Мы рассмотрим три ситуации: когда дома есть компьютер, когда его нет и когда компьютер только-только купили.
Компьютер дома есть.
Этот вариант очень хорош по той причине, что ребёнок будет уметь пользоваться компьютером (не последняя необходимость в современном мире) и относиться к нему будет как к само собой разумеющейся вещи, то есть без ажиотажа. К тому же не воспринимает компьютер, как игрушку, поскольку тот часто используется родителями для работы. Наверное, это самый оптимальный вариант. В отношениях ребёнка с компьютером три фактора имеют влияние:
- возраст ребёнка, - продолжительность сидения перед монитором, - содержание деятельности.
2-5 лет
В общем-то, дети начинают пользоваться компьютером, если он есть дома, лет с 2-x - 3-х. И научаются они делать очень многое. Часто в играх могут победить даже взрослых. И это ни хорошо, ни плохо. На самом деле вполне можно и не знакомить ребёнка с компьютером, не показывать игры, но часто родители сами хотят это сделать. Встаёт вопрос, зачем? На самом деле, за тем же, зачем учат читать или считать в 2 -3 года. Чтобы ребёнок УМЕЛ. Стоит понимать, что это необязательно. С другой стороны это и не плохо (когда есть родительский контроль) и открывает массу новых возможностей. Например, играть в развивающие игры для самых маленьких. Развитие - это волшебное слово, но и его должно быть в меру. Итак, всегда нужно знать, чем ваш ребёнок занят на компьютере. Одного его оставлять не стоит. Помимо того, что он может стереть очень важный файл J, он портит себе зрение и нервную систему чересчур долгим сидением. Второе правило - дошкольнику 10 минут в день за компьютером достаточно! Содержание деятельности - развивающие игры типа "Кузи", раскрасок, рисовалок и др.
6-9 лет
Можно начинать учить ребёнка работать с информацией, лучше в игровой форме. Для этого тоже существует ряд игр. Продолжительность сидения 20 минут за раз. Всегда контролируйте, чем занят ребёнок! Он уже может сам что-то искать и смотреть в ваших файлах, может сам играть в Интернете. Существуют хорошие детские сайты как раз для детей такого возраста, стоит показать их ребёнку, там много именно полезной и развивающей информации.
10-12 лет
Уже около получаса в день можно сидеть перед экраном ребёнку, хотя практика показывает, что проводят дети перед экранами больше времени, что не делает их здоровее. За это время можно и поиграть и найти интересную информацию в Интернете и пообщаться с друзьями в чате… Всё это вполне доступно вашему чаду. Но существует один важный момент, ваш контроль над ним постепенно сходит на нет, и вы почти не отслеживаете его перемещения в виртуальном пространстве. Если к этому моменту вы научили его грамотно работать с информацией и самому отслеживать своё время, то проблем скорее всего не возникает. Другое дело, если у ребёнка низкий уровень самоконтроля. В таком случае стоит задуматься над способами контроля и защиты ценной для вас информации, например, использовать программы-таймеры типа ChLock, конечно, если ваше чадо не компьютерный гений, которому все ваши программы - семечки без шелухи, или на словесном уровне регламентируйте время сидения за компьютером.
13-15 лет
Целеустремлённой и развитой личности можно позволить самому решать, сколько сидеть и чем заниматься. Часто родители переживают, что ребёнок полезет на порнографические сайты или буде играть в подобные игры. Скорее всего, так и будет, но вряд ли вы можете этому воспрепятствовать. Хотя, может, ему это ещё совсем не интересно, и произойдёт всё позже, после 16 лет. Стоит особое внимание уделить ребятам, которые собираются свою профессию связать с информационными технологиями. Им компьютер часто необходим как воздух. Это их жизненный выбор, который нужно уважать. Но бывает, что ребёнок просто играет в срелялки-догонялки или бесцельно шатается по просторам сети. Самое время задуматься сложились ли у него отношения с друзьями, появились ли стойкие жизненные интересы. Если ничего этого нет, то пора серьёзно этим заняться (об этом читайте статью "уход от реальности" ), у вашего ребёнка могут быть серьёзные психологические проблемы. Если всё нормально, он много времени проводит в компании друзей и имеет хоть одно увлечение, бить тревогу не стоит.
Компьютера дома нет
Если и не предвидится, то ребёнок, страстно о нём мечтая, может пропадать в компьютерных клубах или у друзей, обладающих "сокровищем". Это неплохо, так как помимо приобретения навыков работы с компьютером он получает и общение с ребятами. Любимые игры - тема вполне заслуживающая признания и уважения. Опять же всё это может перерасти в стойкий интерес, повлияющий на выбор профессии. Есть и большой минус - полное отсутствие контроля родителей. Хотя один козырь у вас есть - деньги на клуб. Ваша задача им не злоупотреблять. Если ребёнок ничего кроме компьютерных игр не видит и не слышит, только о них и говорит, стоит сходить с ним к психологу - может, у него и нет особой проблемы, но вы сможете сами немножко расслабиться, часто всё дело в вашем восприятии. Психолог может посоветовать, какой-нибудь вид деятельности, который подойдёт вашему ребёнку, и плавно заменит "чёрную дыру" - клуб.
Но может случиться, что ребёнок не будет проявлять интереса к компьютерам вообще, урок информатики в школе воспринимать как нечто занудное… Возможно, интерес придёт со временем, но всё-таки жаль, если вообще он не будет иметь представления об этой сфере человеческой деятельности.
Компьютер только что купили
Здесь возможно серьёзная проблема - новая притягательная вещь, открывающая головокружительные возможности, но при этом отсутствие навыка общения с нею. Какое-то время ребёнок, возможно, просто "заболеет" компьютером. Потом интерес может спасть или перейти в процесс бесконечного обсуждения с "пацанами" новых уровней новой игры. Вообще-то компьютерные игры - разговор особый, лучше отслеживать их, показывать ребёнку умные игрушки, если вы сами немного разбираетесь, если нет, то не стоит. На самом деле, не так страшен чёрт, как его малюют. Нельзя сказать однозначно, что все эти стрелялки - догонялки вредны для психики. Конечно, это захватывающее занятие, особенно для ребёнка, который и без компьютера много времени проводит в игре, причём ненормальным считается обратное поведение. Вся штука в том, насколько захватывает вашего ребёнка компьютерная игра. Если так, что кроме этого из его жизни исключаются все другие сферы деятельности, а также наблюдаются неадекватные реакции, то скорее всего у вашего ребёнка серьёзные проблемы, которые непосредственно к играм имеют небольшое отношение. Стоит уделить внимание решению этих проблем.