Конспект урока по русскому языку учителя начальных классов МОУ "УоСОШ им.С.Ф.Маркова" Жирковой М.М.
Тема урока: Разделительный мягкий знак Цель урока: 1. Сформировать способность к письму слов с разделительным мягким знаком. 2. Развивать фонетический слух, внимание, работоспособность 3. Воспитывать чувство коллективизма, доброты и ответственности. Оборудование: Таблица правописания слов с разделительным мягким знаком, картинки, индивидуальные карточки с заданием. Организационный момент: Приветствие - Здравствуйте дети! Чтоб сегодня наш урок Всем пошел ребятам впрок Постарайтесь все понять, Слушать, думать и вникать! Чтобы урок прошёл успешно вы должны работать быстро, слушать внимательно. (Словесный метод (стих)) Тему урока вам подскажет рифмовка: Это буква деликатна И не терпит беспорядка И согласные смягчит Согласный с гласным разделит. Сегодня мы будем говорить о разделительном Ь. Проверка домашнего задания: - Сейчас мы проверим, кто правильно сделал домашнее задание. Читаем и объясняем, как правильно писать данные слова в единственном числе. А теперь еще раз вспомним правило. (Словесный метод и практический метод). - Молодцы, все запомнили правило. Упражнения выполнили правильно. Учитель повторно объясняет правило и просит ученика, наглядно показать пример. - Объясните правило, как писать эти слова? Саша выйдет к доске и напишет правильно эти слова. (Учитель в ходе опроса выявляет и оценивает правильность выполнения и знание темы предыдущего урока). Изучение нового учебного материала: Сегодня мы узнаем ещё одну особенность Ь –разделять согласные от гласных. Вы должны правильно читать и писать слова с разделительным мягким знаком (Дать понятие о разделительном мягком знаке, тренировать способность к выявлению сходства и различия слов, тренировать мыслительные операции. Учащиеся должны усвоить правильность написания и произношения слов с разделительным мягким знаком). Прочитайте слова: Я лю воду. Я льйу воду. Я лью воду. - Какое из этих предложений правильное? Почему? (лю – такого слова нет, льйу – в русском языке йу не пишем, лью – правильно). Л – согласный звук, Ю - гласный звук. Между ними стоит разделительный мягкий знак. Он разделяет согласный звук от гласного. Это новое правило. Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, если в этих словах слышится звук –й. Мы теперь знаем правило, как писать правильно слова с разделительным Ь. Это правило мы повесим на доске. Ещё раз повторим правило по таблице. (Объяснение, беседа с использованием таблицы и схемы, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение. Фронтальная работа с доски). - Прочитайте слова с разделительным мягким знаком: пень, тенью, шить, шьёт, боль, бельё, дочь, ночью, гостья, учение, крыльцо, крылья. - Где пишем разделительный мягкий знак? - В каком случае - Чтобы не допустить ошибку и хорошо запомнить можно сделать схему памятку. (учитель вывешивает схему памятку на доске). - При работе схема будет нам помогать. (Работа по учебнику). - Откройте страницу 27 упражнение 57. Читаем правило. - Посмотрите таблицу только с разделительным мягким знаком. (выполнение индивидуальных заданий, частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с учебником. Работа по учебнику – стр. 27 упр. 54). - Что нужно делать? (прочитать текст и найти в тексте слова с разделительным мягким знаком). Качественное и правильное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу - Читаем текст про себя. Чтение текста по предложениям с выявлением слов с разделительным мягким знаком. А теперь списываем в тетради и подчёркиваем слова с разделительным Ь. - Как пишем? Пишем красиво, работаем аккуратно (слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха). Физкультминутка (упражнения для мышц шеи и рук). Закрепление учебного материала: (выяснить, насколько ученики усвоили правило правописания и произношения разделительного Ь). Развитие умения анализировать и оценивать результаты работы. Учебно-познавательные, учебно-адаптивные, сочетание различных видов деятельности (взаимообмен и взаимопроверка). Работа по карточке. - Я раздаю вам карточки. Вы должны дописать пропущенные буквы. - Теперь обменяйтесь карточками с соседом. - Проверяем друг друга. - Молодцы, все справились с заданием. (качественное и правильное выполнение заданий в тетради, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке). - Я показываю картинки, а вы пишите название этих предметов. (свинья, перья, ружьё, платье, листья, муравьи, стулья, семья, обезьяна). - Проверяем друг друга. Есть ошибки? Оцените свою работу. - Скажите, где стоит разделительный Ь в слове? - Перед какими гласными стоит разделительный мягкий знак? А что мы слышим вместо я, ю, е, ё, и? Проводим рефлексию и выявляем уровень усвоения нового материала. При не усвоении частью учеников нового учебного материала учитель с помощью словесного и практического методов объясняет, наглядно показывает пример. - Какое новое правило вы узнали? - Трудно было? Какие ошибки допустили? - Что нужно знать? Домашнее задание: - Откройте дневники и пишите домашнее задание: упр. 59. - Вы должны образовать слова с разделительным мягким знаком. - Если вы усвоили правило правописания слов с разделительным Ь, то вы правильно сделаете домашнее задание. (знать изученный материал, и правильно применять правило при выполнении домашнего задания. Правильность выполнения домашнего задания, аккуратность).