Ю.В. МИРОНОВА, учитель биологии ГОУ СОШ № 2006, г. Москва
Мониторинг «среды обитания» учащихся
Москва – северный мегаполис, где около шести месяцев в году температура воздуха отрицательна, и люди большую часть времени проводят в помещении. Учащиеся, дети в возрасте от 7 до 17 лет, ежедневно по 6–8 ч проводят в стенах школы. По данным Всемирной Организации здравоохранения (1997 г.), загрязнение воздуха в закрытых помещениях в 4 раза превышает показатели открытого воздуха. А если помещение плохо проветривается или не проветривается вовсе, эти показатели могут возрасти многократно. Возникает так называемый болезненный синдром помещений: школьники начинают быстро уставать, чувствовать головную боль и головокружение. Закрытые помещения – это еще и благоприятная среда для развития разного рода болезнетворных бактерий. По данным Ю.О. Губернского и Н.В. Калининой, в воздушной среде московских жилых и общественных зданий наибольшую опасность представляют формальдегиды, фенол, бензол, стирол, этилбензол, толуол, альдегиды, аммиак, оксиды азота и углерода. Домашняя пыль рассматривается как «депо» множества спор различных родов грибов, которые увеличивают риск обострения различных аллергических реакций.
Еще в первой половине ХХ в. стало известно, что многие растения выделяют фитонциды, которые способны резко снижать количество вредных микроорганизмов (патогенов) в воздухе, уменьшать загазованность, улучшать ионный состав воздуха и даже оказывать направленный лечебный эффект при некоторых серьёзных заболеваниях.
Но необходимо помнить, что только малые дозы фитонцидов оказывают благоприятное влияние на организм, а большие – выступают в роли ингибиторов и отрицательно влияют на здоровье и самочувствие человека. Не стоит забывать и о том, что большое число растений (монстера, различные ви-ды фикусов, драцены, каланхое, хлорофитум, различные виды бромелиевых и орхидей) могут аккумулировать из атмосферы вредные химические вещества (серу, азот, углерод, некоторые металлы) и их соединения. Поэтому правильно подобранные и расположенные в помещении растения создают экологически и психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают уют.
Привлечение учащихся к озеленению школы
Работа учащихся по озеленению школы даст им необходимые навыки по уходу за растениями, укрепит связи биологических наук с практикой, межпредметные связи; послужит формированию у школьников бережного отношения к природе; воспитанию экологической культуры, любви ко всему живому, к природе. Они научатся понимать и ценить прекрасное.
Участвуя в этой работе, дети получают практическое представление о некоторых профессиях (цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер и др.). Большое значение для ребят имеет труд в коллективе, общее для всех дело.
Растения, рекомендуемые для озеленения школьных помещений
Адиантум, или венерин волос (Adiantum capillus-veneris L.), сем. Птерисовые (Pteridaceae). Родина – тропики Евразии и Южной Африки. Фитонцидное растение.
Алоэ древовидное (Aloe arborescens Mill.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – Южная Африка. Листовой суккулент, лекарственное растение. Проявляет активное фитонцидное действие в отношении Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Candida albicans.
Бегония борщевиколистная (Begonia herackleifolia Cham. et Schlecht), сем. Бегониевые (Be-goniaceae). Родина – Мексика. Фитонцидное растение, проявляющее антимикробную активность в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans, плесневых грибов.
Вриезия блестящая (Vriesea splendens Lem.), сем. Бромелиевые (Broveliaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. Обладает способностью снижать концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Гибискус китайский (Hibiscus rosa-sinensis L.), сем. Мальвовые (Malvaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение, проявляющее антимикробную активность в отношении St. aureus, C. albicans.
Гузмания язычковая (Guzmania linqulata Mez.), сем. Бромелиевые (Broveliaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. Обладает способностью снижать концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Зебрина висячая (Zebrina pendula Schnizl.), сем. Коммелиновые (Commelinaceae). Родина – Центральная Америка. Фитонцидное растение. В небольших помещениях используется как ампельное растение, в зимних садах и оранжереях – как почвопокровное.
Каланхоэ перистое (Kalanchoe pinnata (Lam) Pers.), сем. Толстянковые (Crassulaceae). Родина – остров Мадагаскар. Суккулентное фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans, видов рода Sarcina. Снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Колеус гибридный (Coleus х hybridus Voss.), сем. Губоцветные (Lamiaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении E. coli, C. albicans, видов рода Sarcina.
Кофе аравийский (Coffea arabica L.), сем. Мареновые (Rubiaceae). Родина – Северная Африка. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans.
Лавр благородный (Laurus nobilis L.), сем. Лавровые (Lauraceae). Родина – Средиземноморье. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно активно в отношении St. aureus, Streptococcus pneumoniae, E. coli, C. albicans, St. haemophilus.
Мирт обыкновенный (Myrtus communis L.), сем. Миртовые (Myrtaceae). Родина – Южная Европа. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности, особенно в отношении St. aureus, C. albicans, туберкулезной палочки. Обеспечивает снижение концентрации формальдегида в воздухе.
Монстера деликатесная (Monstera deliciosa Liebm.), сем. Ароидные (Araceae). Родина – Мексика. Фитонцидное растение, обеспечивает снижение концентрации формальдегида в воздухе.
Нефролепис возвышенный (Nephroleis exaltata L.), сем. Даваллиевые (Davalliaceae). Родина – тропики Юго-Восточной Азии. Красивое растение, хорошо подходит для озеленения классов, холлов, зимнего сада.
Офиопогон японский (Ophiopogon japonicus Ker-Cawl.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – Япония. Фитонцидное растение.
Пеперомия туполистная (Peperomia obtusifolia Dietr.), сем. Перцевые (Piperaceae). Родина – Южная Америка. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности в отношении St. aureus, E. coli, C. albicans.
Розмарин лекарственный (Rosmarinus officinalis L.), сем. Губоцветные (Lamiaceae). Родина – Средиземноморье. Фитонцидное эфиромасличное и пряно-ароматическое растение.
Сансевиерия трехполосная (Sansevieria trifasciata Prain.), сем. Агавовые (Agavaceae). Родина – тропики Западной Африки. Фитонцидное растение.
Традесканция белоцветковая (Tradescantia albiflora Kuntt.), сем. Коммелиновые (Commelinaceae). Родина – Бразилия. В небольших помещениях используется как ампельное растение, в зимних садах и оранжереях – как почвопокровное.
Трахикарпус Форчуна (Trachycarpus fortunai), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Япония. Наиболее распространена веерная пальма, применяется для озеленения холлов и зимних садов.
Фикус Бенджамина (Ficus benjamina L.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – тропики Юго-Восточной Азии. Фитонцидное растение, снижает концентрацию формальдегида в воздухе.
Фикус лировидный (Ficus lyrata Warb.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – тропики Западной Африки. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Фикус каучуконосный (Ficus elastica Roxb.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – Индия. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Фикус Биннендика (Ficus binnendijkii Miq.), сем. Тутовые (Moraceae). Родина – Индонезия. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Финик пальчатый, или пальма финиковая (Phoenix dactylifera L.), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Северная Африка. Красивое растение, которое легко вырастить самостоятельно из семени.
Хамедорея изящная (Chamaedorea elegans Mart.), сем. Арековые (Arecaceae). Родина – Мексика. Красивая некрупная пальма, хорошо подходит для озеленения холлов и классов.
Хлорофитум хохлатый (Chlorophytum comosum Bak.), сем. Лилейные (Liliaceae). Родина – остров Мадагаскар. Фитонцидное растение, снижает концентрацию вредных химических веществ в воздухе.
Циперус очерёднолистный (Cyperus altrnifolus L.), сем. Осоковые (Cyperaceae). Родина – остров Мадагаскар. Фитонцидное растение.
Лимон (Citrus limon Burm.), сем. Рутовые (Rutaceae). Родина – Юго-Восточная Азия. Фитонцидное растение.
Эухарис крупноцветковый (Eucharis grandiflora Planch.), сем. Амариллисовые (Amaryllidaceae). Родина – Колумбия. Фитонцидное растение с широким спектром антимикробной активности в отношении St. aureus, E. coli.
Растения, не рекомендуемые для озеленения школьных помещений
Говоря об озеленении школьных помещений, необходимо помнить, что существует много ядовитых и опасных комнатных растений. Ядовитый сок может вызывать воспаление и сильные отеки кожи и слизистых оболочек, аллергические дерматиты и стоматиты. В период цветения некоторые растения могут вызывать сильную головную боль, психологический дискомфорт. Споры папоротников, пыльца и мелкие семена также могут вызывать аллергические реакции. Ядовитыми могут оказаться плоды, а колючки кактусов и представителей рода Юкка могут вызвать не только раздражение, но и сильное воспаление кожи.
Аглаонема переменчивая (Aglaonema comutatum Schott.), сем. Ароидные (Araceae). Ядовито всё растение, особенно опасны плоды и жгучий сок. Вызывают сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление, нарушение сердечного ритма, повреждение центральной нервной системы.
Алоказия крупнокорневая (Alocasia macrorhiza Schott.), сем. Ароидные (Araceae). Ядовиты плоды и жгучий сок. Вызывают сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление.
Диффенбахия пятнистая (Dieffenbachia maculate G. Don.), сем. Ароидные (Araceae). Ядовито всё растение. Особенно семена и жгучий сок. Вызывают воспаление слизистой, нарушение сердечного ритма, паралич, повреждение кожи и роговицы глаза.
Аморфофаллюс коньяк (Amorphophallus kojac C. Koch.), сем. Ароидные (Araceae). Ядовито всё растение. При контакте с соком возникает воспаление слизистых оболочек, нарушение сердечного ритма, паралич, контактный дерматит. Неприятный запах при цветении может вызвать сильную головную боль.
Олеандр обыкновенный (Nerium oleander L.), сем. Кутровые (Apocynaceae). Ядовиты все части растения. Вызывают сильнейшее отравление, сопровождающееся рвотой, судорогами, остановкой дыхания, нарушением сердечного ритма. При контакте с соком – воспаление кожи.
Кротон пестрый (Codieum variegatum Blime.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae). Млечный сок содержит ядовитую смолу. Вызывает рвоту, понос, контактный дерматит.
Педилантус (Pedilanthus tithymaloides Poit.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae). Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос.
Молочай прекраснейший, или пуансеттия (Euphorbia pulcherrima Klotzsch.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae). Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос, головную боль и повреждение почек.
Молочай блестящий (Euphorbia splendens Bojer.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae). Ядовито всё растение. Млечный сок вызывает воспаление кожи и глаз, рвоту, понос, головную боль и нарушение работы почек.
Ятрофа подагрическая (Jatropha podagrica L.), сем. Молочайные (Euphorbiaceae). Ядовито всё растение. При отравлении – рвота, понос, коллапс.
Приемы озеленения в закрытых помещениях
Приступая к озеленению помещений в школе, следует тщательно подбирать растения по видовому составу, размерам и фитонцидным свойствам. В первую очередь определяются функциональные задачи помещения, его размеры и экспозиция окон. Так, в холлах, актовом зале или зале для конференций можно использовать крупные кадочные растения и настенные композиции из ампельных и прямостоячих растений. Не рекомендуется размещать много растений на подоконниках: они препятствуют свободному прохождению солнечного света в класс, а горячий и сухой воздух от батарей в зимнее время года может стать губительным для растений. Лучше разместить растения на специальных подставках, которые должны быть устойчивыми или прочно крепиться к стене. Крупномерные растения ставятся непосредственно на пол, на невысокие подставочки на ножках или колесиках. При размещении растений надо учитывать легкую доступность для ухода за ними.
Поверхность почвы в горшках, особенно с крупными растениями, необходимо засыпать керамзитом или высаживать почвопокровные растения. Это предотвратит попадание в воздух из почвы различных микроорганизмов.
При составлении композиций из различных групп растений в первую очередь учитывают их биологические особенности (требования к влажности, освещенности, температуре, почве), а также декоративные признаки (окраска и форма листьев, характер и скорость роста). Совершенно не обязательно высаживать все растения в одну емкость, лучше ставить их рядом в отдельных горшках, так удобнее будет при необходимости заменить то или иное растение.
Зимний сад в школе
Создание интересного, грамотно спланированного зимнего сада дело достаточно трудное. Зато для школы он может стать не только гордостью, но и помощником в процессе образования и воспитания учащихся. Здесь можно проводить уроки, занятия кружка юных натуралистов, исследовательскую работу.
Как же правильно организовать зимний сад? С чего начать? В первую очередь надо подобрать помещение. Оно должно быть достаточно просторным (площадью не менее 20 м2 и 4–4,5 м высотой), с хорошим естественным освещением (это снизит расходы на дополнительное осветительное оборудование). Обязательны системы отопления и вентиляции. При этом воздушное отопление не рекомендуется использовать в зимнем саду, т.к. воздух становится очень сухим. А при плохой вентиляции помещений растения быстрее и чаще поражаются инфекционными заболеваниями. Окна зимнего сада должны быть южного и юго-восточного направления.
После выбора помещения необходимо приобрести оборудование для поддержания в саду в течение круглого года постоянных условий для содержания растений. Это – увлажнители воздуха, прибор для измерения влажности, приборы искусственного освещения, устройства для полива и опрыскивания.
Поскольку в зимнем саду, как правило, содержат тропические растения, то влажность воздуха необходимо поддерживать в пределах 60–75% летом и 55–70% зимой. Освещенность должна составлять от 1000 до 5000 люкс.
Размещая растения в зимнем саду, можно создавать самые различные композиции, дополняя их декоративными элементами. И здесь открываются широкие перспективы для творчества детей и взрослых.