Урок предоставила: учитель начальных классов МОУ СОШ № 28, п. Мостовской, Мостовский район,Краснодарский край, Малюкова В.Н., email:valentina.malyukowa@yandex.ru
Учитель: Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой – «Русской Азбукой».
Давайте, вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября.
( На сцену слева выходит девочка- « Русская Азбука», справа первоклассник с букетом.)
Первоклассник:
Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел-
Значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет ,
Мама приготовила букет-
Подарю учительнице в школе.
Русская Азбука:
Ждёт с волнением
И девчонок и мальчишек
Книга скромная- Русская Азбука.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
(Обращается к Первокласснику).
Хочешь многое узнать-
Научись малыш, читать.
Первоклассник: ( недовольно отвернувшись)
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Азбука:
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь-
Подключиться толку нет :
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник: ( возмущённо)
Как же так! Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Азбука: ( показывает на вошедшую букву Р):
Эту тоже?
Первоклассник:
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква « Рэ».
Буква Р :
Я- не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во дворе!
Ты меня найдёшь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква « эр»!
Первоклассник: ( смущённо):
Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
Учитель: Ребята, кем становится Азбука для каждого из нас? Она становится верным другом, помощником, учителем. Из этой первой книги мы узнали обо всех буквах нашего алфавита. А это немало. И очень, очень важно. Все хотят знать буквы, даже мушки и букашки.
( Инсценировка стихотворения К. Льдова « Господин Учитель Жук»).
Автор:
Как- то летом на лужайке
Господин Учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.
Выходят дети в костюмах насекомых и рассаживаются за парты. На доске картинки с буквами. Жук показывает на алфавит по очереди.
Шмель: «А» - акула.
Мушка: « Б» - букашка.
Стрекоза: « В» - ворона.
Оса: «Г» - глаза.
Жук: Шмель и муха не болтайте!
Не шалите, стрекоза!
Пчела: « Д» - дитя.
Мушка: « Е» - единица.
Сверчок: « Ж» - жаркое.
Муравей: « З» - зима.
Жук: Повторите, не сбиваясь:
«И» - игрушка,
«К» - кума.
Кто учиться хочет с толком,
Пусть забудет слово лень.
Шмель: «Л» - лисица,
«М» - мартышка.
Мушка: «Н» - наука,
«О» - олень.
Стрекоза: «П» - петрушка,
«Р» - ромашка.
Оса: «С» - сверчок,
«Т» -таракан.
Пчела: «У» - улитка,
«Ф» - фиалка.
Мушка: «Х» - ходили,
«Ц» - цыган.
Автор: Так наш Жук, махая розгой,
Учит азбуке стрекоз,
Мушек, мошек и козявок,
Мурашей, шмелей и ос.
Учитель: Не знаю, выучили ли буквы козявки у Жука, а наши первоклассники запомнили все буквы и хотят поблагодарить свою первую книгу и попрощаться с ней, но не забывать её, потому что эти буквы нам пригодятся всегда и везде. Они нужные, они сильные.
1 Ученик: Из – за леса, из – за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский Алфавит,
Буквы все –от А до Я-
Тридцать три богатыря.
Азбука: Я пришла к вам в гости не одна. 33 родных сестрицы, писаных красавицы в одном городе живут и повсюду славятся.
- Кто же пришёл со мной вместе?
( Дети читают стихи о буквах)
А: Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Б: Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. В: В алфавите, в букваре
Третья – это буква В.
С тонкой палочкой две дужки,
Рядышком сидят подружки.
Г: Вот перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Д: Буква Д, как дом на ножках,
Есть труба с дымком, окошко.
Е: На странице в букваре
Проживает буква Е
Три ступеньки вверх ведут,
Никого не подведут.
Ё: Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж: Стала снежинка буквой Ж,
Солнце её не растопит уже!
З: На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
И: На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Й: Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится.
Букву Й зовут « И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
К: На дереве веточка низко склонилась,
И вдруг в букву К она превратилась.
Л: Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М: Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н: На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
О: В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла –
Покатиться бы могла.
П: Влез на букву озорник:
Он решил,что П – турник.
Р: Буква Р – на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.
С: Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над лесом.
Т: Т – антенна выше крыши,
Всё увидит, всё услышит.
У: У – сучок.
В любом лесу ты увидишь букву У.
Ф: Все мы знаем без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
Х: Буква Х всё ходит, ходит,
Места словно не находит.
Ц: Вот такая буква Ц –
С коготочком на конце
Коготок –царапка,
Как кошачья лапка.
Ч: Да ,вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш: Посмотри на букву Ш:
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Щ: На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
Ъ: Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик –твёрдый знак,
Чтобы не облиться.
Ы: Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны.
Ь: Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Э: Это – Э,
С открытым ртом
И большущим языком.
Ю: Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
- Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась …буква Ю.
Я: Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
-А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я-
Я буква, слог и слово.
( Буквы уходят. Слышится стук в дверь. Появляются Незнайка и Буратино.)
Незнайка: Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по страницам «Азбуки» и тоже приготовили для вас интересные конкурсы.
Буратино: (огорчённо) :Я нёс для вас слова, но вот беда: по дороге я упал и все слова рассыпались.
Учитель: Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова.
1 – ряд: РО- ТА- ЧУ- ЩА- СВЕ- ЧА- КРИ- ЩУ
( роща, свеча, кричу, тащу)
2- ряд: ТУ- КРУ- ЧУ- ЧА- ЩА- ПИ- КА- ЩУ
( туча, кручу, чаща, пища, щука)
3- ряд: УГО- ЧА- МОЛ- ЩУ- ЧУ- КУ- ЧА- ЩА
(угощу, молчу, куча, щука)
Буратино: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились А на какие правила я принёс вам слова?
Незнайка: Молодцы, знаете правила. Надеюсь вы ,друзья не забыли, как мы с Буратино любим отгадывать загадки?
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла буква озорница,
Очень странные дела начали твориться.
-Ребята, поставьте буквы на свои места!
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
-Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Не учил уроки, а играл в футбол.
Оттого в тетрадке появился гол.
Азбука: Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать с другими ребятами. Сегодня я прощаюсь с вами, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке, в ваших тетрадях, в письмах открытках, на экранах телевизора, останутся с вами и мои друзья - сказочные герои.