.
Александр Сергеевич Пушкин писал:

Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес. бродите по долине,
Крутых холмов встаньте на вершине,
И в долгу ночь глубок ваш будет сон.

2-й ученик.
Исключительно велико влияние на человека красоты, гармонии леса. "Не от того ли сердцу сладко, что я всесильно растворен в просторах этих без остатка", — написал К.Ванщенкин. Тому, кто владеет искусством восприятия гармонии леса, он помогает отвлечься от невзгод, дает почувствовать особый ход времени, неподвластный внешнему, шумному, суетному.
3-й ученик.
"Ты, суровый сосновый лес, единственный поверенный моего детства, от тебя я научился понимать глубочайшие звуки природы, их дикость, их меланхолию. Ты дал тон всей моей жизни. Один в глубине леса, возле тлеющих угольков моего костра, на краю безмолвного лесного болота, под хмурым ночным небом... Как я бывал счастлив тогда, наслаждаясь великой гармонией природы". Так писал о лесе Фритьоф Нансен.
4-й ученик.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный.
Средь пятен солнечных и строгой тишины.
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальется иволга короткой четкой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от "щедрости" твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В. Рождественский

5-й ученик.
Наши предки придавали большое значение лесу, деревьям, среди которых им приходилось жить. Отсюда, очевидно, и приводимая ими связь человеческих характеров с деревьями. Они утверждали, что каждый человек, как и дерево, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки. У каждого человека, по его гороскопу, есть дерево, близкое по биоэнергетическим характеристикам и являющееся хранителем здоровья. Если вам плохо, придите к этому дереву, прижмитесь к нему, расслабьтесь, вслушайтесь в шелест листвы, отрешитесь от всех мыслей, слейтесь с ним, и оно поделится с вами своей силой.

{В беседу вступают учащиеся, которые подготовили материал на тему "Хвойные и экология ".)

1-й ученик.
Сосна почитается многими народами. В Японии и Китае ее часто выращивают в горшках таким образом, чтобы дерево сохраняло свою естественную природную форму и видовые особенности. С помощью определенных приемов замедляется его рост. В результате небольшие деревья могут достигать возраста десятков и даже сотен лет. Но не величина и не возраст дерева поражают и очаровывают, а удивительная гармония его размера и формы.
2-й ученик.
В Японии отдают предпочтение хвойным: различным видам сосен, можжевельников, елей; считают их символом вечности и долголетия, в Финляндии — символом жизни, в Китае и на полуострове Корея хвойные олицетворяют верность и принципиальность, в Малой Азии — бессмертие и плодородие. В Древней Греции без сосны не обходились праздничные пляски, посвященные богу вина и виноделия Дионису, у славянских народов по сосне пытались предсказывать будущее, из сосновой древесины вырезали скульптуры богов. В украинском полесье был такой обычай: если у молодых родителей рождается дочь, они сажают во дворе сосну.
3-й ученик.
Все знают о еще одной старинной традиции — ставить в доме украшенное хвойное дерево (ель, сосна, пихта) в честь праздника Нового года. К сожалению, это приводит к уничтожению миллионов хвойных деревьев. От браконьеров страдают городские ели, селекционные деревья, растущие в ботанических садах. В России обычай устраивать под Новый год елку приписывают Петру I. Однако это не совсем так. Его указ от 1700 г. обязывал украшать улицы и дома ветками сосновыми, еловыми и можжевеловыми. Первая же публичная елка появилась в Петербурге в 1852 г. К концу XIX в. эта традиция прочно вошла в быт наших предков. В то время население было малочисленное, хвойные леса занимали большие площади, и эта традиция не имела столь губительных последствий для природы, как сейчас. В 1920г. устройство новогодних елок пытались отменить, но безуспешно: запретами делу не поможешь.
4-й ученик.
А знаете ли вы, что автор знаменитой песни "В лесу родилась елочка", без которой не обходится ни одно празднование Нового года, —Р.Л.Кудашева? Текст песни написан в 1903 г.
1-й ученик.
В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. Немаловажную роль в сокращении площади лесов играют осушение болот, затопление, добыча нефти, угля, других полезных ископаемых.
2-й ученик.
Потеря лесных богатств — одно из экологических бедствий. ВКрасную книгу России занесено уже 11 видов голосеменных растений. В нашей стране за 20 с небольшим лет сосна вырублена на площади почти 15 млн. га, все меньше шишкинских корабельных рощ. Скудеет тайга сосной. Ее замещают осина и береза. Это плохо и для здоровья человека, ибо кислородопроизводительная способность сосны оценивается в 1,5 раза выше, чему березы, и в 3 раза выше, чем у осины и серой ольхи.
3-й ученик.
Петровская корабельная роща — редчайшее насаждениелиственницы. Появилась она на свет более двух веков назад по инициативе Петра I, предлагавшего создать вблизи тогдашней Кронштадтской верфи корабельные леса. Но судьба этой рощи сложилась иначе, чем рисовалась она своему основателю. Созданная как резерв кораблестроения, она была забыта преемником Петра, росла и развивалась по своим законам. Теперь этот величественный памятник природы, замечательный своей декоративностью, уникальностью и древностью, взят под государственную охрану. В 1976 г. роща была объявлена государственным заповедником, она также состоит на учете ЮНЕСКО. Старинные посадки — 4220 деревьев-гигантов, возраст которых колеблется от 170 до 200 лет, стали как бы ядром заказника. Здесь каждое дерево на учете, каждое имеет свой номер. На некоторых из них можно увидеть полосу, сделанную белой краской, — это так называемые элитные деревья, самые ценные и высококачественные.
4-й ученик.
Хвойные растения — индикаторы загрязнения воздуха, они чувствительны к его чистоте, поэтому не очень хорошо чувствуют себя в городах. В качестве биоиндикатора чаще всего используется сосна какнаиболее широко распространенная культура. В зонах сильного загрязнения ее хвоя приобретает темно-красную окраску, в хвоинках накапливаются ядовитые вещества, устьица их забиваются копотью, а затем хвоя отмирает и опадает, просуществовав всего год при норме три-четыре года.

(На сцене учащиеся, подготовившие сообщение на тему "Значение хвойных в народном хозяйстве.)

1-й ученик.
Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола, корни, стволовая древесина — сырье для различных производств.
2-й ученик.
В народном хозяйстве ценная древесина сосны используетсядля строительства, для изготовления дверей и рам, мебели, домашней утвари, как поделочный материал. В кедровых шкафах моль одежду не ест: ароматный, смолистый запах отбивает у нее "аппетит". Русские плотники научились вязать бревна без единого гвоздя. В 1669 г. под Москвой в селе Коломенском из отборных сосновых бревен был срублен царский дворец, представляющий собой сложный архитектурный комплекс. До наших дней дворец не сохранился, но судить о нем можно по рисункам и воспоминаниям очевидцев. Здесь было 270 больших комнат и три тысячи окон. Дворецпоражал не только грандиозными размерами, но и сказочным великолепием деревянных построек. Недаром современники называли его "сосновым дивом" — еще одним чудом после семи чудес света.
3-й ученик.
В нашей стране с сосной связан один любопытный случай. В начале XVIII в. Васильевский остров на Неве покрывал густой сосновый бор. Петр I увидел в лесу сосну, боковой сук которой, изгибаясь, врастал опять в ствол. Царь велел срубить удивительное дерево, и это был первый экспонат учрежденной им Кунсткамеры — музея природных диковинок.
4-й ученик.
Кедровая древесина обладает отличными резонанснымисвойствами, из нее изготавливают рояли, арфы, гитары.
5-й ученик.
Кедровый орех — редчайший деликатес в наши дни. Он питателен и вкусен. Масло из ореха прозрачное, с приятным запахом, используют его даже в микроскопической технике. Кедровые орешки, наряд) с пушниной, еще во времена Ивана Грозного стали первыми предметами российского экспорта. Они служат лакомством для 70 видов зверей и 200 видов птиц. В рационе соболя кедровый орех составляет до 93%. Пчелы предпочитают селиться в кедровых ульях. Ореховый жмых идет на приготовление лучших сортов халвы да и других кондитерских изделий. Скорлупа ореха также представляет интерес: из нее делают сувениры, производят коричневую краску. Сосна — поставщик хвойно-веточного корма для зимнего рациона животных. А сколько ценных продуктов извлекают из сосновых деревьев! Смола (живица), скипидар, канифоль, дубильные вещества, деготь. Из древесины сосны получают искусственный шелк, а из ели — бумагу. Из соснового угля получают карболен, применяемый в качестве лекарства при отравлениях и скоплениях газов в кишечнике.
6-й ученик.
Летучая часть живицы при охлаждении образует скипидар, а оставшаяся после перегонки золотистая хрупкая масса — канифоль. Канифоль применяется для производства бумаги, получения мыла, приготовления лака и красок. Она необходима в судостроении, кожевенной и резиновой промышленности, для производства сургуча и линолеума. Без нее не смогли бы играть скрипка, виолончель, любые другие смычковые инструменты.

(Звучит скрипичный концерт Н.Паганини.)

1-й ученик.
Скипидар применяется как растворитель для лаков и красок, каучука и различных смол. Из него вырабатывают синтетическую камфору. В текстильном производстве скипидаром разводят краски, протравливают ситцевые ткани перед нанесением на них рисунка.
2-й ученик.
Сосновая смола, миллионы лет пролежавшая в земле, — это янтарь. Из него делают украшения, декоративные скульптуры, мозаичные панно. Высшим достижением искусства обработки янтаря стала знаменитая янтарная комната в Царском Селе (ныне г.Пушкин), в которой все, начиная небольшой вещицей и кончая стенами, было выполнено из резного янтаря.
3-й ученик.
Сосновые леса богаты ягодами, всякой живностью, лекарственными травами, грибами. Сосняки — кладовая белых грибов, груздей, маслят, волнушек. В старину говорили: "Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет". И не только по грибам. Хвойные леса — среда обитания многих животных: это пища, защита, место выведения и выращивания потомства для птиц, млекопитающих.



Ведущий.
Мы надеемся, что сегодня в лесной гостиной вы узнали много интересной и полезной информации. Завершить наш разговор о хвойных растениях хочется словами поэта Т.Фатеева:
Живите в покое и силе,
Как вечная сказка земли.
Зеленые сосны России –
Бессмертные сестры мои.
Категория: Учителю биологии | Добавил: vadik11092 (26 Фев 2012)
Просмотров: 972 | Теги: Разработка, гостинная, мероприятия, по, Лесная, биологии | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
09 Ноя 2024
05:28


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz