Внеклассное чтение в начальной школе ( размышления практикующего учителя )
Есть в начальной школе такой странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется , отдельная оценка не ставится, но при этом по нему даются задания и проводятся уроки. С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой. Дальше круг произведений расширяется, усложняется, появляется всем родителям хорошо известный список литературы, более неприятный - читательский дневник, и в итоге интересное и благостное начинание превращается в пугающую обязаловку, напрочь отбивающую желание читать.
Для ребенка - в массовости, конечно, - чтение не является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, приходится соединять, так как одно немыслимо без другого, но для ребенка начальной школы, делающего первые шаги в освоении техники чтения, это непростая задача.
Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок чтения. На нем читают, пересказывают прочитанное, отвечают на вопросы. Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка, все прочнее в его сознании связываются зависимости произношения от слогосочетаний. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа, построенная на многочисленных упражнениях, дает свои плоды - ребенок осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное. И тут-то появляется внеклассное чтение.
Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные рамками, в нем установленными. Не стоит забывать о субъективизме восприятия младшего школьника. Ему свойственно одушевлять каждый личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению. Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир, прорыв за пределы которого сравним с открытием Америки. Представления о мире книг у младшего школьника не существует - существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно мастерство и, извините, желание педагога.
Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должен базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Так зачем же ребенку, подчеркиваю, - ребенку внеклассное чтение? Мы уже отметили - для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ему было интересно. Зачастую внеклассное чтение - это те книги, которые ребенок выбрал сам. Выбрал - и слава Богу, мог выбрать что-нибудь другое: компьютер, например, или телевизор. Так зачем изначально отбивать у него охоту читать? Роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Последнее сделать проще всего. Достаточно во главу угла поставить насилие и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем, может быть, у него полкласса еле читают. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя. Может быть, педагогу самому неинтересно это произведение, так и нечего его изучать - только передашь детям собственное отвращение к данной книге. Несмотря на то, что учитель - несомненный хозяин положения, существуют вещи абсолютно не допустимые для данного предмета. Прежде всего перегрузка детей, перемноженная с обязательностью выполнения. Как вы думаете, захочется ли ученику, например, второго класса читать в течение двух - трех месяцев навязанные три - четыре произведения с общим объемом страниц в триста - это еще может быть минимум!, - не представляющие для него особого интереса, да и еще вести дневниковую запись о прочитанном? Но не это самое обидное. Даже если ребенок их и осилит, сделает все формальные записи в свою тетрадь, то, когда подойдет время для отчета, догадайтесь, сколько времени будет разбираться толстое объемное произведение? Один урок, может, два. И все. Программа, знаете ли; все-таки главное - работа с учебником, а внеклассное чтение так, для самостоятельной работы. Какой самостоятельной работы? Как можно, предположим, "Маугли" или "Черную курицу" оставить ребенку 8 - 10 лет для самостоятельной проработки? Такая работа для него просто непосильна. Если среднему родителю предложить ввиде самостоятельной работы - с конспектированием - Фихте или - Боже упаси! - Гегеля, полюбит ли он немецкую классическую философию, увлечется ли Кантом? Сомневаюсь. Так вот и ребенок без серьезного литературного анализа, адаптированного его возрасту и развитию, не полюбит предлагаемые школой произведения по внеклассному чтению. На произведения А. Милна, А. Линдгрен, Киплинга, Н.Носова, А. Волкова, Стивенсона и многих других классиков детской литературы, чьи произведения отличаются объемом и сложностью, необходима ни одна, а зачастую и ни две недели интенсивной работы. Это от 5 до 15 уроков. Скажете невообразимо много. Ну так и нечего тогда их вовсе давать в школе. Глубину и силу таких произведений невозможно воспринять за один урок. Да и уроки по одному произведению должны быть разные: и по работе с текстом, и по обсуждению прочитанного, и викторины, и творческие работы. Только тогда ребенок сможет полноценно "переварить" то или иное литературное произведение. Метод чем больше, тем лучше, или галопом по книгам здесь сработает с точностью наоборот - он вызовет отторжение к чтению и к книге. И без того в современном обществе у нее масса конкурентов. И без того, загруженные на работе родители все реже берут в руки книгу, тем самым невольно показывая не самый благостный пример своим детям. А если еще и в школе нет базы для такой сложной работы, то что тогда остается детям?
Не хочу хвалиться своим подходом к внеклассному чтению, утверждать, что он решает все проблемы и является панацеей. Более того - он до конца не продуман, не обкатан на практике - единственном критерии истинности в методике, - в нем масса недоработок и спорных моментов, но не поделиться им, хотя бы ради обыкновенной передачи опыта практикующего учителя, я не могу. Начну с того, что список литературы по внеклассному чтению за четыре года обучения в начальной школы у меня сравнительно небольшой. Ежегодно в него входит 10 - 12 произведений ( сами списки, конечно же, я предоставлю в конце статьи ). Это классические произведения детской литературы - ничего нового, кричащего, "Гарри Поттера", например, я рассматриваю, хотя и не утверждаю, что каких - либо изменений быть не может, - о канонизации речи тоже не идет. Все произведения я раскидываю в своем планировании на весь учебный год таким образом, чтобы объемные произведения (от 100 и более страниц) встречались раз в полгода, а небольшие произведения появлялись раз в две - три недели. Причем учитываю обязательное условие - делать паузы - минимум в две недели - перед и после объемных произведений. То есть промежуток между объемным и небольшим произведением, как правило, составляет около месяца. Составив такую схему внеклассного чтения, оставшиеся пустоты я заполняю программным учебником. Кому интересно - это учебник Бунеевых - ничего особенного. На произведения внеклассного чтения я выделяю много часов. От 2 до 15. К примеру, на разбор сказок В Гауфа или братьев Гримм хватает двух - трех уроков, а вот на работу с повестью Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей" их требуется от десяти до пятнадцати. Ничего пагубного в таком вольном толковании программы я не вижу: учебник, как правило, мы проходим быстрее отведенного срока, да и встречающиеся там частенько отрывки из произведений для внеклассного чтения мы, разумеется, опускаем. Теперь непосредственно о самой работе с книгой. Прежде всего это сочетание пересказа с литературным анализом текста. Довольно подробно мы следуем по сюжету: один ученик пересказывает определенный отрывок, остальные по желанию дополняют - дополнять всегда есть что. Затем следуют вопросы по тексту - описательные, на фактологию , на оценку событий, поступков, на анализ психологического состояния героев и самые трудные - творческие, подчас философские вопросы, где возможен практически любой вариант ответа. Очередность вопросов особого значения не имеет, хотя традиционно начинаем мы с ребятами с описательных и фактологических вопросов, а заканчиваем творческими и психологическими. Некоторые вопросы я готовлю заранее, но на уроке обсуждение чаще всего выходит за узкие рамки двух - трех вопросов, поэтому большинство вопросов спонтанны и ситуативны. Особенно приветствуется вопросы со стороны ребят - это показатель их понимания текста. Мы можем какие - то места в книге опустить, на каких-то остановится подробнее. В целом в таком русле мы от урока к уроку двигаемся по книге. Если произведение довольно крупное, то мы посвящаем отдельные уроки главным героям. Формы таких уроков могут быть самыми разнообразными - от словесного сочинения - описания до викторины. Проводим уроки - викторины на фактологическое знание текста, где приветствуется знание самых мельчайших подробностей. Иногда проводим "Что? Где? Когда?" по прочитанному произведению и обязательно пишем сочинение (классное или домашнее, приоритет, кстати, отдаем классному сочинению). В работе с произведениями для внеклассного чтения особое следует уделять творческой работе детей. Потому что как раз через собственное творчество лежит прямая дорога к пониманию творчества писателя. Творчество порождает творчество. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений. По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы. Путь к Тургеневу и Достоевскому, Шекспиру и Гессе лежит через произведения детской классики, и если на начальном этапе вызвать отвращение к сложным произведениям для детей - тому же "Маугли" или "Винни Пуху" или, что в принципе равноценно, не дать ребенку инструмента для их комплексного восприятия, то не стоит ожидать чудес и в дальнейшем - навряд ли сегодняшний школьник станет любителем и ценителем литературы. Конечно, я не утверждаю, что это относится ко всем детям. Есть дети одаренные, которые несмотря ни на что будут самостоятельными читателями, ориентирующимися в мире книг. Есть дети, которые, несмотря на все старания педагогов, не будут ничего читать, но все равно это не должно останавливать учителя. Все-таки от его работы зависит отношение ребенка к книге. А хорошо будет он к ней относится только имея положительный опыт общения и умея понимать прочитанное. Охватить все хорошие детские книги на уроках невозможно. Более того, из списка литературы, что предлагается ученикам, запомнятся две - три книги. Но даже если запомнится одна - все равно это победа учителя, все равно это его добросовестная профессиональная работа, и очень хотелось бы, чтобы эта работа не прошла бесследно.
В заключении хочется вспомнить о роли личности учителя в восприятии ученика начальной школы. Не буду повторять и без того всем известные слова об авторитете, примере и тому подобному. Отмечу лишь то, что этим надо пользоваться - то есть строить работу с книгой через собственный интерес к данному произведению. Интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю самому надо быть грамотным профессиональным читателем. Чтобы он сам, несмотря на загруженность и усталость, находил время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.