Урок: Познание мира Класс: 2 «А» Учитель: Зацепина С.Г. Тема: «Животные Красной книги Казахстана» Цель: познакомить детей с Красной книгой животных Казахстана, расширить и углубить знания учащихся о животных встречающихся на территории Казахстана и занесенных в Красную книгу. Задачи: — через прочтение статьи учащиеся получат новую информацию о животных; — учащиеся узнают о причинах исчезновения животных с территории Казахстана; — через создание в группе правил поведения в природе, будут воспитывать в себе бережное отношение к ней. Оборудование: картинки с изображением животных занесенных в Красную книгу Казахстана, диск с записью голосов птиц, видеозапись из жизни животных, статьи для работы в группе, книги «По страницам Красной книги Казахстана», «Редкие и исчезающие животные». Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Психологический настрой Образуйте в группе солнышко. Улыбнитесь друг Другу и пожелайте удачи на уроке себе и своим товарищам. I. Побуждение. На доске на разных цветах расположены картинки с изображением животных занесенных в Красную книгу Казахстана. Ребята, посмотрите внимательно на доску и послушайте запись. (Учитель включает диск с записью голосов птиц). Что вы испытали, когда увидели и услышали все это? Закройте на миг глаза и представьте, что все это бесследно исчезло с лица Земли. Нет ни птиц с их голосами, ни животных с их красотой. Что вы испытали теперь, когда это представили? Какой станет наша планета без животных и птиц? А что нужно делать, чтобы этого не случилось? (Ответы детей) II. Реализация. Многие ученые занимаются проблемой защиты животных. Для их охраны государство создаёт заповедники, заказники, национальные парки. Заповедник — это особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность с целью сохранения природных богатств, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека. Посещение заповедника возможно только по особому разрешению. Заказники — открыты для всех. Но здесь нельзя оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры, ездить на машинах и мотоциклах, гулять с собакой, кричать. На территории Казахстана существуют 4 государственных природных парка, 66 заказников и 9 заповедников. 80 лет назад был создан первый заповедник Аксу-Джабаглы. Последний девятый - Алакольский заповедник создан в 1998 году (10 лет назад). А помимо ученых этими проблемами охраны и пропаганды сохранения природы занимаются репортеры и корреспонденты. Они создают интересные передачи, рассказывающие нам о жизни и судьбе различных животных. К нам поступило предложение принять участие в создании передачи «В мире животных». Вы должны дружно поработать в группах, изучить жизнь животных, изображенных у вас на картинках занести свои исследования в специальную таблицу и подготовить репортаж сообщение об этих животных. (Работа в группах. Ребята изучают жизнь животного изображенного на картинке. Готовят сообщение о нем, и после рассказа картинка прикрепляется на доску). Ребята, обратите внимание, что изображение животных расположены на разных цветных полосах. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Это страницы Красной книги. А кто знает, что такое «Красная книга»? почему для нее выбран именно красный цвет? Учитель рассказывает о Красной книге и ее содержании. (Рассказ сопровождается показом). Все эти животные, птицы, рыбы и еще много других занесены в Красную книгу. За 400 с небольшим лет, т.е с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных в том числе и на территории Казахстана бесследно исчезли лошадь Пржевальского, красный волк, туранский тигр, казахстанский кулан и многие другие. Эти животные занесены в черный список, так как вернуть их уже не возможно. В 1948 году, т.е 60 лет назад в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы (МСОП). Этот союз изучал на протяжении многих лет животных находящихся в опасности, и 1966 году этим союзом была создана и выпущена Красная книга. В последствии многие страны стали составлять собственную Красную книгу. Первая Красная книга Казахстана была создана в 1978 году (30 лет назад). Как и во всех таких книгах, в нашей книге животные разделены на 5 категорий и каждая категория книги имеет своё цветовое изображение. (На черных страницах списки животных, тех кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На желтых те животные, численность, которых быстро уменьшается. На белых страницах записаны животные, численность которых всегда была невелика. На серых страницах перечислены те животные, которые до сих пор мало изучены. На зеленых страницах - самых обнадеживающих - те животные, численность которых удалось сохранить и преумножить.) — категория - исчезающие (животные, находящиеся под угрозой исчезновения, т.к. многие из них не появлялись на территории Казахстана уже более 40-60 лет). — категория ~ сокращающиеся (численность этих животных быстро сокращается). — категория - редкие (исчезновение им еще не грозит, но общая численность относительно невелика). — категория - неопределенные (состояние животных этой группы вызывает тревогу, но недостаток сведений не позволяет отнести их к одной из групп). — категория - восстановленные (виды, которые благодаря принятым мерам восстановлены). Так как мы участвуем с вами в создании передачи к нам поступил еще и видеосюжет от настоящих репортеров и ученых исследователей. (Просматривание видеосюжета). III. Рефлексия. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы животные не попадали на страницы Красной книги? Часто жизнь животных зависит от вас, от всех нас, от нашего поведения в природе. Составьте, пожалуйста, в группе по 2-3 правила поведения в природе (Дети составляют правила и защищают их). Я думаю, что создатели передачи останутся довольны нашей с вами работой. Что же нового вы узнали создавая нашу передачу о животных? Что такое Красная книга? Каких животных заносят в нее? Что создает государство для охраны этих видов животных? Сколько заповедников на территории Казахстана? Д/з: написать эссе рассуждение «Можно ли представить мир без животных?»