Прощание с Азбукой. Игра – соревнование. Тема: Путешествие в страну грамматику.
Первоклассники: В день осенний, в день чудесный В класс несмело мы вошли. Азбуки (для всех подарок) На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали, По ступенькам-строчкам шли. Ах, как много мы узнали, Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. И уже на книжной полке Нас другие книги ждут.
Среди ярких толстых книжек Неприметна и скромна, Но зато читать – в полгода! – Научила нас она.
Азбука: Я – азбука. Учу читать. Меня никак нельзя не знать. Меня изучишь хорошо, И сможешь ты тогда Любую книгу прочитать Без всякого труда.
Первоклассники: Мы без книги, как без рук, Книга – это первый друг. Ведь без книги, как без света, Как без доброго совета.
Кто с книгой по жизни шагает, Кто с нею умеет дружить, Тому эта книга всегда помогает Учиться, работать и жить.
Книга всё тебе расскажет, С ней беседа не наскучит, Край родной она покажет И любить тебя научит.
Родная школа, светлый класс, Весёлый круг друзей. Как много впереди у нас Счастливых школьных дней! Все эти дни когда-нибудь Припомнятся друзьям… В большую жизнь широкий путь Открыла книга нам.
Нас манит даль седых морей И горные хребты. Пусть в жизни ярче и полней Сбываются мечты! Все эти дни когда-нибудь Припомнятся друзьям… В большую жизнь широкий путь Открыла книга нам.
Ученик (недовольно отвернувшись): И зачем было в школу идти? Я читаю лет с пяти. Нужен этот первый класс! Ухожу домой сейчас, Попрошу купить компьютер, Буду целый день играть, В Интернет письмо писать.
Азбука: Подожди, не торопись, Лучше к школе приглядись, А уйти всегда успеешь И включиться в Интернет. Грамотою не владеешь – Подключаться толку нет: Насмешишь ты целый свет!
Первоклассник (возмущённо): Как же так? Ведь я читаю, Цифры знаю, буквы знаю! Азбука: Вот это мы сегодня и проверим, чему вы сумели научиться в школе!
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием – Грамматика. Но не волнуйтесь! Путешествие будет весёлым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. Ну, а сначала вы должны угадать, о каких буквах русского алфавита идёт речь:
Вот два столба наискосок, Эта буква широка А между ними – поясок. И похожа на жука. Ты эту букву знаешь? А? И при этом, точно жук, Перед тобою буква … (А) Издаёт жужжащий звук. (Ж)
Ты с этой буквою знаком. Бывает эта буква Стоят два колышка рядком, В конце и в середине. А между ними – поясок, В конце капусты, брюквы Натянутый наискосок. (И) И в середине дыни. (ы)
На эту букву посмотри – Она совсем как цифра 3. (З)
Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия. (Лист с картой путешествия вывешивается на доску – см. кн. «Нестандартные уроки в начальной школе», с.49 – 55). Остановка 1-я. «Угадай-ка!» Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. И действительно – начинаем отгадывать загадки.
По асфальту едет дом, Кто самый первый входит в дом, Ребятишек много в нём, А все за ним идут хвостом? А над крышей – вожжи. (Ключ) Он без них не может. Как столкнутся – (Троллейбус) Стук да стук! Ну-ка, кто из вас ответит: Тишину вспугнут вокруг. Не огонь, а больно жжёт, Толстый тонкого побьёт, Не фонарь, а ярко светит, Тонкий что-нибудь прибьёт. И не пекарь, а печёт? (Молоток и гвоздь) (Солнце) Есть у нас в квартире робот. В этом белом сундучище У него огромный хобот. Мы храним на полках пищу. Любит робот чистоту На дворе стоит жарища, И гудит, как лайнер «ТУ». В сундучище – холодище. (Пылесос) (Холодильник) И в лесу мы, и в болоте, Летом много их бывает, Нас везде всегда найдёте: А зимой все вымирают. На поляне, на опушке – Прыгают, жужжат над ухом. Мы зелёные … Как они зовутся? (Лягушки) (Мухи) На маленькой площадке крик. Мчусь, как пуля я вперёд, К воротам рвётся ученик. Лишь поскрипывает лёд, Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!» Да мелькают огоньки. Весёлая игра … (Хоккей) Кто несёт меня? (Коньки) Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции под названием «Смекалка» вам придётся хорошенько подумать над трудными заданиями, которые приготовил для вас ворчливый дед Буквоед.
Остановка 2-я. «Смекалка». Ребусы деда Буквоеда. Какие слова в них зашифрованы?
Остановка 3-я. «Учебная». Теперь мы узнаем, насколько хорошо вы умеете читать и писать. Попробуйте исправить ошибки, которые допущены в словах, подписанных под картинками. А теперь попробуйте в стихотворении, которое я прочту, отыскать буквы, которые стоят не на своём месте.
Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась, Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нём. И едва туда вошла буква-озорница, Очень странные дела Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!» (Звери)
На виду у детворы Крысу красят маляры. (Крышу)
Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке. (Маки)
У печки с удочкой сижу, От рыбы глаз не отвожу. (У речки)
Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. (На коне)
Загремел весенний гном, Тучи на небе кругом. (Гром)
С утра у речки дед Сысой Траву косил стальной козой(Косой)
Чёлочка в лесу растёт, Зеленеет круглый год. (Ёлочка)
Липы не найдут зайчат – Спрятались они, молчат. (Лисы)
Нарушая тишину, Воют вилки на Луну. (Волки)
Латы чудесные у барсука! Будет барсучья нора глубока! (Лапы)
Пышка любит грызть зерно – Очень вкусное оно! (Мышки)
Остановка 4-я. «Сказочная». А теперь наш путь – в сказку. На этой остановке нас ждёт Василиса Премудрая. Она просит назвать сказки, отрывки из которых вы услышите. Выходит девочка в костюме Василисы и читает отрывки из сказок (или Азбука).
1. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. («Лиса и журавль».) 2. Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка».) 3. – Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? – Я, мышка-норушка. – Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».) 4. – Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».) 5. А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».) 6. Зашёл Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. («Царевна-лягушка».) 7. Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)
Остановка 5-я. «Лесная». Вот мы добрались до следующей станции. Здесь нас ожидает ёжик. Ему нужна наша помощь. Под ольхой в тени ветвей Серый ёж созвал гостей. Усадил их всех на кочку, Дал росы им по глоточку. Но внезапно за бугром Громкий-громкий грянул гром. Гости все свалились с кочки, Разлетелись на кусочки. Раз, два, три, четыре, пять, Помогите их собрать!
Мед ка Бар тел Дя ведь Бел са Ли яц За сук (Медведь, барсук, дятел, белка, лиса, заяц.)
Остановка 6-я. «Скороговорка».
Дальше бой скороговорок Разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, Остальных прошу молчать.
Пусть жюри весь ход сраженья Без промашки проследит. Тот, кто меньше ошибётся, Тот в бою и победит!
1. Кукушка кукушонку купила капюшон, Как в капюшоне он смешон! 2. Сшила Саша Сашке шляпу. 3. Шла Саша по шоссе и сосала сушки.
Остановка 7-я. «Шифрограмма Буратино». Вот и подходит к концу наше путешествие. Осталось последнее задание – расшифровать то, что хотел сообщить нам Буратино. Подумайте, как найти ключ к шифру. Кто быстрее прочитает шифрограмму?
16 9 5 11 3 8 1 7 2 12 15 4 10 13 6 14 ! М Т Л Б Ы Р В Е О Ы Я О Д А Ц
Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось. Теперь наше жюри подведёт итоги и назовёт победителей. А всем первоклассникам вручаются удостоверения.