Тема: «Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Закрепление». Цели урока: 1) систематизировать знания учащихся о правописании гласных «и, а, у» после шипящих; 2) формировать орфографические знания, умения, и навыки на основе развития «орфографической зоркости»; 3) развивать фонематический слух при дифференциации слов на материале устной и письменной речи; обогащать словарный запас учащихся; 4) закреплять навыки работы с предложением. Результаты: Предметные: умение правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Знание алгоритма правописания. Личностные: восприятие русского языка, как явления национальной культуры. Способность к самооценке. Метапредметные: умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи. Оборудование: презентация POWER POINT 2003, учебник «Русский язык» авторы: Иванова С.И., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Издательский центр Вентана-Граф 2011
Ход урока
1. Организационный момент Звучит аудиозапись «Звуки моря». В открытом море вода синяя, лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. Там растут невиданные деревья и цветы с диковинными листьями. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец Морского царя. И живет с ним его дочь, Русалочка. Она нежная и прекрасная как лепесток розы. Русалочке очень хотелось посмотреть на другой мир, который находится на поверхности воды. «Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут», - говорила она отцу. Но её отец говорил о том, что прежде чем всплыть на поверхность моря и познакомиться с миром людей, Русалочка должна выучить язык людей. Он говорил дочери: «Не выучив языка, ты не сможешь понять людей. И потом, я не хочу, чтобы про мою дочь говорили, что она глупая морская девчонка. Не забывай, ведь ты дочь самого царя». Ничего не оставалось Русалочке, как послушаться отца и отправиться на занятия к Морской улитке. Ребята, вы хотите помочь Русалочке выучить язык людей? Тогда отправляемся в подводное царство. На страже его стоит Водяной. Он пропускает только тех, кто действительно этого достоин, т. е. тех, кто умеет читать, писать, знает звуки и буквы своего языка. Вы умеете писать? Запишите в своих тетрадях число.
2. Чистописание Посмотрите на доску. Какую букву можно составить из элементов, плавающих в море? Почему буква получилась разная? Запишем целую строчку заглавных и строчных букв Л.
3.Словарная работа
врбй врн крв ттрдь двчк учтль Вы замечательно справились с заданием и доказали, что достойны того, чтобы побывать в Подводном царстве. Водяной пропустит вас туда. А знаете, он не такой уж страшный
4. Постановка учебной задачи Тихо! Идут занятия! Мы с вами попали на занятие Русалочки с Морской улиткой. Что же учит Русалочка? Какой же вывод можно сделать?
5. Работа над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Русалочка старательная ученица. Но морская улитка задала ей очень трудное задание - отгадать загадки. Но ведь Русалочка, ни разу не была на земле, и она просит у вас помочь ей. Нам потребуется ум, быстрота и смекалка. Правильно отгадаем загадки и поможем Русалочке.
Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав А потому, что он … (Жираф)
Нет ног, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать …(часы)
Из горячего колодца Через нос водица льется … (чайник)
Деревянные кони По снегу скачут, А в снег не проваливаются… (лыжи)
Что за звездочки сквозные На пальто и на платке! Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке… (снежинки)
Дети отгадывают загадки, объясняют написание, записывают в тетрадях отгадки.
6. Музыкальная пауза Русалочка устала, да и вы должны отдохнуть
7. Игра «Найди домик». Русалочка уже так много узнала про землю, узнала, что на земле есть животные, растения, а ещё очень тёплые и уютные дома. Морская улитка предложила Русалочке следующее задание, а мы смелые и отважные ученики не боимся трудностей и ей опять поможем. - Распределите слова по домикам: в первый домик – слова, обозначающие предметы, во второй – слова – признаки предметов, в третий – слова – действия предметов. ( На доске написаны слова): Ч…мазый, ч…до, уж…н, щ…плый, кувш…н, ш…пят, стуч…т, уч…т, ч…ша, ч…десный. (Дети объясняют, какую букву надо вставить, при этом проговаривают правило. Ученики вписывают цветным мелом нужную букву и объясняют, что обозначает это слово: предмет, признак или действие.)
8. Работа над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Ну а теперь Русалочке предстоит сдать экзамен самому Морскому царю. Морской царь прислал ей вот такое письмо и попросил Русалочку найти ошибки. И опять Русалочка просит о помощи. Ведь если она не сдаст экзамен, то Морской царь не пустит её на поверхность и не увидит Русалочка нашу прекрасную землю.
«Однажды я отправился в лесную чащю. Стал пробираться через кусты шыповника, укололся о шыпы и упал. Смотрю, а в кустах чюдище. Сощюрил я глаза, пригляделся и увидел, что это ужы.»
Дети находят слова с неправильным написанием, объясняют правописание этих слов и записывают в тетрадях. Сочетания ча, ща, чу, щу, жи, ши подчеркивают.
9. Итог - Какие правила русского языка мы сегодня повторили? Кто не запомнил орфограммы, которые изучали на уроке?
10. Рефлексия Если вам понравился урок поднимите морскую звезду.
Резерв: Расколдуйте слова и запишите их: шимы (мыши), жилу (лужи), жиу (ужи), кижиё (ёжики), шимыка (камыши), жилы (лыжи).