В нём вой сирен, свист сбрасываемых на землю бомб, взрывы, крик ужаса и стон. Всё самое ужасное в нём. Почему люди не хотят жить в мире? Почему берут в руки оружие? Неужели горе, страдание, крик и слёзы не останавливают человека с ружьём?
Велика роль людей искусства, ибо они, создавая произведения о войне, показывая страшные картины смерти, предупреждают нас, чтобы берегли, как зеницу ока, мирное небо над головой.
Читая произведения о Великой Отечественной войне, каждый раз открываешь новые черты характера воина-защитника, воина-освободителя. Но стихотворение Льва Ошанина «Волжская баллада» просто потрясает.
ВОЛЖСКАЯ БАЛЛАДА
Третий год у Натальи тяжелые сны, Третий год ей земля горяча — С той поры как солдатской дорогой войны Муж ушел, сапогами стуча. На четвертом году прибывает пакет. Почерк в нем незнаком и суров: «Он отправлен в саратовский лазарет, Ваш супруг, Алексей Ковалев». Председатель дает подорожную ей. То надеждой, то горем полна, На другую солдатку оставив детей, Едет в город Саратов она. А Саратов велик. От дверей до дверей Как найти в нем родные следы? Много раненых братьев, отцов и мужей На покое у волжской воды. Наконец ее доктор ведет в тишине По тропинкам больничных ковров. И, притихшая, слышит она, как во сне: — Здесь лежит Алексей Ковалев. — Нерастраченной нежности женской полна, И калеку Наталья ждала, Но того, что увидела, даже она Ни понять, ни узнать не могла. Он хозяином был ее дум и тревог, Запевалой, лихим кузнецом. Он ли — этот бедняга без рук и без ног, С перекошенным, серым лицом? И, не в силах сдержаться, от горя пьяна, Повалившись в кровать головой, В голос вдруг закричала, завыла она: — Где ты, Леша, соколик ты мой?! — Лишь в глазах у него два горячих луча. Что он скажет — безрукий, немой! И сурово Наталья глядит на врача: — Собирайте, он едет домой. Не узнать тебе друга былого, жена, — Пусть как память живет он в дому. — Вот спаситель ваш, — детям сказала она, — Все втроем поклонитесь ему! Причитали соседки над женской судьбой, Горевал ее горем колхоз. Но, как прежде, вставала Наталья с зарей, И никто не видал ее слез... Чисто в горнице. Дышат в печи пироги. Только вдруг, словно годы назад, Под окном раздаются мужские шаги, Сапоги по ступенькам стучат. И Наталья глядит со скамейки без слов, Как, склонившись в дверях головой, Входит в горницу муж — Алексей Ковалев — С перевязанной правой рукой. — Не ждала? — говорит, улыбаясь, жене. И, взглянув по-хозяйски кругом, Замечает чужие глаза в тишине И другого на месте своем. А жена перед ним ни мертва ни жива... Но, как был он, в дорожной пыли, Все поняв и не в силах придумать слова, Поклонился жене до земли. За великую душу подруге не мстят И не мучают верной жены. А с войны воротился не просто солдат, Не с простой воротился войны. Если будешь на Волге — припомни рассказ, Невзначай загляни в этот дом, Где напротив хозяйки в обеденный час Два солдата сидят за столом.
1945
С первых же строчек:
Третий год у Натальи тяжёлые сны, Третий год ей земля горяча — С той поры, как солдатской дорогой войны Муж ушёл, сапогами стуча… —
мы оказываемся в далёком 1943 году. Сталинградская битва. Прорыв блокады Ленинграда. Курская битва. Освобождение Новороссийска, Киева… Начало восстановления народного хозяйства в освобождённых районах. Героиня стихотворения — Наталья — как и сотни, тысячи других солдаток, живёт одной надеждой — вот вернётся муж с войны...
И вот оно, долгожданное письмо. Нет, не письмо, а «пакет» с незнакомым и суровым почерком. Но это, слава Богу, не похоронка — это сообщение о том, что её муж, Алексей Ковалёв, находится в саратовском лазарете. Живой! Он живой! Наталья, «то надеждой, то горем полна», едет в Саратов. Она видит в госпитале много раненых, но где, где её муж, «запевала, лихой кузнец», что с ним, куда ранен? Сотни вопросов пчелиным роем гудят в её голове. Она боится проглядеть, не узнать среди сотен раненых своего Алексея.
Нерастраченной нежности женской полна, И калеку Наталья ждала, Но того, что увидела, даже она Ни понять, ни узнать не могла.
Перед ней без рук и без ног, «с перекошенным серым лицом» лежал человек. Наталья закричала в голос, завыла, повалившись на кровать: «Где ты, Лёша, соколик ты мой?!» И она принимает решение — забрать его домой. Когда читаешь эти строчки, хочется плакать: Наталья совершает настоящий подвиг. Или поступает просто по-человечески? Путь домой был очень труден: она замечала сочувствующие взгляды прохожих; может, слышала вскрики и вздохи. Но ни на что не обращала внимания Наталья — ОНА ВЕЗЛА МУЖА С ВОЙНЫ ДОМОЙ.
А дома ждали её трое детей.
Вот спаситель ваш, — детям сказала она, — Все втроём поклонитесь ему!
Дети ждали отца с фронта. Наверное, видели в своих снах огромного богатыря, бьющего фашистов. И то, что увидели они… Но это отец, он защищал Родину, свой дом, свою семью. Это война его так покалечила.
Все очень сочувствуют Наталье. Многие, наверное, и осуждают: троих детей поднимать надо, а она себе вон ещё какой хомут на шею повесила. Какой он помощник без рук и без ног, этот немой калека?! Горевали все, «но никто не видал её слёз».
Казалось, Наталья уже свыклась со своей участью, с тем горем, которое на неё свалилось, - она по-прежнему встаёт с зарёю, убирает горницу, готовит. И никто не знает, как ей это всё даётся. Как заботлива она, как ухаживает за своим раненым мужем, защитником, воином!
Только вдруг, словно годы назад, Под окном раздаются мужские шаги, Сапоги по ступенькам стучат.
Что угодно могла ожидать Наталья — только не этого: её муж, Алексей Ковалёв, «с перевязанной правой рукой» вернулся с фронта домой. А кто же тогда тот, которого привезла Наталья из госпиталя? Как воспримет настоящий Алексей Ковалёв присутствие чужого в доме? Что делать дальше? Как жить? «А жена перед ним ни жива ни мертва». Алексей, не раз смотревший в глаза смерти, не раз видевший подвиги однополчан, просто онемел от всего увиденного и потому «поклонился жене до земли» — вот он, героизм русской женщины, жены и матери.
Всё перемешала война! Сколько судеб покалечила! Сколько жизней унесла! Не измерить горе и страдания, которые выпали на долю советских людей. Но всё выдержали, через все круги ада прошли, чтобы жили дети и внуки в счастливой стране.
Произведение Льва Ошанина заканчивается такими строками:
Если будешь на Волге — припомни рассказ, Невзначай загляни в этот дом, Где напротив хозяйки в обеденный час Два солдата сидят за столом.
Именно в этих словах — гимн народу-победителю, слава Человеку. Эти же самые строчки наталкивают на одну интересную мысль: имена главных героев «говорящие». Имя Наталья означает «родная». Героиня и ведёт себя так: она становится родной для чужого человека-калеки. Могла ли оставить она в лазарете «беднягу без рук и без ног»? Нет, ведь это был, как она считала тогда, её муж. Могла ли она вернуть в Саратов Алексея Ковалёва, которого приняла за своего раненного в бою мужа, после того, как пришёл с фронта отец её детей? Однозначно, нет! Не по совести бы было, не по законам человеческим и Божьим!
Почему героя зовут Алексеем? Это имя означает «защитник». Таким образом, давая своему герою имя, автор подчёркивает, что перед нами не просто мужчина-защитник. Перед нами защитник Родины!
Их фамилия — Ковалёвы. (Коваль — это «кузнец».) Они сами ковали своё счастье, сами ковали свою судьбу, сами ковали победу над врагом, сами будут ковать счастье своих детей и внуков.
Удивительная история, рассказанная в 1945 году Львом Ошаниным. И в неё веришь, так как знаешь широту русской души! А широта эта показана уже в названии — «Волжская баллада». Волга испокон веков считается символом России, символом свободы, несгибаемой стойкости русского народа. Описанные в произведении события действительно легендарно-исторические. Но в отличие от классической баллады это произведение заканчивается жизнеутверждающей нотой.
Какое же это счастье — жить!
* * *
Ошанин Лев Иванович родился 17 (30) мая 1912 года в городе Рыбинск, Ярославской губернии, в семье юриста. Окончил школу-семилетку в Москве. В 1930-1931 годах работал на заводе чернорабочим, затем токарем.
С 1932 по 1935 год жил в городе Кировске, Мурманской области, был директором клуба горняков, работал на апатитовой обогатительной фабрике, сотрудничал в газете «Кировский рабочий».
Печататься начал с 1930 года (повесть «Этажи»), с 1937 года стал писать песни. В 1936-1939 годах учился в Литературном институте.
В годы Великой Отечественной войны создал ряд популярных песен («В бой за Родину», «Дороги» и другие). Первый сборник стихов «Всегда в пути» вышел в Москве в 1948 году. В 1950 году удостоен Сталинской премии.
Литературная слава Ошанина связана с его яркими, ритмически выразительными, отличающимися гибким, лёгким и ясным слогом и общезначимым содержанием текстами песен, на которые писали музыку лучшие отечественные композиторы.