Среда, 08 Май 2024, 14:54
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю биологии

Многообразие видов цветковых растений и охрана редких видов. Урок-состязание. 6-й класс
И.Н. БРЕЖНЕВА,
учитель биологии МОУ «СОШ № 5 с углубленным
изучением отдельных предметов»,
г. Старый Оскол

Оргмомент. Обобщение знаний учащихся

Учитель.

Перевода природе не надо,
У природы особая речь.
Понимаем молву листопада,
Звонкой тучи удачную течь.
Шорох спеющей ржи,
Шепот ночи,
Вскрик рассвета в развилках дорог.
Яркой молнии ломаный почерк
И глубок, и короток, как вздох.

В.Михалев

Основа природы, жизни на Земле – растения. В настоящее время их существует более 500 тыс. видов, из них 200 тыс. – цветковые растения.
Сегодня мы обобщим знания о многообразии цветковых растений, характерных признаках разных семейств, необходимости охраны растений.
Запишите в тетрадях тему урока: «Многообразие видов цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений».
Сегодня у нас необычный урок – урок-состязание, который будет состоять из нескольких игр и конкурсов. В них принимут участие пять команд. Каждая команда представляет какое-нибудь семейство растений.

1-й конкурс. Представление команд

Команда «Семейство Крестоцветные»

К семейству Крестоцветные относится около 3 тыс. видов растений. В основном это травянистые растения.
Формула цветка: Ч4Л4Т2+4П1. Плод – стручок или стручочек.
Представители – капуста, редис, репа, сурепка, пастушья сумка, желтушник, дикая редька.

Команда «Семейство Розовоцветные»

К семейству Розовоцветные относится около 2 тыс. видов растений. Жизненные формы – деревья, кустарники, травы.
Формула цветка: или . Плод – яблоко, костянка, сборная семянка.
Представители — яблоня, груша, рябина, вишня, слива, роза, шиповник, земляника, лапчатка.

Команда «Семейство Пасленовые»

К семейству Пасленовые относится около 2 тыс. видов растений. В основном это травянистые растения.
Формула цветка: Ч(5)Л(5)Т5П1. Плод – ягода или коробочка.
Представители – картофель, томат, табак, белена, дурман, перец.

Команда «Семейство Лилейные»

К семейству Лилейные относится около 1 тыс. видов растений. Это травянистые растения.
Формула цветка: О3+3Т3+3П1. Плод – ягода или коробочка.
Представители – лук, чеснок, тюльпан, гиацинт, ландыш.

Команда «Семейство Злаки»

К семейству Злаки относится около 6 тыс. видов растений. Это травянистые растения.
Формула цветка – О(2)+2Т3П1. Соцветие – сложный колос, метелка, початок. Плод – зерновка.
Представители – пшеница, рожь, ячмень, просо, кукуруза, пырей, тимофеевка, мятлик, бамбук.

2-й конкурс. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса Однодольные и класса Двудольные?»

На доске под номерами выписаны термины (признаки растений) и названия семейств:

1 – сетчатое;
2 – мочковатая;
3 – Крестоцветные, Розовоцветные, Пасленовые;
4 – одна семядоля;
5 – Злаковые, Лилейные;
6 – две семядоли;
7 – параллельное или дуговое;
8 – стержневая.

У учеников наборы карточек с цифрами от 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения дети находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.

Текст: «У растений класса однодольных корневая система ..., у двудольных – ... . У двудольных зародыш семени имеет ..., а у однодольных – ... . У растений класса однодольных жилкование листьев ..., а у класса двудольных – …»
Из известных вам семейств растений к классу двудольных относятся ..., к классу однодольных – ... .

(По порядку перечисления терминов в тексте: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3, 5.)

Конкурс завершается заполнением на доске таблицы.

Однодольные растения__________Двудольные растения

1 семядоля в семени_____________2 семядоли в семени
Мочковатая корневая система_____Стержневая корневая система
Дуговое или параллельное________Сетчатое жилкование листьев
жилкование листьев

3-й конкурс. «Найди ошибку»

Каждая команда получает карточку с описанием систематического положения вида растения, однако описания содержат ошибки. Задача: найти и исправить эти ошибки.

1. Дикая редька.
Царство Растения.
Отдел Голосеменные (правильно – Покрытосеменные).
Класс Двудольные.
Семейство Пасленовые (правильно – Крестоцветные).
Род Редька.
Вид Редька дикая.

2. Яблоня.
Царство Растения.
Отдел Покрытосеменные.
Класс Однодольные (правильно – Двудольные).
Семейство Крестоцветные (правильно – Розоцветные).
Род Яблоня.
Вид Яблоня домашняя.

3. Паслен.
Царство Растения.
Отдел Голосеменные (правильно – Покрытосеменные).
Класс Двудольные.
Семейство Розоцветные (правильно – Пасленовые).
Род Паслен.
Вид Паслен черный.

4. Озимая пшеница.
Царство Растения.
Отдел Голосеменные (правильно – Покрытосеменные).
Класс Однодольные.
Семейство Лилейные ().
Род Пшеница.
Вид Пшеница озимая.

5. Тигровая лилия.
Царство Растения.
Отдел Покрытосеменные.
Класс Двудольные (правильно – Однодольные).
Семейство Злаки (правильно – Лилейные).
Род Лилия.
Вид Лилия тигровая.

4-й конкурс. «Шестой – лишний»

Каждая команда получает по 6 гербарных листов, на пяти из которых – растения одного семейства, а на одном – другого. Ученики сравнивают растения и выделяют среди них «лишнее».

5-й конкурс. Графический диктант «Узнай семейство»

У команд имеются специальные заготовки – листки с начерченной прямой линией длиной в 24 клеточки и таблицей, в которой каждому из пяти изученных семейств соответствует определенный графический символ (например: розоцветные – звездочка, крестоцветные – косой крестик и т.д.)
Учитель зачитывает список из 24 видов растений, относящихся к этим семействам, а учащиеся должны вспомнить их систематическую принадлежность и в каждой клеточке на линии по порядку проставить соответствующий символ.

Список растений:

роза коричная (Розоцветные);

томат (Пасленовые);

белена черная (Пасленовые);

пшеница озимая (Злаки);

пырей ползучий (Злаки);

дурман вонючий (Пасленовые);

табак душистый (Пасленовые);

сурепка обыкновенная (Крестоцветные);

редька дикая (Крестоцветные);

лилия кудреватая (Линейные);

тюльпан (Лилейные);

шиповник коричный (Розоцветные);

вишня домашняя (Розоцветные);

лук яровой (Лилейные);

чеснок озимый (Лилейные);

пастушья сумка (Крестоцветные);

гулявник лекарственный (Крестоцветные);

кукуруза (Злаки);

ячмень яровой (Злаки);

малина обыкновенная (Розоцветные);

слива колючая (Розоцветные);

картофель (Пасленовые);

перец (Пасленовые);

абрикос (Розоцветные).

6-й конкурс. «Во саду ли, в огороде...»

Дети отгадывают загадки.

1. За красным цветком потянулся – и ой!
С колючкой рукою столкнулся,
Кто же был виновник?
Обманчив красный ...
(Шиповник.)

2. Помидору – брат,
А кумачу не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке.
(Баклажан.)

3. Одежкой сер, да телом бел.
(Рис.)

4. Вот так диковинка:
На ветке – морковинка!
Висит, краснеется –
На солнце греется.
(Перец красный.)

5. Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека.
(Яблоко.)

6. Хоть жжет его солнце,
Одет он в суконце.
А сукно — золотистое,
Тонкое и чистое.
(Персик.)

7. Ягода – красна
Ягода – вкусна,
Режь да соли!
Ешь да хвали!
(Томат.)

8. На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром.
(Капуста кольраби.)

9. Цветок – напрасный,
Плод – опасный,
А поле все засажено.
(Картофель.)

10. Желтая курица под плетнем дуется.
(Тыква.)

7-й конкурс. «Ай, болит!»

Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он болен: его мучают кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете, используя знания о растениях выбранного вами семейства?

Команда «Семейство Крестоцветные».

Хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3–4 ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить по чайной ложке 3–4 раза в день до еды.

Команда «Семейство Розовоцветные».

При простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15–20 мин, процеживают и пьют как чай 2–3 раза в день с последующим укутыванием в постели.

Команда «Семейство Пасленовые».

Рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного «в мундире» картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

оманда «Семейство Злаки».

В качестве потогонного и отхаркивающегося средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления нужно взять 15–20 г корневищ, залить 2 стаканами холодной воды и настаивать в течение 10–12 ч.

Команда «Семейство Лилейные».

Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4–5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1–2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 5–10 мин 3–4 раза в день.

Подведение итогов урока-состязания

Учитель. Человек должен бережно и внимательно относиться к растениям, которые его окружают и в природе, и в саду, и дома... Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда Вургуна:

Давай пройдемся медленно по лугу,
И «Здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Категория: Учителю биологии | Добавил: almar71 (12 Апр 2012)
Просмотров: 2284 | Комментарии: 1 | Теги: редких, охрана, класс, Урок-состязание., многообразие, цветковых, видов, 6-й, видов., растений | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
08 Май 2024
14:54


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz