Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать орфографическую зоркость, внимание, память; -развивать логическое мышление. Воспитательные: -воспитывать интерес к изучаемому предмету. Оборудование Демонстрационный материал: ПК, проектор; экран, презентация, запись на доске, толковый словарь. Для индивидуальной работы: тетрадь по чистописанию, рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник Ход урока. 1. Организационный момент. -Проверьте свое рабочее место: все ли в порядке? -Настроились на работу. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – Знайка и Незнайка. Они нам будут помогать и давать задания. 2.Актуализация знаний. -Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы уже знаем. -Для чего это нужно? -Мы говорили о предметах, о признаках, о действиях. 3.Минутка чистописания. СЛАЙД 2 Для чего каждый урок работаем над чистописанием?(Чтобы правильно и красиво писать) -Открыли тетради по чистописанию урок 58 стр.25. Какую букву будем писать? Дайте характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук [х ] и [ х ] –твердый и мягкий, глухой. -Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «х». Запишите эту букву и слоги. А наблюдать за вами будут герои Н.Носова – ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА СЛАЙД 3 4. Работа со словарем. СЛАЙД 4 -Вспомните, какой следующий этап урока? ( словарные слова). Зачем мы изучаем словарные слова? Мы уже с вами знакомы с толковым словарем. Я буду читать статьи из Толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и ставите ударение. 1.Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно – оранжевыми ягодами.( рябина) 2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. (человек) 3.Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. ( дорога) 4.Небольшая певчая птица серая, с красной грудью.( снегирь) 5.Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так называют безбилетного пассажира.(заяц) 5.Повторение пройденного материала. Задание Незнайка вам приготовил задание: распределить слова в 3 столбика. СЛАЙД 5 1 столбик - слова, обозначающие предмет; 2 столбик - слова, обозначающие признак предмета; 3 столбик – слова, обозначающие действие. СЛОВА: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать. ВЗАИМОПРОВЕРКА. -Проверьте работу соседа по парте, если есть ошибка, исправьте их простым карандашом. (Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске) СЛАЙД 6 Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик) Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или родственные). Выделите корень. 6.Объяснение нового материала. Учитель: Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок) Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень. Я вам расскажу одну историю. Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево» Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло. СЛАЙД 8 Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым- Был он только словом. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло- Стало много новых слов. Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. Какая? -Что мы называем корнем? СЛАЙД 9 Корень- это общая часть родственных слов. Задание 1. СЛАЙД 10 «Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.) 7. Постановка целей через проблемную ситуацию. Проблема. Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?» СЛАЙД 11 - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тетка – гусеница. Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»? Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово» Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение) - Какие слова можно называть однокоренными? Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем. СЛАЙД 12 Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове? Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей Задание. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты. Прочитайте слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли однокоренными: СЛАЙД 13 Пододеяльник одеяло Подорожник дорога Подосиновик осина Подберёзовик берёза Варианты ответа: - Да, они имеют одинаковый корень: «подо» - Нет! Эти слова разные по смыслу. Вопрос: объясните смысл этих слов. Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло. Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог. Подосиновик – гриб, растущий под осиной. Подберезовик – гриб, растущий под березой. После объяснения смысла слов учитель открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты.- Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные) Запишите их, выделите корень. Физ.минутка. СЛАЙД 14 – 19 Задание Разделите слова на группы, запишите их в 2 столбика, выделите корень СЛАЙД 20 Лист хвостик хвостатый листок листочек хвост листопад 8.Выполнить фонетический разбор: СЛАЙД 21 У доски - слово лист Остальные самостоятельно слово хвост 9. Письмо по памяти СЛАЙД 22 Землю вьюга белая Замела снежком. Мы из снега сделали Двухэтажный дом. Проверка в парах. Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень. -В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу. 10.Самостоятельная работа СЛАЙД 23 (По учебнику Р.Н. Бунеева, с.74, упражнение 120.) 11.Итог урока. СЛАЙД 24 Кто прав из сказочных героев – Мальвина, Буратино или Золушка? Прочитайте их утверждения. Итак. Корень – это общая часть родственных слов. Какие слова мы называем однокоренными? 1.Какое задание понравилось? СЛАЙД 25 2.Какое задание было самым трудным? Лёгким? 3.О чём не знали, а на уроке узнали? 12.Домашнее задание. СЛАЙД 26 Для всех - упр.100, 101 ( из дидактического материала), ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Знайка - ещё упр.103. 13.Рефлексия. СЛАЙД 27 Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
Вы считаете, что научились выделять корень в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке