Конспект урока по русскому языку по теме: "Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами"
Конспект урока предоставила: Любимова Наталья Николаевна, МОУ«Лицей № 6» имени З. Г. Серазетдиновой, г. Оренбург. email: lubimova_64@mail.ru
Тема: Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами.
Цель: выяснить, каковы знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами, отработать умение определять роль союзов в предложении; развивать воображение, умение классифицировать пунктограммы по совокупности признаков; воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы; рисунки для живой картины; схемы.
Ход урока:
I. 1. Работа с учебником.
Изучив теорию, составьте схему (загадку), используя обозначения, а такжеизучив теорию, выполните задание (карточка №1): расставьте знакипрепинания.
Ночь прошла под большой и чистой луной и к утру лег морозец. Все было седое но утро светло да и лужи не замерзали. Солнце не только явилось но и разогрело. Ни деревья ни травы еще не проснулись да все же чувствуется запах весны. Пока лишь хороша королева-сосна сверкающая (с)низу (до)верху.
Работа в парах: перечислите соед., разделит., против. союзы.
Внимательно перечитайте тему урока. Какой вывод можно сделать о постановке запятой перед сочинительными союзами в СП?
2. Творческая работа.
1) Задание: запишите предложения, определите роль союзов.
Предложения диктуют учащиеся, выполнявшие данное задание.
2) Задание: переделайте предложения так, чтобы эти предложения связывали повторяющиеся союзы и, или.
Сравните эти предложения. Что их отличает?
ВЫВОД: если словасвязаны повторяющимися союзами, ставится запятая,
НО: СЛОВОи СЛОВО; СЛОВО или СЛОВО.
3. Работа со схемой.
Повторяющиеся союзы настоятельно требуют запятой, о чем заявлено вовсеуслышание. И тут же к ним присоединились противительные союзы.
Задание: докажите, что перед противительными союзами, связывающими СЛОВА, ставится запятая. Составьте предложение с противительным союзом.
4.Загадка-предложение.
Задание: на каждом столе – полоски бумаги, на которых написаны слова. Вам необходимо правильно разложить слова, тогда получится искомое.
Какие сочинительные союзы встретили? Как они называются? (Двойные).
Что можете сказать о знаках препинания при двойных союзах?
ВЫВОДЫ:
части двойных союзов находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения; запятая ставится перед второй частью таких союзов. Пошел не только снег, но и дождь.
Творческая работа.
Задание: написать сочинение-миниатюру (живая картина) «А воздух уж весною дышит», составив предложения с изучаемой орфограммой.
ИТОГ: (записи в тетради-помощнице)
1.
2. СЛОВО , противительный союз СЛОВО
3. СЛОВО , повторяющийся союз СЛОВО
НО!
СЛОВО и СЛОВО
СЛОВО или СЛОВО
4. не только______ , но и ________
как __________ , так и _______
5. Задание на дом.
Схема;- упр.830, упр. 832.
III. 1.Осложненное списывание (с последующей самопроверкой).
Задание: спишите текст, расставив недостающие знаки препинания.
Не раз и не два еще весна подступ…т и отступ…т в леса. И переменчивая и тревожная пора но повсюду утверди…т(?)ся тепло и весна примет(?)ся за (не)остановимую работу звеня как в подгорье так и по всем лесам буеракам щелям и щелкам.
Поз…им вечером то светлым то тусклым лунатиком пойдет с гор морозец и зажмет уши весне…
Работа с книгой.
Задание: выполните упр. 795(4,5), 793(1,4,6,11).
Проверка.
2. Выборочный диктант.
Чтение сочинений-миниатюр (уч-ся). Задание: выпишите предложения с сочинительными союзами, расставьте знаки препинания.
3. Пунктуационный диктант.
Задание: прослушайте предложения, возле нужной цифры поставьте знак.
1. Зима гневается и злится. 2. Наступит весна, и солнце засверкает чаще. 3. А на реке уже то ломало, то карежило лед. 4. Зима-хозяйка смеется либо дразнит своими проделками. 5. Ни мороз, ни снег теперь уже не страшны. 6. А весна не только не обижается, но и улыбается проказам зимы. 7. Воздух все-таки дышит весной, и скоро ожидаемая гостья скажет: «С весной, с праздником, с теплом, с солнцем вас, люди, птицы, собаки, кошки, бабочки, козявки, мушки-попрыгушки и всякие живые существа!»