Воскресенье, 28 Апр 2024, 20:16
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Обучающие семинары учителей в заповедниках
Обучающие семинары учителей в заповедниках

Учителя Москвы осуществляют большую работу по экологическому образованию школьников. В Москве расположено большое количество парков, памятников природы, имеются ботанические сады. Ознакомление с ними детей в процессе экскурсий позволяет педагогам решать задачи экологического образования. Но все же приходится признавать, что и парки, и ботанические сады являются искусственными экосистемами, интенсивно посещаемыми горожанами. А гармония природы может быть прочувствована и познана в полной мере только в природном окружении. Заповедные территории, удаленные от Москвы на относительно небольшое расстояние, предоставляют такую возможность.

В последние годы получают все большее распространение и вызывают интерес у школьников конкурсы ученических исследовательских работ в области биологии и экологии. В большинстве случаев руководителями этих работ становятся учителя. Учитель, как правило, помогает ученику в выборе темы исследования и соответствующей методики, а также консультирует ученика на протяжении всего периода проведения работы. Успех в выполнении исследовательской работы может быть достигнут во многом благодаря осведомленности самого учителя о существующих доступных методиках исследований, а также благодаря его возможностям в предоставлении ученикам условий для выполнения работы. Такими условиями могут стать территория природного комплекса, научное консультирование со стороны квалифицированных сотрудников, необходимое оборудование.

На протяжении последних лет методическая служба Северо-Западного учебного округа уделяет большое внимание повышению методической грамотности педагогов в области практической экологии. С этой целью регулярно организуются выездные семинары в заповедники. Результатом обучающих семинаров становятся ежегодно проводимые учителями биологические и экологические практики с учащимися, а также победы их учеников на конкурсах исследовательских работ не только окружного, но и городского уровней.

Местом для проведения одного из первых обучающих семинаров учителей был удачно выбран Полевой учебный центр Ассоциации «Экосистема», которую возглавляет кандидат биологических наук А.С. Боголюбов. Полевой Центр расположен в живописном месте в ближайших окрестностях Москвы. Так как Центр находится в зоне санитарной охраны, то создаются условия для сохранения режима заповедности окружающей территории. Действительно, во время наших экскурсий в живописные хвойные и смешанные леса, на реку, пойменные луга, на озеро мы не встречали там людей. Создавалось полное ощущение девственности природы, и это было удивительно, так как мегаполис был совсем близко.

В программу Центра включены экскурсии с целью ознакомления с рельефом, почвой, растениями и животными Подмосковья, а также изучение ботанических и зоологических объектов в лабораторных условиях. Проводятся также занятия по картографии, водной экологии и экомониторингу. Кроме этого осуществляется практическая исследовательская деятельность с использованием существующих методик. Экскурсии и практические занятия проводят квалифицированные сотрудники, являющиеся к тому же и хорошими педагогами.

Полевой учебный Центр Ассоциации «Экосистема» принимает группы детей практически круглый год. Учебная экологическая практика длится обычно 3 дня. Дети размещаются в уютных помещениях, имеют все необходимые удобства, обеспечены калорийным и по-домашнему вкусным питанием. В конце своего пребывания школьники защищают исследовательские мини-работы на конференции, в присутствии всего коллектива Центра.

Обучающие семинары учителей проводились в конце мая и в феврале. В зимнее время особо запоминающимся событием было рассматривание следов животных на снегу в окружении заснеженных елей и сосен.

Лаборатория Центра прекрасно оснащена всем необходимым оборудованием, а библиотека содержит большое количество справочников, атласов-определителей, методических пособий, аудио- и видеокассет.

Благодаря таким семинарам учителя не только восстановили в памяти знания о природных объектах, что позволило им в последующем проводить с учащимися более интересные экскурсии в московских парках, но и стали организовывать регулярные практики на территории полевого учебного Центра Ассоциации «Экосистема». Учащиеся 15 школ нашего округа ежегодно выезжают с учителями для проведения учебно-экологических практик.

На ботанической экскурсии

Другим природным объектом, также предоставляющим большие возможности для экологической работы с детьми, является Национальный парк «Лосиный остров». Он также находится рядом с Москвой, и попасть туда просто. Во время экскурсии по парку учителя познакомились с его интересной историей, историческими достопримечательностями и, конечно с прекрасными пейзажами заповедных Верхнеяузских болот. Леса занимают более 80% площади парка. Они разнообразны: березняки, ельники, сосновые леса, липняки и дубравы. Среди растений и животных довольно много видов, занесенных в Красную книгу. На водоемах можно увидеть бобровые плотины и ондатровые хатки. «Лосиный остров» – единственное в Подмосковье место гнездования пернатого хищника – кобчика. Всего в «Лосином острове» обитает 9 видов хищных птиц, среди которых ястреб-тетеревятник, чеглок, черный коршун, канюк, пустельга, а также ночные хищники – неясыть и ушастая сова.

В конце экскурсии учителя посетили Детский эколого-просветительский центр и познакомились с его работой. Выяснилось, что школьники могут приехать в Центр с учителем на несколько дней, разместиться, пройти с экскурсоводом по экологическим маршрутам и даже выполнить практические работы. Выбрать тему помогает сотрудник экологического Центра. Программа многодневной экологической практики включает помимо экскурсий и исследовательской работы по изучению природы экологические игры и конкурсы творческих работ – рисунков, изделий из природного материала. В конце своего пребывания дети сдают зачет, делают доклады по результатам своих наблюдений. Ежегодно в сентябре Центр организует школьную Конференцию по итогам летних практик. Некоторые наши школы сотрудничают с Детским эколого-просветительским Центром Национального парка «Лосиный остров» и регулярно организуют на его территории экологические практики для своих учащихся.

В зубровом питомнике

Недалеко от Москвы расположены заповедники: Центрально-лесной, Приокско-Террасный и Окский. Одним из направлений работы заповедников является экологическое просвещение населения. При заповедниках созданы эколого-просветительские отделы, которые организуют и проводят экскурсии по территории заповедника, знакомят с фондами музея, а также охотно привлекают школьников к исследовательской деятельности и к практической деятельности по расчистке и благоустройству территории.

Гордость Приокско-Террасного биосферного заповедника – зубр

Приокско-Террасный биосферный заповедник, ближайший к Москве, в последние годы активно осуществляет экскурсионную работу с московскими школьниками. Благодаря предоставленной Московским Департаментом образования школам возможности заказывать бесплатные экскурсионные автобусы, многие учителя организуют поездки в Приокско-Террасный заповедник. Кстати, дорога туда занимает менее 2 часов и поэтому не слишком утомительна.

В заповеднике в основном смешанные леса, но есть и сосновые боры, и ельники, и березняки. Левобережье Оки образует террасы. Заповедник интересен тем, что в нем сохранились участки степи с редкими видами растений (9 видов орхидных, 6 видов лилейных) и животных, представленными также в музее заповедника. В питомнике заповедника разводят зубров, и при посещении экскурсовод рассказывает об истории его создания.

В апреле 2002 г. по инициативе Экологического Центра «»Заповедники» на территории Приокско-Террасного заповедника проходил однодневный практический семинар для педагогов Москвы «Хранители природного и культурного наследия в российских регионах и Москве». Научные сотрудники заповедника провели с учителями экскурсию по его территории, музею и зубровому питомнику, рассказали о научной и просветительской работе. А затем, на семинаре, различные природоохранные организации сделали сообщения о своей деятельности, в которой немалое участие принимают школьники, а учителя некоторых школ поделились опытом работы в области экологического образования детей. В этом практическом семинаре приняли участие более 10 учителей Северо-Западного учебного округа. С тех пор многие из них используют полученную на семинаре информацию и активно сотрудничают с Приокско-Террасным заповедником.

Изучение местной флоры и фауны

В апреле 2000 г. на территории Центрально-лесного биосферного заповедника был проведен всероссийский семинар по сохранению водно-болотных угодий. В семинаре приняли участие не только крупнейшие специалисты-болотоведы, гидрологи, геоботаники и экологи, но и методисты, учителя московский школ и старшеклассники специализированных лицеев г. Москвы.

Заповедник расположен в юго-западной части Валдайской возвышенности. В растительном покрове доминируют еловые леса. Одной из достопримечательностей этого заповедника являются верховые болота. Участники семинара посетили с экскурсией болотный комплекс, а затем слушали интереснейшие доклады ученых-болотоведов, обсуждали проблемы сохранения болот России и в рамках работы «круглого стола» вели разговор о задачах и перспективах экологического образования школьников.

В работе этого семинара посчастливилось участвовать группе учителей Северо-Западного учебного округа. Одна из участниц семинара, учитель биологии школы №827 Е.А. Нифантьева, наладила деловые контакты с руководством заповедника и в дальнейшем выезжала с несколькими учащимися в заповедник для выполнения исследовательской работы. Результаты были доложены школьниками на окружной конференции исследовательских работ, и эта работа получила одно из призовых мест. Кроме этого, обширные знания, которыми обогатились учителя за время проведения семинара, позволили им, объединившись в творческую группу, разработать методику экскурсии со школьниками «Болото как экосистема» (опубликована в газете «Биология» в 2002 г.). Сама экскурсия сначала была апробирована с учителями округа. В последующем некоторые учителя успешно проводили эту экскурсию со своими учениками на одном из близлежащих к Москве верховых болот, популяризируя научные данные о растениях и животных болотной экосистемы, их взаимоотношениях, а также акцентируя внимание учащихся на необходимости сохранения болот ввиду их огромного биосферного значения.

На зоологической экскурсии

В конце мая прошлого года группа учителей биологии и экологии Северо-Западного учебного округа посетила Окский заповедник с целью проведения на его территории теоретических и практических занятий. Руководство заповедника в лице его директора Ю.М. Маркина и заместителя Н.Г. Белко очень доброжелательно встретило учителей, предоставило гостевые домики, столовую, помещения для проведения теоретических занятий, а также провели несколько экскурсий по заповеднику.

Окский заповедник расположен в 300 км от Москвы, в Рязанской области. Центральная усадьба заповедника находится в поселке Брыкин Бор в окружении сосен, на высоком берегу реки Пра. В ландшафте заповедника преобладают сосновые леса, березняки, а в понижениях – низовые болота. В поймах небольших рек – ольховые леса. С 1985 г. Окский заповедник по решению ЮНЕСКО включен в Международную систему биосферных заповедников, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В 1995 г. заповедник награжден дипломом Совета Европы.

Во время проведения экскурсий учителя узнали об истории создания заповедника. Он был организован в 1935. для спасения русской выхухоли. В настоящее время численность выхухоли восстановлена, и наиболее важным направлением деятельности заповедника является разведение белого журавля стерха – эндемика России, находящегося под угрозой вымирания. В 1979 г. в рамках международной программы был создан журавлиный питомник, в котором кроме стерха содержатся и остальные 6 видов журавлей фауны России. Во время экскурсии по питомнику его заведующая Т.А. Кашенцева увлекательно рассказала о журавлях и научной работе с ними.

В Окском заповеднике ведется серьезная научная работа не только в области зоологии и ботаники, но и лесоводства, заповедного дела и охраны природы. Ежегодно издается основной документ заповедника – Летопись природы. Каждый ее том представляет собой многостраничный капитальный труд с детальным описанием всесторонних наблюдений за ходом природных процессов, большим количеством таблиц, диаграмм, фотографий.

Госкомэкологии назвал Окский заповедник в числе лучших заповедников, где эколого-просветительская работа ведется наиболее масштабно, всесторонне и эффективно. Сотрудники заповедника в экологической работе с детьми используют разнообразные формы педагогической деятельности и охотно поделились с московскими учителями своим опытом и результатами работы.

Посещение Окского заповедника произвело на учителей наиболее глубокое впечатление, дало им возможность повысить свой профессиональный уровень в области практической экологии.

Сотрудники заповедника всегда радушно принимают как группы учителей, так и учащихся, обеспечивая им комфортные условия для проживания и работы.

Таким образом, возможностей для проведения экологических практик школьников, выполнения ими разного рода исследовательских работ по биологии и экологии в непосредственной близости от Москвы немало. Учителю важно знать о них, уметь ими воспользоваться и иметь желание сделать это.

Сообщаем контактные телефоны организаций, которые проводят с учащимися и учителями экскурсии, организуют экологическую практику.
Категория: Учителю биологии | Добавил: vadik11092 (27 Мар 2012)
Просмотров: 1279 | Теги: обучающие, семинары, учителей, заповедниках | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
28 Апр 2024
20:16


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz