Конспект интегрированного урока по чтению и музыке в начальных классах.
Конспект интегрированного урока по чтению и музыке в начальных классах.
Тема по чтению: К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".
Цели по чтению:
1.Учить подробно анализировать и обдуманно воспринимать 1,2,3 части рассказа. 2.Продолжать работу по развитию речи учащихся, навыков выразительного чтения. 3.Воспитывать патриотизм, любовь и бережное отношение к родной природе. Тема по музыке: "Певцы родной природы"
Цели по музыке:
1.Учить слушать музыку, эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая интонационно - образную сущность музыки, музыкальное содержание. 2.Развивать вокально-хоровые навыки учащихся, умение выражать в исполнении смысл музыки. 3.Прививать любовь к музыке композиторов- классиков, умение понимать ее. Оборудование:
1.Иллюстрации с изображением природы. 2.Карточки с названиями произведений К.Г. Паустовского. 3.Карточки со словами (для лексической работы). 4.Плакат: "Лес - наше прошлое, настоящее, будущее". 5.Выставка произведений К.Г. Паустовского. 6.Портрет К.Г. Паустовского. 7.Видеофильм о лесе. 8.Фонохрестоматия по музыке. 9.Портреты композиторов Э. Грига и П.И. Чайковского. 1.Оргмомент.
"Вход в класс под музыку П.И.Чайковского.
Беседа учителя музыки.
- Какая музыка сейчас звучала? - Какие знакомые интонации вы услышали в финале симфонии? - Тема песни звучала все время в одинаковом характере? - А какие элементы муз. Речи влияют на изменение характера мелодии? - Какие новые черты в связи с этим приобрел знакомый напев? -Какой прием использовал Чайковский в финале 4 симфонии? -Попробуйте исполнить песню, применив прием варьирования темы. -Исполняется русская народная песня " Во поле береза стояла": -1 куплет - тема
-2 куплет - подголоски
-3 куплет - канон
-На сегодняшнем уроке попытайтесь представить, какие музыкальные произведения могли бы звучать в изучаемых вами художественных произведениях.
2.Повторение пройденного.
На доске карточки с названиями произведений К.Г.Паустовского.
-Прочитайте названия произведений. Кто является их автором?
-Кому посвящен рассказ " Корзина с еловыми шишками"?
(Краткое содержание рассказа.)
Учитель музыки.
- Какая музыка могла бы звучать в этом рассказе?
(Наигрывание тем. Ответы детей. Поют "Утро" Э.Грига)
- Работа по учебнику музыки с.124, 125. - Портреты каких композиторов вы видите? - Что общего у них в музыке и в жизни? - Прочитайте высказывания о композиторах. 3.Сообщение темы урока по чтению.
- Сегодня мы будем читать и анализировать рассказ К.Г.Паустовского "Скрипучие половицы".
4.Чтение и анализ рассказа "Скрипучие половицы".
Звучит музыка П.И.Чайковского. Симфония № 4, часть 2.
Вступительное слово учителя чтения.
А) Лексическая работа.
Чесуча -плотная шелковая ткань желтовато-песочного цвета.
Земство - до революции местный орган самоуправления в сельской местности.
-Чем в этот день был удивлен композитор? -Прочитайте, какой увидел природу Петр Ильич в этом чудесном освещении? -Какое состояние вызвали у Чайковского разнообразие и сила освещения? -Что же рождало в душе композитора наблюдение за необыкновенной красотой природы? -Прочитайте, что предчувствовал композитор, отправляясь на Рудый Яр в это утро? -Назовите цветовые эпитеты. Как влияют они на настроение композитора? -Можно ли назвать К.Г.Паустовского певцом родной природы? -Зачем К.Г.Паустовский так подробно описывает природе в 1 части рассказа? В) Чтение 2 части рассказа учащимися.
-Прочитайте, чего добивался Чайковский, когда сочинял мелодию? -Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод на ней изображен? -Почему слуга не осмеливается прервать творческий процесс композитора? -С каким делом пришел лесник к композитору? Почему он считает свое дело важнее, чем дело композитора? -Почему лесник пришел за советом именно к Чайковскому? -Как Василий относится к лесу? Какой прием использует писатель? (Олицетворение). -Что услышал в музыке Василий? Прочитайте. -Скажите коротко, о чем рассказывает нам 2 часть рассказа. Лес- это частица родины лесника Василия и частица нашей с вами Родины.
Учитель музыки:
-Вы любите Родину? И, наверно, любите песни о Родине?
-Давайте исполним песню.
Г) Чтение и рассказ 3 части рассказа учащимися.
-Как долго сидел Чайковский в этот день за роялем? -Легко ли композитору передавать свои чувства, настроение в музыке? Подтвердите ответ цитатами. -Почему Василий долго не мог ничего сказать о своем горе Чайковскому? --Как отреагировал на слова лесника композитор? Почему? -Как вы понимаете 3 часть рассказа? Учитель музыки:
-Какая музыка вам слышится в рассказе? -Анализ нотного текста в учебнике музыки. Характер, темп, лиги, фразы, движение музыки. -На что похожа музыка? -Какой интонацией заканчивается? Утвердительной или вопросительной? -А как вы думаете, чем закончится рассказ, если у музыки такой конец? Добьется ли композитор разрешения на сохранение леса? 5.Итог урока.
-Чей же литературный портрет создал К. Г. Паустовский ? -Как вы думаете, почему у писателя возникло такое желание? -Скажите коротко, о чем прочитанные вами части рассказа? -Какова основная мысль прочитанного? -О том, что произойдет дальше, мы узнаем на следующем уроке (Учитель чтения обращает внимание детей на расположенные на доске иллюстрации природы.)
-Прочитайте высказывание о лесе. Как вы его понимаете? -Можете вы предположить, что будет, если полностью вырубить лес. -Что нужно делать, чтобы этого не произошло? -Как вы понимаете слова: Охранять природу - значит охранять Родину.
Ученик читает стихотворение:
Берегите эту землю, эту воду. Даже малую былинку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя. Показ видеофильма о лесе. Песня "Лесной марш" в исполнении детей.
5. Домашнее задание.
С. 84-85 пересказ близко к тексту описание природы.
С. 84-89 читать, пересказывать 1,2,3 части по плану.
Конспект интегрированного урока по чтению и музыке в начальных классах.