Данный урок музыки для учащихся 1-го класса разработан на основе программы «Музыка» (авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева) Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия, особенности музыкальных и немузыкальных звуков, имеют опыт эмоционального ощущения музыки различного характера. На предыдущих уроках дети прослушали три пьесы из «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского и узнали, что в музыке стучит пульс и есть душа - мелодия.
Проблема урока: что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку.
Тип урока: изучение нового материала.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок импровизация.
Цель урока: познакомить детей с элементами сочинения музыки.
Задачи урока: сформировать представление о ритме, вызвать интерес учащихся к музыкальному творчеству. Используемые методы и приёмы: метод соучастия, метод импровизации, «сочинение - сочинённого», «Музыкальные листики», «Повторяющийся ритм».
Дидактическое обеспечение урока: учебник - тетрадь «Музыка» для учащихся 1 класса.
Способы действий: чтение текста с разными интонациями, исполнение мелодий с разным настроением, изображение звуков постукиванием; суждения: личностное отношение к сочинению музыки.
1 этап. Учитель: Ребята! Давайте вспомним, кто сочиняет музыку.
Дети: Композитор.
Учитель: А музыку, какого композитора вы слушали на прошлом уроке?
Дети: Чайковского. Звучит музыка П.И.Чайковского «Сладкая греза» из «Детского альбома».
2 этап. Учитель: Как вы думаете, что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку?
Дети: Нужна душа и сердце.
Учитель: Правильно, ребята, молодцы! Ведь Музыка это живое существо, в котором бьется сердце и стучит пульс. Давайте прочитаем стихотворение так, чтобы можно было услышать шорох листьев. (Дети читают шепотом стихотворение из учебника-тетради «Музыка» стр. 18).
Осень листья рассылает - Золотую стаю. Не простые, золотые Я листы листаю. Залетело на крыльцо Золотое письмецо, Я сижу, читаю. А.Барто.
Учитель: Попробуйте сочинить свою мелодию на эти стихи. Пусть вам в этом поможет Муза. (Дети по очереди пробуют петь свою мелодию)
3 этап. Учитель: Вы все знаете игру «Волк и гуси». Разделитесь на «волков» и «гусей». Постарайтесь передать характер волка и гусей в мимика и позе. (Дети повторяют вместе с учителем) -Гуси, гуси! -Га-га-га, -Есть хотите? Да, да, да Хлеба с маслом? Нет, нет, нет. А чего же вам? Нам конфет.
Учитель: А теперь попробуйте сочинить мелодию к словам и спеть эту песенку. (Дети поют).
Учитель: Ах, какая веселая у вас получилась песенка. Как у нас сегодня на уроке весело. (Все вместе делаем ритмическую разминку «Если весело живется, делай так».
4 этап. (Звучит песня «Листопад». Детям раздаются обыкновенные тетрадные листы бумаги. В своем действии дети повторяют движения за учителем. Под звучащую музыку листочки, которые находятся в руках у каждого ребенка, ударяются друг о друга, по внешней поверхности одной руки, затем по внутренней, далее аналогично по другой руке, по плечам и т.д. При выполнении этих действий важно соблюдать одно правило «Вместе с музыкой». Что означает смена движения по фразам, соблюдать метрическую пульсацию, выполнять роль шуршаще-ритмического аккомпанемента). (Звучит песня «капельки», музыка В.Павленко, слова Э.Богдановой).
Учитель: Давайте прочитаем стихотворение «Дождь идёт». (Дети читают стихотворение стр.19). -Дождь идет, дождь идет... Ну, когда же он пройдет? -Вот когда идти устанет, Вот тогда и перестанет. -Дождь идет, дождь идет, Дождь идет... Н.Михайлова.
Учитель: Произнесите с разной интонацией слова «дождь идет». Попробуйте спеть их с разным настроением. (Дети поют: уныло, печально, сердито, задиристо, неторопливо, ласково, задумчиво...)
Учитель: Изобразите звуки дождя легким постукиванием ладошки. Прислушайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный. Это ритмический рисунок. (Игра «Ритмические рисунки» - по рядам.)
5 этап. Учитель: Так что же нужно нам для того, чтобы сочинить музыку?
Дети: Нам нужен ритм и мелодия.
Учитель: Напойте песенку от лица персонажей знакомых вам сказок или мультфильмов.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с ритмом и мелодией. Мне кажется, что вы очень постарались, проявили себя как настоящие композиторы, сочиняя различные мелодии. А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас дал оценку этому уроку и показал мне с помощью лучей разного цвета, насколько вам было интересно. На доске вы видите солнышко. Прикрепите, пожалуйста, лучики к солнышку. Лучик желтого цвета означает, что вам очень понравилось сочинять музыку, а лучик красного цвета - вам понравилось, но вы испытывали затруднение в выполнении заданий.