Среда, 08 Май 2024, 02:53
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Применение flash–анимаций на уроках биологии
Добрынина Светлана Александровна, сту-дентка 5 курса ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический инсти-тут», кафедра естественнонаучных дисци-плин с методикой преподавания, гр. 504
Применение flash –анимаций на уроках биологии

Учителям естественных наук часто приходится сталкиваться с необхо-димостью объяснить ученикам суть того или иного процесса, происходящего в природе. Как показать динамику процесса на плоской доске, имея в руках толь-ко кусочек мела? Можно рисовать и стирать, потом снова рисовать. Большинст-во учителей биологии так и делали, опираясь на опыт работы педагогов преды-дущих поколений. Позже стали использовать аппликации. Согласитесь, напри-мер, при объяснении процесса синтеза белка, быстрее прикрепить к доске рису-нок транспортной РНК, рибосомы и т.д., чем рисовать это на доске мелом. Да и качество рисунков будет выше, изображения ярче, нагляднее. Особенно удобно использовать аппликации при наличии в кабинете биологии магнитной доски. Тут на помощь учителю пришли фабрики по изготовлению наглядных пособий. Они выпустили наборы динамических пособий для магнитной доски по разным темам курса биологии: «Основные направления эволюции», «Законы Менделя», «Человек и биосфера» и др.
Параллельно совершенствовались технические средства обучения. Де-монстрация фолий через эпидиаскоп – тоже неплохой вариант. Прозрачные пленки с рисунками накладываются друг на друга или меняются одна за другой, тем самым позволяют частично отразить динамику процесса. В оборудование кабинета биологии входят наборы фолий по зоологии, ботанике, общей биоло-гии.
Отлично демонстрируют процессы в живой природе кино- и видеофраг-менты, снятые в технике рапидной съемки, которые позволяют медленно в дета-лях рассмотреть процессы, реально длящиеся всего несколько десятков секунд. И напротив, снимая биологические объекты через определенный промежуток времени, можно получить десятиминутное изображение процесса, который в реальном времени занимает дни, недели или месяцы.
Постепенно уходят в прошлое кинопроекторы, все реже используется ви-деомагнитофон. На смену им приходит компьютер. С его помощью тоже можно смотреть оцифрованное видео. Но можно применять и другие цифровые образо-вательные ресурсы. Цифровые образовательные ресурсы – ЦОР. Синонимы: компьютерное средство обучения (КСО), флипчарты, электронные образова-тельные ресурсы (ЭОР) и программно-педагогические средства (ППС). Цифро-вые образовательные ресурсы включают представленные в цифровой форме фо-тографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты вир-туальной реальности и интерактивного моделирования, картографические мате-риалы, звукозаписи, символьные объекты и деловую графику, текстовые доку-менты и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного про-цесса (2,4). Одним из наиболее интересных цифровых ресурсов для учителя био-логии является flash-анимация.
Анимация это последовательность изменяющихся изображений, которая произошла за определенный промежуток времени. Совокупность кадров, сме-няющих друг-друга в единицу времени создают иллюзию движения, что и есть не что иное как анимация (7). Технология создания анимации является чередо-ванием совокупности большого количества кадров, расположенных в логиче-ской последовательности и созданных с помощью программного продукта фирмы Adobe - Adobe Flash MX (8).
Проще объяснить так, flash-анимация на уроках биологии – это неболь-шой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. Про-ходя педагогическую практику в Сосновской и Краснооктябрьской школах, по-пробовала применять это средство обучения на уроках. Это здорово!
Хорошая флеш-анимация помогает качественно объяснить новый мате-риал. Например, flash-анимации по общей биологии, которые мы скачивали с сайта единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru), содержат четко дозированный объем информации и хорошо продуманный дикторский текст. Как правило, все примеры хорошо иллюстри-рованы, что способствует усвоению нового материала за счет непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания. А значит, снижается утомление школьников. При использовании такой анимации учителю остается только по-могать обучающимся в освоении новой темы. Длительность просмотра анима-ции от 30 секунд до 20 минут. Длительные анимации имеют управляющие кнопки «стоп», «пауза», «возврат к началу». Это дает возможность учителю ос-тановить просмотр на ключевых кадрах, обсудить полученную информацию с учащимися, записать в тетрадях определение понятия или схему. Можно задать вопросы, чтобы проверить, правильно ли ученики поняли материал. При необ-ходимости уточнить или скорректировать информацию, а потом продолжить работу с flash-анимацией.
Можно применять flash-анимации на этапах закрепления или проверки знаний. Например, выключить звук, чтобы не был слышен дикторский текст и предложить ученику поработать диктором, рассказывая о том, что происходит на экране. Если анимация иллюстрирует только один процесс, например, бес-полое размножение инфузории-туфельки, то ученику можно предложить соста-вить связный рассказ о процессе. Длительную анимацию могут озвучивать по-следовательно несколько учащихся. Можно не выключать диктора, а остано-вить анимацию с помощью кнопки «пауза» и попросить ребят продолжить пра-вило, определение, привести свой пример к тому, что сказал диктор.
Если у ваших учеников есть домашний компьютер, то они могут скопи-ровать у вас flash-анимацию и дома ее еще раз просмотреть и прослушать. А можно дать им адреса сайтов, на которых они сами найдут интересующие их анимации.
Мы применяли flash-анимации при изучении тем «Строение и функции белков», «Строение и функции липидов и углеводов». Кроме того, нам понра-вились анимации по сложным для восприятия школьников темам «Фотосин-тез», «Синтез белка», «Метаболизм», «Генетика». В единой коллекции цифро-вых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Если вы целена-правленно будете искать именно flash-анимации, то можно зайти на сайты учи-телей биологии, например http://biologymoscow.ucoz.ru/ или http://tana.ucoz.ru/. Найти закладку «Флеш-анимации» и выбрать раздел курса биологии и тему, ко-торая вас интересует. Откроется список flash-анимаций по данной теме. Выби-райте то, что вам больше нравится.
Ресурсы бесплатные, легко копируются. Для их воспроизведения нужен флеш-плеер, его бесплатно можно скачать из Интернета по ссылке http://www.izone.ru/internet/plugins/adobe-flesh-pleer.htm. Воспроизводятся ани-мации также с помощью электронного проигрывателя или программы Internet Explorer. Трудности возникают при вставке flash-анимации в презентацию PowerPoint, если создаешь презентацию на одном компьютере, а воспроизво-дишь на другом. Если вы начинающий пользователь, то просто запускайте flash-анимацию отдельно, как самостоятельный цифровой образовательный ре-сурс. Если вы уверенный пользователь, то меняете настройки воспроизведения анимации. Или используйте бесплатную программу Ispring.pro. 3.5, которая по-зволяет быстро встраивать flash-анимации в презентацию PowerPoint.
Если выход в Интернет не всегда доступен, то хорошие флеш-анимации, интерактивные схемы и рисунки есть на электронных дисках к учебно-методическим комплектам под ред. проф. И.Н. Пономаревой для 6-10 классов (М.: Издательский центр «Вентана -Граф», ЗАО 1С. ). Можно использовать ма-териалы диска «Бибилиотека наглядных пособий. Биология 6-9 класс» - МО РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003. Но копирование с последнего диска нам не удалось, его приходится запускать на том компьютере, которым вы будете пользоваться на уроке. Экспорт ресурсов программой предусмотрен, но у нас возникли трудности.
Специфика естественнонаучных дисциплин в том, что они требуют на-личия большого количества наглядного материала. Проблема обеспечения ес-тественнонаучных дисциплин наглядным материалом может быть частично решена с помощью цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Весьма эффек-тивными при изучении естественнонаучных дисциплин, в том числе и биоло-гии, являются видеолекции, видеофильмы, flash-анимации, анимационные мо-дели, интерактивные схемы и рисунки, компьютерные лабораторные практику-мы, которые позволяют частично компенсировать недостаток натурных объек-тов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и це-лостность биологических, химических и других процессов. Применение муль-тимедиаресурсов позволяет обеспечить максимальный эффект обучения, так как в этом случае учебная информация будет представлена в различных фор-мах и обеспечит комплексное воздействие на обучающегося.
Целесообразно использование ЦОР в комплексе с традиционными учеб-но-методическими средствами. По мере развития соответствующих технологий именно цифровые образовательные ресурсы будут составлять ядро учебно-методического обеспечения. Уже сейчас школы Курганской области в доста-точной степени обеспечены электронными учебниками по биологии. Например, в Краснооктябрьской СОШ Каргапольского района в кабинете биологии есть 14 электронных учебников, репетиторы для подготовки к ЕГЭ, энциклопедия Ки-рилла и Мефодия, библиотека электронных наглядных пособий, виртуальная лаборатория и др. Что позволяет построить полноценный урок с применением ЦОР. Учитель может также использовать ресурсы Интернета, который содер-жит богатые коллекции ЦОР, а также разработки уроков, внеклассных меро-приятий, календарно-тематическое планирование.
С 2005 года в России реализуется государственный проект «Информати-зация системы образования» - ИСО. Проект трактует информатизацию школы как процесс изменения содержания, методов и организационных форм образо-вательной работы, вызванный необходимостью готовить подрастающее поко-ление к жизни в информационном обществе (2). Одна из основных задач проек-та – формирование наборов цифровых образовательных ресурсов, расширяю-щих учебно-методические комплексы, рекомендованные (допущенные) к ис-пользованию в учебном процессе.
Ресурсы созданы, остается научиться эффективно применять их на уроке и вне урока. Я понимаю, что для опытного учителя биологии я не открываю Америку. Но может быть, эта статья поможет начинающим учителям и таким же студентам, как я.

Список
1. Демкин В.П., Можаева Г.В. Классификация образовательных электрон-ных изданий: основные принципы и критерии: Методическое пособие для преподавателей. - Томск 2003. – 28 с.
2. Нащочина М.М. Методика использования цифровых образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях по биологии в средней школе. - Хабаровск, 2008
3. http://biologymoscow.ucoz.ru/
4. http://mmc74212.narod.ru/Biology/p11aa1.html
5. http://tana.ucoz.ru/
6. http://school–collection.edu.ru/
7. http://sitevision.template-online.com/http://sitevision.template-online.com/
8. http://www.3xweb.ru/services/flash/
Категория: Учителю биологии | Добавил: almar71 (23 Мар 2012)
Просмотров: 1581 | Теги: применение, На, уроках, flash–анимаций, биологии | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
08 Май 2024
02:53


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz