Вторник, 12 Ноя 2024, 23:20
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 162
Гостей: 162
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Внеклассное чтение

учительская практика
Внеклассное чтение в начальной школе
( размышления практикующего учителя )

Есть в начальной школе такой странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется , отдельная оценка не ставится, но при этом по нему даются задания и проводятся уроки.
С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой. Дальше круг произведений расширяется, усложняется, появляется всем родителям хорошо известный список литературы, более неприятный - читательский дневник, и в итоге интересное и благостное начинание превращается в пугающую обязаловку, напрочь отбивающую желание читать.

Для ребенка - в массовости, конечно, - чтение не является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, приходится соединять, так как одно немыслимо без другого, но для ребенка начальной школы, делающего первые шаги в освоении техники чтения, это непростая задача.

Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок чтения. На нем читают, пересказывают прочитанное, отвечают на вопросы. Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка, все прочнее в его сознании связываются зависимости произношения от слогосочетаний. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа, построенная на многочисленных упражнениях, дает свои плоды - ребенок осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное. И тут-то появляется внеклассное чтение.

Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные рамками, в нем установленными. Не стоит забывать о субъективизме восприятия младшего школьника. Ему свойственно одушевлять каждый личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению. Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир, прорыв за пределы которого сравним с открытием Америки. Представления о мире книг у младшего школьника не существует - существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно мастерство и, извините, желание педагога.

Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должен базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Так зачем же ребенку, подчеркиваю, - ребенку внеклассное чтение? Мы уже отметили - для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ему было интересно.
Зачастую внеклассное чтение - это те книги, которые ребенок выбрал сам. Выбрал - и слава Богу, мог выбрать что-нибудь другое: компьютер, например, или телевизор. Так зачем изначально отбивать у него охоту читать? Роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Последнее сделать проще всего. Достаточно во главу угла поставить насилие и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге.
Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем, может быть, у него полкласса еле читают. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя. Может быть, педагогу самому неинтересно это произведение, так и нечего его изучать - только передашь детям собственное отвращение к данной книге.
Несмотря на то, что учитель - несомненный хозяин положения, существуют вещи абсолютно не допустимые для данного предмета. Прежде всего перегрузка детей, перемноженная с обязательностью выполнения. Как вы думаете, захочется ли ученику, например, второго класса читать в течение двух - трех месяцев навязанные три - четыре произведения с общим объемом страниц в триста - это еще может быть минимум!, - не представляющие для него особого интереса, да и еще вести дневниковую запись о прочитанном? Но не это самое обидное. Даже если ребенок их и осилит, сделает все формальные записи в свою тетрадь, то, когда подойдет время для отчета, догадайтесь, сколько времени будет разбираться толстое объемное произведение? Один урок, может, два. И все. Программа, знаете ли; все-таки главное - работа с учебником, а внеклассное чтение так, для самостоятельной работы. Какой самостоятельной работы? Как можно, предположим, "Маугли" или "Черную курицу" оставить ребенку 8 - 10 лет для самостоятельной проработки? Такая работа для него просто непосильна. Если среднему родителю предложить ввиде самостоятельной работы - с конспектированием - Фихте или - Боже упаси! - Гегеля, полюбит ли он немецкую классическую философию, увлечется ли Кантом? Сомневаюсь. Так вот и ребенок без серьезного литературного анализа, адаптированного его возрасту и развитию, не полюбит предлагаемые школой произведения по внеклассному чтению. На произведения А. Милна, А. Линдгрен, Киплинга, Н.Носова, А. Волкова, Стивенсона и многих других классиков детской литературы, чьи произведения отличаются объемом и сложностью, необходима ни одна, а зачастую и ни две недели интенсивной работы. Это от 5 до 15 уроков. Скажете невообразимо много. Ну так и нечего тогда их вовсе давать в школе. Глубину и силу таких произведений невозможно воспринять за один урок. Да и уроки по одному произведению должны быть разные: и по работе с текстом, и по обсуждению прочитанного, и викторины, и творческие работы. Только тогда ребенок сможет полноценно "переварить" то или иное литературное произведение.
Метод чем больше, тем лучше, или галопом по книгам здесь сработает с точностью наоборот - он вызовет отторжение к чтению и к книге.
И без того в современном обществе у нее масса конкурентов. И без того, загруженные на работе родители все реже берут в руки книгу, тем самым невольно показывая не самый благостный пример своим детям. А если еще и в школе нет базы для такой сложной работы, то что тогда остается детям?

Не хочу хвалиться своим подходом к внеклассному чтению, утверждать, что он решает все проблемы и является панацеей. Более того - он до конца не продуман, не обкатан на практике - единственном критерии истинности в методике, - в нем масса недоработок и спорных моментов, но не поделиться им, хотя бы ради обыкновенной передачи опыта практикующего учителя, я не могу.
Начну с того, что список литературы по внеклассному чтению за четыре года обучения в начальной школы у меня сравнительно небольшой. Ежегодно в него входит 10 - 12 произведений ( сами списки, конечно же, я предоставлю в конце статьи ). Это классические произведения детской литературы - ничего нового, кричащего, "Гарри Поттера", например, я рассматриваю, хотя и не утверждаю, что каких - либо изменений быть не может, - о канонизации речи тоже не идет.
Все произведения я раскидываю в своем планировании на весь учебный год таким образом, чтобы объемные произведения (от 100 и более страниц) встречались раз в полгода, а небольшие произведения появлялись раз в две - три недели. Причем учитываю обязательное условие - делать паузы - минимум в две недели - перед и после объемных произведений. То есть промежуток между объемным и небольшим произведением, как правило, составляет около месяца. Составив такую схему внеклассного чтения, оставшиеся пустоты я заполняю программным учебником. Кому интересно - это учебник Бунеевых - ничего особенного.
На произведения внеклассного чтения я выделяю много часов. От 2 до 15. К примеру, на разбор сказок В Гауфа или братьев Гримм хватает двух - трех уроков, а вот на работу с повестью Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей" их требуется от десяти до пятнадцати.
Ничего пагубного в таком вольном толковании программы я не вижу: учебник, как правило, мы проходим быстрее отведенного срока, да и встречающиеся там частенько отрывки из произведений для внеклассного чтения мы, разумеется, опускаем.
Теперь непосредственно о самой работе с книгой. Прежде всего это сочетание пересказа с литературным анализом текста. Довольно подробно мы следуем по сюжету: один ученик пересказывает определенный отрывок, остальные по желанию дополняют - дополнять всегда есть что.
Затем следуют вопросы по тексту - описательные, на фактологию , на оценку событий, поступков, на анализ психологического состояния героев и самые трудные - творческие, подчас философские вопросы, где возможен практически любой вариант ответа. Очередность вопросов особого значения не имеет, хотя традиционно начинаем мы с ребятами с описательных и фактологических вопросов, а заканчиваем творческими и психологическими. Некоторые вопросы я готовлю заранее, но на уроке обсуждение чаще всего выходит за узкие рамки двух - трех вопросов, поэтому большинство вопросов спонтанны и ситуативны. Особенно приветствуется вопросы со стороны ребят - это показатель их понимания текста.
Мы можем какие - то места в книге опустить, на каких-то остановится подробнее. В целом в таком русле мы от урока к уроку двигаемся по книге. Если произведение довольно крупное, то мы посвящаем отдельные уроки главным героям. Формы таких уроков могут быть самыми разнообразными - от словесного сочинения - описания до викторины. Проводим уроки - викторины на фактологическое знание текста, где приветствуется знание самых мельчайших подробностей. Иногда проводим "Что? Где? Когда?" по прочитанному произведению и обязательно пишем сочинение (классное или домашнее, приоритет, кстати, отдаем классному сочинению).
В работе с произведениями для внеклассного чтения особое следует уделять творческой работе детей. Потому что как раз через собственное творчество лежит прямая дорога к пониманию творчества писателя. Творчество порождает творчество. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений.
По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы.
Путь к Тургеневу и Достоевскому, Шекспиру и Гессе лежит через произведения детской классики, и если на начальном этапе вызвать отвращение к сложным произведениям для детей - тому же "Маугли" или "Винни Пуху" или, что в принципе равноценно, не дать ребенку инструмента для их комплексного восприятия, то не стоит ожидать чудес и в дальнейшем - навряд ли сегодняшний школьник станет любителем и ценителем литературы.
Конечно, я не утверждаю, что это относится ко всем детям. Есть дети одаренные, которые несмотря ни на что будут самостоятельными читателями, ориентирующимися в мире книг. Есть дети, которые, несмотря на все старания педагогов, не будут ничего читать, но все равно это не должно останавливать учителя. Все-таки от его работы зависит отношение ребенка к книге. А хорошо будет он к ней относится только имея положительный опыт общения и умея понимать прочитанное.
Охватить все хорошие детские книги на уроках невозможно. Более того, из списка литературы, что предлагается ученикам, запомнятся две - три книги. Но даже если запомнится одна - все равно это победа учителя, все равно это его добросовестная профессиональная работа, и очень хотелось бы, чтобы эта работа не прошла бесследно.

В заключении хочется вспомнить о роли личности учителя в восприятии ученика начальной школы. Не буду повторять и без того всем известные слова об авторитете, примере и тому подобному. Отмечу лишь то, что этим надо пользоваться - то есть строить работу с книгой через собственный интерес к данному произведению. Интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю самому надо быть грамотным профессиональным читателем. Чтобы он сам, несмотря на загруженность и усталость, находил время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.
Категория: Внеклассное чтение | Добавил: sahach (10 Фев 2012)
Просмотров: 857 | Теги: практика, учительская | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
12 Ноя 2024
23:20


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz