Интегрированный урок истории и информатики по теме: «Русь во времена монголо-татарского нашествия». 10-й класс.
Эпиграф, написанный на доске Нельзя считать культурным того человека, который не знает историю своей Родины, своего народа.
Цели урока Повторение пройденного материала по теме «Русь во времена монголо-татарского нашествия», практическое знание карты. Демонстрация межпредметной связи, разнообразия форм и методов проверки знаний учащихся. Развитие у учеников интереса к изучению предметов общественного и прикладного циклов. Проверка у учащихся умения работать в некоторых прикладных программах операционной системы Windows, знание файловых операций.
Оборудование Персональные компьютеры, мультимедийный видеопроектор, видеомагнитофон, раздаточный материал к карте, именной кроссворд, алгоритм в виде блок-схемы.
ХОД УРОКА
Учитель информатики. Сегодня вы присутствуете на интегрированном уроке информатики и истории. Цель урока — продемонстрировать, каким образом можно применить приобретённые на уроках информатики умения и навыки для проверки ваших знаний по истории. На уроке мы будем проверять ваши знания разными методами, чтобы продемонстрировать возможности информатики для охвата большого объёма материала. Вы будете работать в графическом редакторе, с тестом, исследовать информацию, представленную в виде алгоритма. Учитель истории. Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: «Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что — бесчестие и позор?». Каждое поколение, как и каждый человек, учится на собственном опыте, на своих ошибках. И наша история должна учить всех нас. В этом заключается, на наш взгляд, её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Сегодня на уроке мы подведём итог изучения темы «Русь во времена монголо-татарского ига». Цель урока: проверить ваши знания, полученные по данной теме. Это знание основных событий, исторических личностей, сыгравших решающую роль в этот период, практическое знание карты. А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, как начиналось в 1237 г. монголо-татарское нашествие на Русь. Учитель информатики включает первый видеосюжет, демонстрирующий захват русских княжеств монголо-татарским войском. Учитель информатики. Ребята, сейчас вы будете выполнять за компьютером следующее задание: в графическом редакторе Paint необходимо открыть файл Карта.GIF, где находится заготовка (рис. 2), по следующему пути:
Пуск Программы Стандартные Paint.
Файл Открыть Карта.GIF
Вам необходимо вспомнить, в каком порядке завоёвывались русские княжества монголо-татарами. На рис. 1 цветовой палитрой указан порядок окраски последовательности завоеваний. Вам также нужно будет надписать названия завоёванных княжеств. Учащиеся пересаживаются за РМУ (рабочее место учащегося) парами и в течение 7 мин. выполняют задание. Выполнившие работу раньше остальных получают раздаточный материал с именным кроссвордом для заполнения (индивидуально) (рис. 4). По истечении времени картинки учеников сравниваются с правильно окрашенной картой, высвеченной с РМП (рабочее место преподавателя) на экран видеопроектора (рис. 3). Анализ работы по карте проводит учитель истории. Учитель информатики. Знание основных событий и фактов вам поможет проверить тест, который можно запустить с рабочего стола — файл Тест.ехе. ТЕСТ
Программа «Тест» содержит 30 вопросов. Из них случайным образом производится выбор 15 вопросов, получив ответы на которые, программа сама выводит на экран оценку.
Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 г.?
• Мамай • Батый • Чингисхан •Тохтамыш
Какой город монголо-татары назвали «Злым городом»?
• Торжок • Рязань • Козельск • Владимир
Основная задача баскаков на Руси:
• сбор дани • управление русскими княжествами • распространение ислама на Руси • развитие торговых связей
От налогов монголо-татары на Руси освободили:
• дворянство • купечество • холопов • духовенство
Сбор дани переходит к русским князям с:
• 1327 г. • 1374 г. • 1380 г. • 1241 г.
В каком году князь Дмитрий прекращает выплату дани?
• 1374 г. • 1382 г. • 1478 г. • 1327 г.
Битва на реке Воже произошла в:
• 1380 г. • 1377 г. • 1378 г. • 1365 г.
Войско Мамая прекратило своё существование на реке:
• Пьяне • Дон • Воже • Угре
Освобождение Руси от монголо-тататарского ига произошло при князе:
Какой монголо-татарский хан в 1382 г. захватил и сжёг Москву?
• Мамай • Узбек • Ахмед • Тохтамыш
Что послужило сигналом к началу сражения в Куликовской битве?
• выстрел • звуковой сигнал • поединок русского и ордынского богатырей
Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь:
• Ахмед • Мамай • Тохтамыш • Бегич
Битва на реке Калке произошла:
• 31 мая 1322 г. • 8 сентября 1237 г. • 1 сентября 1322 г. • 1 мая 1223 г. БЛОК-СХЕМА
КРОССВОРД
По горизонтали: 1. При каком монголо-татарском хане Русь возобновила выплату дани Золотой Орде в 1382 г.? 2. Хан, возглавлявший татарское войско в битве на реке Калке. 3. Военачальник, возглавлявший монголо-татарское войско в Куликовской битве. 4. Имя русского князя, помогшего монголо-татарам подавить восстание в Твери. 5. Хан, подаривший московскому князю Новгород и Кострому.
По вертикали: 6. Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь. 7. Какой русский князь призывал к единству в борьбе с половцами? 8. Русский князь, прекративший выплату дани Золотой Орде в 1374 г. 9. Хан, возглавивший монголо-татарское войско в нападении на Русь в 1237 г. 10. Русский князь, решивший две задачи общенационального значения: объединение Руси и освобождение от ордынского ига.
ОТВЕТЫ. По горизонтали.1. Тохтамыш. 2. Чингисхан. 3. Мамай. 4. Иван. 5. Ахмат. По вертикали. 6. Ахмат. 7. Мстислав. 8. Дмитрий. 9. Иван. 10. Батый. Работа с картой «ПОХОДЫ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ»
Рис. 1. Цветовая палитра
Рис. 2. Карта-заготовка
Рис. 3. Правильно окрашенная карта
На экранах высвечиваются оценки, полученные учащимися в результате тестирования. Учащиеся пересаживаются за парты. Учитель истории. Русские земли во 2-й четверти XIII в. попали в вассальную зависимость от Золотой Орды, которая осуществлялась в различных формах и поддерживалась с помощью постоянного террора. Внимание на экран. Включается второй видеосюжет. Сведения о событиях тех лет дошли до нас в летописях, в народном фольклоре, а вам даётся возможность определить, является ли каждое событие, включённое в блок-схему, истинным или ложным. Вспомним свойства информации. Ученики (перечисляют). Достоверность, истинность, понятность, ясность, актуальность, ценность. Блок-схема имеет две ветви (варианта), на работу отводится 5 мин. Следуя по блок-схеме, ребята должны прийти к правильной дате. Далее учащиеся проводят взаимопроверку. Анализ выполненного задания проводит учитель истории по изображению блок-схемы, высвеченной на экране видеопроектора.