Проводя устный счёт на уроках математики, я стремлюсь оживить этот процесс, активизировать мыслительную деятельность детей, особенно при работе с детьми шести- семи летнего возраста. По мере возможности включаю в занятия игровые моменты, элементы занимательности, геометрический материал. Приведу некоторые примеры.
1. На доске появляются различные рисунки, составленные из геометрических фигур. Спрашиваю: Из каких геометрических фигур составлены данные фигуры? В ответ на вопрос дети называют точку, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, прямую, овал. Продолжаю беседу: - Чего больше в данной фигуре: треугольников или кругов? – На сколько треугольников больше, чем кругов? - На сколько меньше кругов, чем треугольников?
2. Раздаю детям геометрические фигуры и даю задания: - Составить из данных фигур, например, ёлочку, зайку, снеговика и т. п. - Из скольких кругов вы составили снеговика? – Какой круг по счёту самый большой? – Какой самый маленький? - За каким кругом идёт красный круг? – Между какими кругами находится зелёный круг? – Положите красный круг так, чтобы за ним шёл зелёный. И т. д.
3. Узнайте возраст клоуна по его внешности. (дан рисунок) Если кто-то из ребят затрудняется, на помощь приходят товарищи. Я прошу ученика, который уже сообразил, из каких цифр составлен клоун, назвать их.
4. Игра «Заметь все!» На наборном полотке выставляю в один ряд 7-8 картинок с изображение предметов (гриб, мяч, пирамида). Предлагаю детям рассмотреть предметные картинки. Время фиксирую (не более 10 с). Затем предметные картинки закрываю и предлагаю детям перечислить их, назвать последовательность. Меняю местами две-три картинки и спрашиваю, что изменилось на наборном полотке. Убираю одну из картинок и спрашиваю, какая картинка исчезла, прошу описать ее. Игру «Заметь все!» можно проводить с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Ученикам задаю соответствующие вопросы: какие фигуры изображены на рисунке? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Прошу каждого ученика расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал. Стараюсь, чтобы все ученики в классе проделали работу, ни один не остался равнодушным.
Наряду с такими упражнениями очень оживляют устный счет занимательные задачи в стихах на развитие логического мышления. Я беру их из методической литературы. Например:
1) Пять пальцев ловко рвут траву, Другой рукою тоже рву, Я травкой угощу коня. Ну, сколько пальцев у меня?
2) Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели. Пять румяных, налитых, Три с кислинкой. Сколько их?
3) «Веселый счет» Сколько солнышек на небе? Сколько глаз у совы? Сколько огоньков у светофора? Сколько колес у машины? Сколько пальцев у перчатки? Сколько ног у божьей коровки? Сколько цветов у радуги?
4) К серой цапле на урок Прилетели семь сорок, А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей сорок Прилетело на урок?
Задачи в стихотворной форме очень нравятся ребятам. Они их легко запоминают и спешат сообщить ответ. Задачи в стихотворной форме, требующие смекалки, активизируют внимание учащихся и оживляют урок. Их полезно включать в учебный процесс, когда дети уже немного устали, начинают отвлекаться. Конечно, выполнение любого задания требует внимания, но тем не менее при изучении в 1 классе каждой темы по математике я стремлюсь составлять специальные упражнения, которые способствуют развитию внимания. Учащиеся очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведет к выработке устойчивого внимания, что, естественно, не может положительно не сказаться на организации самого урока, на усвоении знаний, на формировании умений и навыков.