Тема урока: Почва. Цели урока: 1) познакомить с процессом образования почвы; 2) показать значение почвы для растений и живых организмов; 3) развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность. 4) развивать умения проводить простейшие опыты и делать выводы; 5) воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве. Оборудование: посылка срез почвы); карточки с текстом «Минеральные соли»; контрольные листы «Состав почвы», «Виды почвы»; стеклянные стаканы и палочки; плакат «Телеграмма»; таблица «Виды почвы»; чашка фарфоровая, штатив лупы; Толковый словарь.
Ход урока
1. Организационный момент. - Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а научными сотрудниками. Поэтому будьте внимательны. Наблюдательны и аккуратны.
2. Планирование. Целеполагание. А) - В нашу лабораторию пришла посылка. Интересно, что это? (Показ среза земли, взятого с обрыва) - Ребята, поступила просьба изучить данный материал. Как вы считаете, что это? (Почва) - Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке? Действительно тема урока- «Почва». - Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю и вам составить план работы на уроке. Согласны? С чего начнем? - А знаете ли вы, что такое почва? - Прежде всего надо дать научное определение почве. ( На доске появляется таблица «Что такое почва?») - Что еще хотели бы вы узнать о почве? Какими свойствами она обладает? ( На доске вывешивается таблица «Свойства почвы») - Как вы считаете, везде ли почва одинаковая? (Нет). Значит, с чем мы познакомимся? Кто догадался? (Правильно. С видами почвы.) (Вывешивается табличка «Виды почвы.) - А знаете ли вы, зачем человеку почва и как он ее использует?
Выслушиваются ответы учеников и на доске появляется таблица:
Что такое почва?
Свойства почвы
Виды почвы
Почва человеку
- Зачем человеку нужны знания о почве?
3.Начало исследования. – Приступаем к работе, следуя составленному плану. Что же такое почва? Как вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? Правильно. Посылка. Внимательно рассмотрите верхний слой почвы. Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний темный рыхлый слой земли называется почвой. (Записывается в таблицу вывод, сделанный учащимися) - Ответили на первый пункт плана? А.Свойства почвы. - Переходим к выполнению следующего пункта плана. - С какими свойствами почвы вы познакомились? (Способность пропускать воду). Рассмотрите еще раз верхний слой почвы. Что увидели? (Траву, растения, деревья). Что вызревает осенью на деревьях? ( Плоды). Как вы думаете, какими важными свойствами обладает почва? (Плодородием). ( На доске вывешивается табличка со словом плодородие.) - Как вы понимаете смысл этого слова? - прочитаем значение этого слова в Толковом словаре. Что, по- вашему мнение, делает почву плодородной? Б.Проведение опытов. - Проверить ваши предположения нам помогут опыты. Сейчас вы будете выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой каждый из вас запишет в таблицу. Она лежит у вас на столах. 1-ый опыт. - Через лупу рассмотрите почву. Запишите наблюдения в таблицу. Какие частицы вы увидели? (песок, глину, остатки, листьев, корешки, части насекомых). Кто знает, как это называется одним словом - Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя, тем она плодороднее.)
2-ой опыт - Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней. Что заметили? (Пузырьки). Сделайте вывод. (В почве есть воздух.) - Запишите еще одно свойство почвы.
3-ий опыт. Опыт проводиться на демонстрационном столе. Происходит нагревание почвы. (На стекле появляются капли воды и белый налет. - Что же это такое? (Вода и минеральные соли.)
Физкультминутка.
В.Виды почвы. - А сейчас познакомимся с видами почвы. Рассмотрите образцы почвы , которые находятся у вас на парте. Что вы заметили? Правильно, почва, находящаяся в пакетиках, разного цвета. А как вы считаете, одинаково ли почвы называются? (Нет.) - Откройте учебник и прочитайте текст. О каких видах почвы вы узнали? На доске появляется таблица «Виды почвы»:
Черноземная
Глинистая
Песчаная
Подзолистая
- Подзолистые почвы находится в лесной полосе. Как вы думаете, почему они так называются? Верно, потому что цветом похожи на золу. - Ребята, вам пришла телеграмма.
Песчаная почва быстро пропускает воду и плохо ее удерживает. В чем причина такого явления? Как это влияет на растения? Что в такой ситуации должен делать человек?
- Обсудите это в парах. - Вывод: песок- отдельные частицы. Они не связаны между собой, поэтому вода быстро уходит, и растения погибают от недостатка влаги. В такой ситуации требуется обильный полив и применение удобрений.
Г. Практическая работа. - Еще раз рассмотрите образцы почвы. В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакетике. Результаты занесите в контрольный лист «Виды почвы». - Итак, каковы результаты? Какая почва находится в первом пакетике? (Черноземная.) - Почему? Докажите. - Во втором пакетике? (Подзолистая.) - Почему? Докажите. - В третьем пакетике? (Глинистая.) - Почему? Докажите. - В четвертом пакетике? (Песчаная.) - Почему? Докажите. - какой признак стал основным и помог вам определить вид почвы? 3. Итог урока. - А сейчас я предлагаю оценить правильность выполнения практической работы. - Если вы правильно оценили вид почвы, не допустили ошибок- поставьте 5, если допустили одну- две ошибки- поставьте 4. - Молодцы, постарались. Значит, из вас получатся хорошие исследователи. 4. Домашнее задание. - На рабочий день подошел к концу. На все пункты плана вы ответили? (Нет.) Поэтому дома вам предлагаю по выбору подготовить ответ на вопрос: «Как человек использует почву и ее охраняет?» или рассказать о свойствах глинистой почвы.