Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Отметьте те качества, которые, по вашему мнению, присущи вам. Их должно быть не менее пяти.
c Я – добрый.
c Я – безразличный.
c Я – злой.
c Я – хороший друг.
c Я – терпеливый.
c Я – умный.
c Я – нетерпеливый.
c Я – помощник.
c Я – упрямый.
c Я – обидчивый.
Ребята работают в группах, анализируя черты своего характера, которые, по их мнению, преобладают.
На следующем этапе подготовки к собранию проводится анкетирование учащихся и их родителей с помощью приведенных ниже анкет.
Анкета № 1 для учащихся
Продолжите высказывания:
1. Чаще всего я радуюсь, когда __________________________________ .
2. Чаще всего я смеюсь, когда ____________________________________ .
3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда _____________________ .
4. Чаще всего я плачу, когда _____________________________________ .
5. Чаще всего я злюсь, когда _____________________________________ .
6. Чаще всего я обижаюсь, когда __________________________________ .
7. Мне хорошо, когда ___________________________________________ .
8. Мне плохо, когда ____________________________________________ .
Анкета № 2 для учащихся
Отметьте тот ответ, который считаете для себя наиболее подходящим.
1. Если ты остался один в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь?
откроешь дверь; попросишь назваться человека, стоящего за дверью; не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет; позвонишь по телефону соседям или родителям. 2. Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?
откроешь дверь; сделаешь вид, что в доме никого нет; позвонишь родителям или знакомым людям; начнешь кричать и шуметь. 3. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?
будешь ждать того, кто в нее войдет; спросишь, кто там; сообщишь родителям; другой вариант ______________________________________________ . 4. Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?
вступишь с ним в разговор; молча отойдешь в сторону; подойдешь туда, где есть люди; начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей. 5. Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?
примешь их предложение; откажешь им; свяжешься с родными и спросишь у них разрешения; пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз. 6. Если ты хочешь войти в подъезд, а за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
не будешь входить в подъезд; дождешься знакомых или соседей и с ними войдешь в подъезд; пойдешь к ближайшему телефону-автомату или позвонишь родителям по мобильному телефону; пройдешь мимо своего дома и направишься туда, где больше людей. 7. Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
немедленно выйдешь из подъезда; пойдешь спокойно по лестнице домой; позвонишь в любую квартиру; начнешь звать на помощь.
Анкета № 3 для учащихся
Подумайте и ответьте на вопросы:
1. Что значит, по твоему мнению, подвергаться насилию? _______________
5. Находите ли вы понимание у всех членов семьи? ___________________ .
6. Считаете ли вы необходимым поднимать эту тему на родительском собрании? .
Анкета № 2 для родителей
Уважаемые родители! Отметьте, пожалуйста, те качества характера, которые у вашего ребенка наиболее выражены, и проранжируйте их по степени проявления в его поведении.
По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:
доброта; безразличие; сочувствие; упрямство; покладистость; агрессивность; терпение; нетерпимость; сопереживание; эгоизм. Считаю, что следующие качества характера моего ребенка выражены наиболее ярко:
1. ______________
2. ______________
3. ______________
Анкета № 3 для родителей
Уважаемые родители! Подумайте и ответьте на вопросы анкеты.
1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию? .
2. Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним? .
3. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи? _________________
4. Комментируете ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием? .
5. Какие правила самозащиты известны вашему ребенку? _______________
6. Вы знаете, как и с кем ваш ребенок проводит свободное время? Может ли он быть подвергнут насилию, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время? __________
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила, которые пригодятся в нашей непростой жизни:
1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: "Что будет, если..?"
13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна.
14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
18. Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.
19. Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.
20. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
21. Не идите на компромиссы со своей совестью. Спустя годы компромисс может обернуться против вас.
Памятка 2
Если ребенок подвергся сексуальному насилию, вы должны знать, что физические признаки насилия могут быть такими:
боль и раздражение в области гениталий; необычная походка или манера сидеть; необъяснимые повреждения тканей или синяки; частое принятие ванны; частое мочеиспускание. Типичные признаки последствий сексуального насилия, проявляющиеся в поведении:
слезливость и замкнутость; беспокойный сон; депрессия; плохой аппетит; нежелание выходить на улицу; агрессивность и раздражительность; отчужденность и отрицание родительской ласки; проявление страхов, ночные кошмары; пассивность и равнодушие; изменение во внешнем облике; отрицание друзей и приятелей. Наблюдайте за своим ребенком!
Прислушивайтесь к своему сердцу и родительской интуиции!
Консультируйтесь со специалистами, если в чем-то сомневаетесь!
Памятка 3
Для того, чтобы предупредить детскую агрессивность:
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребенку нереальных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Памятка 4
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!
После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
ребенка бьют; над ребенком издеваются; над ребенком зло шутят; ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; родители заведомо лгут; родители пьют и устраивают дебоши; родители воспитывают ребенка двойной моралью; родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка; родители не умеют любить одинаково своих детей; родители ребенку не доверяют; родители настраивают детей друг против друга; родители не общаются со своим ребенком; вход в дом закрыт для друзей ребенка; родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу; родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку; ребенок чувствует, что его не любят. Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
Используя различные диагностические методики, психологическая служба изучает причины детской агрессии в данном классе. В ее задачу входит выявление скрытой и открытой агрессии среди учащихся и подготовка нужной информации для родителей