Ведущий. Здравствуйте, ребята! Прочитайте название города, в котором мы находимся.(Азбукинск.) (Название города на занавесе.)
А вы знаете кто в нем живет? (Азбука.)
Вы в школе пол года уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова- в предложения и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Азбука.
Здравствуйте, ребята!
Буковок маленьких капли-значки
Дружно сливаются в слов ручейки.
Вот ручейки эти стали рекой,
Что называется Азбукой.
А впереди простирается море,
Там, на широком и вольном просторе,
Там, в море Знаний, где волны и ветер,
Милую Азбуку помните, дети!
Прежде чем попасть в страну «Литературию», вы должны доказать, что готовы к этому. А я посижу, на вас погляжу и послушаю.
Ведущий. Докажем, ребята, что готовы к новым знаниям? (Да.)
Итак, в путь.
Перед вами лежат буквы, поможем стражникам расставить их на свои места.
Стражники. (Возле ворот Азбукинска читают загадки или стихи про буквы. У кого из детей окажется данная буква, вставляют в окно алфавита.)
В Азбукинске есть дома. В каждый из этих домов вам нужно расселить буквы.
Буква эта – начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать её легко:
Ноги ставит широко. (А)
Вот посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.(Б)
Палочка,
Рядом две ровные дужки –
Вот и готовы
Очки для лягушки.(В)
И подобно кочерге,
Горбит спину буква …(Г)
Вот стоит, дымок пуская,
Буква та – труба печная.
А ещё – добротный дом,
Детский садик в доме том.(Д)
Эта буква – как вилка,
Как грабли.
Словно, в бревне торчат
Три сабли.(Е)
Вот над буквой Е две точки –
Расцвели весной цветочки(Ё).
Эта буква широка
И похожа на жука.(Ж)
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3.(З)
На калитку посмотри:
На что она похожа?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.(И)
Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится.(Й)
Капитан отставил ногу,
Поднял руку понемногу –
Приглядись: наверняка
Ты узнаешь букву…(К)
Она похожа на штаны,
А штаны нам всем нужны.(Л)
Вот качели –
Между тем
Здесь качаться
Можно всем!(М)
На этой букве,
Как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!(Н)
Посмотри на колесо
И увидишь эту букву.(О)
Подходящие ворота.
Проходи, кому охота!(П)
Воскликнуло полено:
-Похожа буква на топор!
Расколет непременно!(Р)
Полумесяц в небе тёмном
Буквой той повис над домом.(С)
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?(Т)
Она – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву ту. (У)
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.(Ф)
Если ножницы раскрыть,
Букву можно получить.(Х)
Буква есть –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.(Ц)
Если стул перевернём,
Сразу букву ту найдём.(Ч)
Посмотрите не спеша
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.(Ш)
А эта буква поможет нам
Чистить зубы по утрам.(Щ)
Дверь закрылась! Ай – яй – яй!
Вот он, ключик. Открывай!(Ъ)
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.(Ы)
Буква Р перевернулась –
Этим знаком обернулась.(Ь)
С на букву ту дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!(Э)
Ходит пешком
Калач с посошком.(Ю)
Вы послушайте, друзья,
Каждый знает:
Буква эта
Самая хвастливая.(Я)
Стражник 1.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
Ученик 1.
А,Б,В,Г,Д,Е,Ж-
Прикатили на еже.
Ученик 2.
З,И,К,Л,М,Н,О-
Дружно вылезли в окно.
Ученик 3.
П,Р,С,Т,У,Ф,Х-
Оседлали петуха.
Ученик 4.
Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я-
Все теперь мои друзья!
Ученик 5.
Ё,Й,Ъ,Ь,Ы-
Пять сестрёнок опоздали-
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Стражник 2.
Познакомьтесь с ними, дети,-
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с нами не знаком.
Азбука.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка слишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Ведущий. А сейчас, Азбука, мы пройдём по твоему городу и преодолеем все препятствия, которые встретятся на пути.
1 задание.
Мы находимся на Улице Звуков и Букв. Нам нужно к звуковым схемам подобрать соответствующие слова.(У каждого ученика своё слово. На мольберте схемы слов.)
(лес, пальто, деньки , книга, шкаф)
Ребята, что изображено на схемах? (Звуки.)
Давайте расскажем Азбуке стихи про звуки.
Все ученики.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
Ученик 1.
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове ищем звуки.
Звуки эти разные-
Гласные, согласные.
Ученик 2.
Гласные тянуться в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбели Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик 3.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ученик 4.
Вот какие разные
Бывают те согласные-
Звонкие, глухие-
Вот они какие!
Ученик 5.
Мягкие, как в слове нёс,
Твёрдые, как в слове нос,
Долгие и нет-
Вот какой секрет!
Азбука.
Молодцы, ребята, справились с заданием.
2 задание. Ведущий.
Мы находимся на Переулке Слов. Поиграем в игру «Наборщик».
Из слова ГРАМОТЕИ составим другие слова.(мир, море, Рим, том, тема, март, мера, рот, тигр, гром )
3 задание. Ведущий.
Сейчас мы находимся на Площади Предложений. Вам нужно из слов собрать пословицу.
Возьми книгу в руки – не будет скуки.
Корень ученья горек, а плод сладок.
Не говори – не умею, а говори – научусь!
4 задание. Ведущий.
Мы с вами пришли в Сквер Сказок. По трём словам узнайте сказку и расскажите её.
Баба, дед, яичко.
Дед, репка, мышка.
Бабка, колобок, лиса.
Лиса, журавль, кувшин.
Машенька, медведь, пирожки.
5 задание. Азбука.
Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работаете. У вас осталось последнее задание и я вам помогу. За моим городом протекает река Речь, вам нужно её перейти.
А перейти через реку вам помогут шарики, в которых находятся тексты. Прочитав их, вы окажетесь на том берегу.
Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Жили куры и гуси у дома и жила лиса у рощи. У лисы были ноги вялые и зубы были тупые, куры и гуси были рады.
Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку прочитала сказку. Мама была очень рада.
У рощи была ива. Не руби эту иву. Эта ива наша.
Помню, я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила эту штуку.
Азбука.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. (Открывает занавес.)