Вторник, 18 Июн 2024, 20:39
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51637


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Дефектологу

Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения
Предисловие

Данное пособие адресовано учителям и родителям, которые встречаются с детьми, имеющими затруднения в переходе на беглое чтение, Такие школьники постоянно отстают от контрольных норм скорости чтения. Заканчивая 3 класс, они не достигают 90 знаков в минуту, требуемых по программе при чтении текста вслух. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении других учебных дисциплин. Во многих школах таких учащихся объединяют в классы компенсации или направляют в различные типы коррекционных школ.

В обучении детей, у которых медленно развивается скорость чтения, необходимо использовать дополнительные приемы работы, организовывать помощь им, привлекая для этой цели родителей. Причем для работы со школьниками родители могут выбрать какие-то отдельные приемы из числа предлагаемых, обеспечивавших, по их наблюдениям, наиболее благоприятные условия для продвижения детей к более продуктивным способам чтения.

Излагаемые в данном пособии приемы работы апробировались применительно к детям с интеллектуальной недостаточностью и задержкой развития. Авторы надеются, что предлагаемые методические рекомендации будут полезны и в случаях, когда у школьников имеются частные затруднения, касающиеся только формирования беглого чтения.

Беглость чтения вслух - это такой темп произнесения слов, который характерен для разговорной речи.

Средняя скорость разговорной речи человека колеблется от 180 до 100 слов в минуту в зависимости от типа нервной системы (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик). Считается, что чтение текста в темпе 130 слов в минуту является оптимальным для восприятия информации слушающими его людьми.

Беглость - как качество полноценного навыка чтения имеет большое значение для приобретения знаний по любому учебному предмету. Хорошо читающий ученик в состоянии достаточно быстро прочитывать материал и получать необходимую информацию не только от учителя, но и из обязательной и дополнительной литературы. Если учесть, что овладение автоматизированным навыком чтения вслух способствует развитию и последующему совершенствованию молчаливого чтения (более экономного способа работы с книгой), то, естественно, у школьников появляется желание читать и возможность совершенствования. Лозунг "учить учиться" только в этом случае становится реальным.

Неполноценный навык беглого чтения фактически подрывает основу формирования ребенка как читателя и как саморазвивающуюся личность.

Переход на беглое чтение предполагает, что глаз ученика охватывает уже не одно слово, а целое словосочетание, в результате чего убыстряется процесс понимания текста. Дальнейшее совершенствование этого навыка позволяет ребенку перейти на чтение сначала предложением, а потом и абзацем. При этом понимание читаемого вслух начинает опережать произнесение слов, а восприятие текста про себя увеличивается в 2-5 раза.

Становление качества беглого чтения у детей с отклонениями в развитии - процесс достаточно длительный. Это обуславливается многими факторами, в частности, недостатками понимания читаемого, слабым развитием смысловой догадки, несовершенством речи детей, ограниченностью объема их зрительного восприятия, недостаточно сформированной оперативной памятью. В этих условиях постоянное напоминание учителя, что надо читать как можно больше для овладения быстрым чтением, оказывается нерезультативным. Ученики в силу реально существующих дефектов не могут самостоятельно пре одолеть возникающие трудности.

Подготовка к овладению навыком беглого чтения начинается с момента перехода учащихся на чтение целым словом, так как к этому времени у детей увеличивается "поле зрения" в результате работы над глобальным восприятием слов. Специальные занятия, направленные на ознакомление детей с окружающими предметами и явлениями, на развитие их речи создают достаточный запас представлений, помогающий школьникам быстрее осмысливать доступный им текст.

Для формирования данного качества, так же как и любого другого, важна многократность упражнений в самом чтении. Поскольку учащиеся с отклонениями в развитии, как правило, мало читают вне класса, важно и на последующих годах обучения организовывать работу таким образом, чтобы текст, предлагаемый для урока, читался всеми учащимися, чтобы к его прочтению обращались неоднократно, чтобы у школьников не пропадал интерес к произведению на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Такими заданиями могут быть:

чтение по абзацам (учитель поочередно вызывает учащихся);
чтение с "эстафетой" (ученики сами называют того, кто будет продолжать, как бы передавая ему эстафетную палочку);
выборочное чтение (на основе вопросов учителя или иллюстраций к тексту);
предварительное чтение текста с последующей записью читающего на магнитофон;
подготовка к выразительному чтению, деление текста на части, озаглавливание частей.

На этом этапе увеличивается также доля упражнений в чтении про себя. Надо отметить, что этот вид чтения является достаточно сложным для детей с нарушенным интеллектом, так как понимание содержания прочитанного ориентировано только на зрительное восприятие текста. В связи с возникающими трудностями рекомендуется на начальных этапах работы вводить так называемое "жужжащее" чтение, то есть чтение шепотом. В этом случае процесс осмысления текста так же, как при чтении вслух, опирается на работу зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов (два последних участвуют в ослабленном виде). Следует обратить внимание и на то, что в младших классах коррекционных школ чтение про себя - это всегда повторное чтение, осуществляемое после анализа произведения.

Для молчаливого чтения выбирается тот или иной отрывок текста. Задания к нему могут быть следующие:

читай и ответь на вопрос, записанный на доске (вопрос не должен повторять заданий, которые ставились при анализе произведения);
подготовься к выборочному чтению;
отметь незнакомые тебе слова, спроси об их значении своих товарищей;
читай про себя в течение одной минуты, посчитай, сколько слов за это время, ты успел прочитать, сравни, какое количество слов, ты прочитал вчера за этот же промежуток времени;
подготовься к записи на магнитофон.

Однако только многократного чтения текстов вслух и пре себя явно недостаточно для отработки у школьников навыка беглого чтения. Художественные тексты, помещенные в учебных книгах, хотя и доступны по содержанию, но не адаптированы с точки зрения языковых средств, поэтому учить беглому чтению на таких текстах очень сложно. В связи с этим в 4 классе вспомогательной школы и во 2 классе других видов коррекционных школ можно ввести упражнения, которые мы назвали "речевой разминкой". Выбор данного термина обосновывается тем, что, во-первых, чтение является видом речевой деятельности, поэтому упражнения в чтении можно считать речевыми; во-вторых, тренировка проводится в начале урока, перед чтением основного произведения, в результате чего работа с дополнительным материалом оказывается как бы "разминкой".

Как уже было сказано выше, речевая разминка проводится в начале урока на специальных текстах, которые напечатаны на карточках.

Подбор текстов осуществляется с учетом нескольких требований:

доступности содержания;
простоты структуры слов и предложений, входящих в текст;
относительной занимательности сюжета;
различий в объеме текстов и сложности фабулы для обеспечения дифференцированного подхода к школьникам.

Примерная методика работы в период "разминки" может быть такой:

Тексты на карточках (разные по содержанию) раздаются школьникам. Объем текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребенка в технике чтения.
Учащимся дается задание читать про себя текст, напечатанный на карточках, в течение одной минуты, готовясь к быстрому и плавному чтению вслух. Учитель стремится придерживаться отведенного времени, но не забывает при этом, что данное упражнение своего рода игра, которая должна вызывать удовольствие. В связи с этим учитель может несколько "растянуть" минуту, если дети не укладываются в реально отведенное время.
После окончания молчаливого чтения (шепотное чтение не исключается) вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста с учетом все того же времени, равного одной минуте. (Введение временного промежутка чтения во вспомогательной школе используется только как тренировочное упражнение. При контрольной проверке техники чтения учитывается способ чтения, соответствующий программным требованиям, правильность, выразительность и понимание текста).
По прочитанному материалу учитель задает классу вопрос, чтобы убедиться, как школьники поняли текст, а также для того, чтобы обеспечить внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. По мере овладения навыком работы на "речевой разминке" обязанности задавать вопросы переходят к самим читающим. В результате ученики в процессе подготовки выполняют два задания: читают текст про себя и формулируют вопрос, который потом зададут классу.
Класс оценивает технику чтения своего товарища с учетом соблюдения времени, правильности и выразительности чтения, сложности подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться с помощью "светофора". Например: зеленый цвет - 5, желтый - 4, красный - 3 (или наоборот). Оценка комментируется учениками. Учитель ставит в журнал ту отметку, которая показана большинством детей. Оценку в три балла лучше не выставлять, предложив ребенку в следующий раз получить более высокую отметку. Слабые по технике чтения школьники участвуют в "речевой разминке" наряду с другими детьми, но с текстами, как уже говорилось ранее, значительно меньшими по объему и предельно упрощенными по содержанию.

В качестве образца приведем несколько текстов, используемых в "речевой разминке". Набор текстов для речевой разминки приведен в конце пособия.)

Запасы белки

В лесу росла большая сосна. В дупле сосны было гнездо. В нем жила белка. Каждый год она запасала еду на зиму. Белка собирала ягоды и грибы. Все свои запасы она таскала в гнездо. Всю зиму белка была сыта. (40 слов)

Утята

Однажды охотник бродил по лесу. Он увидел дикую утку с утятами. Утка вела своих детей к реке. Вдруг прилетел большой ястреб. Он схватил когтями утку и улетел. Маленькие утята остались одни. Охотник принес их домой. Днем утята плавали на пруду. Вечером шли домой. Утята быстро росли. Наступила осень. Вместе с дикими утками они улетели в теплые края. (58 слов)

Мороз-хвастун

Глубокой осенью явился на землю Мороз. Стал хвастать, что всех заморозит. Побелели от инея деревья. Затихли леса и сады. Замерла жизнь в прудах и озерах. Любуется Мороз своей силой. Прогнал он птиц на юг. Медведя упрятал в берлогу. Один ручеек не поддался Морозу. Вытекал он из родника и бежал по камушкам. Обозлился Мороз. Напустил ветер, поднял снег. А ручеек все пел свою песенку. (65 слов)

Вместо чтения текстов на этапе "речевой разминки" возможно использовать игровые приемы, направленные на расширение поля зрения, на усиление внимания в буквенному составу слова, на развитие оперативной памяти, на обеспечение достаточно быстрого и плавного чтения.

Речевой материал для игр подбирается с таким расчетом, чтобы он содержал сходные по буквенному составу слова, короткие предложения, Например: друг-вдруг; мороз-морозит; сорвался-порвался.

Дима любит читать. Он прочитал уже все рассказы Н.Носова.

Слова или предложения записываются парами на отдельных карточках печатным шрифтом. Назовем несколько игр.

Шепни па ушко

Ученикам демонстрируется карточка в течение 2-5 секунд (в зависимости от техники чтения класса время может быть увеличено, особенно на начальной стадии ознакомления с игрой). Дети должны успеть прочитать в отведенное время и запомнить слова. Поскольку игра- это не только работа, но и развлечение, поэтому важно не обидеть ребенка, если он не успел прочитать или сохранить в памяти прочитанное. Такому школьнику лучше разрешить еще раз посмотреть карточку, не показывая ее классу. Затем учитель идет по рядам и просит некоторых детей прошептать прочитанные слова ему на ушко. Правильный ответ поощряется игровой фишкой. Запись открывается, слова произносятся хором, если нужно, объясняется их значение. Игра продолжается. Победитель выявляется по количеству набранных фишек.

Будь внимательным

Для этой игры подбирается более сложный речевой материал. Например:

замерло - замерзло

рассказать - расставить

поздравить - поздороваться

Условия игры примерно те же: учитель демонстрирует карточку с записанной парой слов. Дает 2-5 секунд и карточку убирает. Успевшие прочитать произносят эти слова. Опрос ведется от более слабых учащихся к более сильным. Игровые фишки выдаются в конце разбора каждой пары слов, так как не все дети могут правильно выполнить задание. В качестве поощрения за собранные игровые фишки выставляется оценка в журнал.

Бегущая лента

Короткие предложения печатаются на бумажной ленте с пробелами между ними. Лента протягивается через "экран телевизора" (он может быть склеен из листов картона с отверстием для пропускания ленты). Предложение задерживается на "экране" 1-2 секунды (время условное). В течение этого времени дети, схватывая взглядом слова, прочитывают его. После чего на"экране телевизора" появляется пробел. Предложение произносится хором или индивидуально. Игра ведется по рядам. Выигравшим считается ряд, не допустивший ошибку. Цепочка может состоять из следующих предложений:

Труд кормит и одевает.

Трудное дело надо довести до конца.

Уметь трудиться - всегда пригодится.

Трудовое утро начинай е зарядки.

Фотоаппарат

Суть игры остается той же. Учащиеся за отведенное время должны прочитать предложения, напечатанные на карточке, и запомнить их, (предложения могут предъявляться поочередно, в зависимости от состава класса и объема оперативной памяти). Карточка убирается, школьники проговаривают то, что прочитали. Ответившим правильно выдаются игровые фишки. Карточка демонстрируется снова, предложение прочитывается всеми детьми. Например: Ученик постарался хорошо выучить урок. Папа посмотрел дневник сына и обрадовался.

Принимая во внимание, что у детей с отклонениями в развитии проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо специально организовать работу по сочетанию разных приемов чтения. Для этого учитель заранее выделяет в. тексте художественного произведения, с которым учащиеся должны работать в классе, те его части, которые доступны для беглого (курсорного) чтения. Весь остальной текст прочитывается дискурсивно (аналитически) с разбором трудных слов, словосочетаний и предложений. По мере развития техники чтения количество абзацев текста, читаемых курсорно, увеличивается. Покажем это на примере.

В книге для чтения 4 класса вспомогательной школы (авторы З.Н.Смирнова и Г.М.Гусева) есть сказка М.Пляцковского "Какая бывает зима". В этой сказке первая часть, когда спрашивают о зиме слона, красногрудого снегиря, достаточно трудна для беглого чтения. В ней встречаются многосложные слова (красногрудый, насыплют), длинные по объему конструкции (Хорошо, когда повесят кормушку и насыплют хлебных крошек и зерен). Другие абзацы этой сказки могут быть использованы для тренировки в быстром чтении, так как в них повторяются одни и те же простые по структуре слова, короткие предложения. После анализа сказки и выяснения, почему такие странные ответы о характере зимы дали слон и медведь, учащимся можно предложить еще раз про себя прочитать один из абзацев сказки, а затем попробовать записаться на магнитофон, читая правильно, бегло, выразительно. После окончания записки пленка прослушивается. Сначала сами читающие оценивают собственное чтение, а затем учащиеся всего класса.

В формировании беглого чтения не менее важную роль играет смысловая догадка. Ее появление увеличивает темп чтения, поскольку ученикам становится достаточно воспринять зрительно только часть предложения, а о другой части (в объеме слова, словосочетания) они догадываются, исходя из уже воспринятого контекста. Например: Светит яркое... . На поля и на луга падают его теплые .... .

Смысловое прогнозирование развивается у детей с нормальным интеллектом поэтапно в ходе становления навыка сознательного чтения и его техники. У детей с трудностями в обучении смысловая догадка не возникает сама собой, а если и появляется, то, как правило, оказывается несовершенной, нередко приводящей искажению смысла прочитанного. Так, в предложении "Она стала кидать в кувшин камушки" четвероклассник вместо слова "кидать" читает "никак". Не поняв содержание читаемого, ученик в лучшем случае возвращается к началу предложения и перечитывает его вновь (что замедляет темп чтения), в худшем варианте (такое тоже встречается достаточно часто) - оставляет ошибку без внимания.

Работа по развитию вербального прогнозирования начинается с 1 класса, когда дети восстанавливают недостающую букву в слове, добавляют слог до целого слова, учатся догадываться о слове, ориентируясь на рассыпанные буквы.

В последующих классах предусматривается серия упражнений по восстановлению целостности предложений, текста. Это такие задания, как заканчивание предложений, вставка пропущенного слова, словосочетания, составление второй части сложного предложения, исходя из смысла, восстановление деформированного предложения, текста.

Специальная работа по развитию смыслового прогнозирования ведется и на уроках чтения. Здесь важно прежде всего показать учащимся механизм действия смысловой догадки. С этой целью после анализа текста, относительно простого по содержанию, некоторые предложения выносятся на доску с пропуском либо слов в целом, либо его частей. Усечение слова может доходить до одной первой буквы, являющейся опорной для прогнозирования слова.

Например, в 4 классе вспомогательной школы после прочтения и анализа сказки "Гуси-лебеди" на доске открывается текст, представляющий начало этой сказки в таком виде:

Жили-были муж и жена. Была у них ... Машенька да ... Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в г... и говорят Маше:

- Ну, дочка, будь умницей: никуда не ...., береги братца, а мы вам … привезем.

Учащиеся прочитывают текст про себя, а затем вслух плавно, чтобы нельзя было узнать, какие слова восстанавливались по ходу чтения. Упражнения подобного рода воспитывают у детей умение точно догадываться о пропущенном слове, ориентируясь на контекст, позволяют еще раз вернуться к чтению произведения.

Для развития операции прогнозирования полезны и такие задания:

прочитай заголовок, скажи, о чем (о ком) пойдет речь в этом рассказе;
прочитай заглавие и рассмотри иллюстрации. Какой рассказ можно составить на их основе?
разбираем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Покажем на примере реализацию одного из вышеназванных заданий.

В том же учебнике 4 класса есть рассказ В.Тарасова "Четвероногий друг". Перед проведением подготовительной беседы учитель сообщает детям название произведения и его автора, затем следует вопрос:

- Как вы думаете, о каком четвероногом друге пойдет речь в рассказе?

Не отвергая ни одного из названных животных, учитель уточняет вопрос: Кого же из них чаще всего называют другом? Почему? Фактически организованное таким образом прогнозирование становится содержанием подготовительной работы, которая нацелена на поиски доказательств, что собака является другом человека. Заключая эту часть урока, учитель объявляет детям о том, что сегодня они узнают еще об одном случае верности и преданности собаки своим хозяевам.

В 5 классе подготовка учащихся к работе над сказкой Д.Мамина-Сибиряка "Серая Шейка" может быть организована следующим образом: Учащимся предлагается прочитать название сказки и ее автора. Вспомнить, какие еще произведения этого автора они уже читали. Кому, как правило, посвящены эти произведения. Далее пятиклассники рассматривают 2-3 иллюстрации к первой части и на основе заглавия и серии картинок сочиняют начало своей сказки. Учитель предлагает опорные слова (с записью на доске), которые можно использовать в устном сочинении. После чтения и анализа этой части авторского произведения выясняется сходство основного содержания сказки, составленного учениками и Д.Маминым-Сибиряком; отмечается различие предложенных сочинений, обращается внимание на словарь, которым пользовался автор, на эмоциональность характеристик действующих лиц.

Задания подобного рода способствуют развитию у детей умения предугадывать, что может быть описано автором, помогают глубже вникнуть в текст произведения, легче подбирать и прочитывать слова, используемые писателем.

Не менее значима для формирования навыка беглого чтения достаточно развитая оперативная память. Она позволяет читающему помнить ранее прочитанные слова и весь контекст в целом. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают определенные трудности в запоминании речевого материала. Так, ученики 1-2 классов вспомогательной школы, прочитав второе слово предложения, могут забыть первое, записав одно слово из продиктованной фразы, не могут вспомнить ее остальную часть. Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге - для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической грамотности полезно использовать зрительные диктанты. Как вид работы они выполняются на уроке грамматики и правописания в процессе орфографической пятиминутки. Этот прием, предложенный для формирования беглости чтения в массовой школе (Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991) и не нашедший пока там достаточного распространения, был апробирован несколькими учителями русского языка, работающими в коррекционных школах разных регионов России. Положительные результаты, выразившиеся в улучшении техники чтения и грамотного письма, дали возможность включить этот прием в методику работы и сформулировать некоторые рекомендации к его использованию:

зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом уроке письма в течение двух-трех месяцев (можно повторить этот прием дважды);
длительность проведения этого вида работы на уроке не превышает пяти минут;
речевым материалом диктантов является одно предложение. При этом каждое последующее предложение отличается от предыдущего одной буквой. Если в первом предложении "Трещат морозы" - 12 букв, то следующее включает слова, состоящие из 13 знаков "В лесу росла ель";
на начальном этапе работы в зависимости от года обучения и возможностей детей объем предложения может составлять 8-14 букв ("Тает снег" или "Падают снежинки"), постепенно увеличиваясь, но не более чем до 45 букв ("Каждый год ребята высаживают цветы на школьном дворе");
начальное буквенное наполнение предложения учитель определяет в зависимости от состава класса;
предложение, написанное на карточке, прочитывается учащимися с установкой на его запоминание. Количество времени открытой экспозиции в начале работы 16-12 секунд, а в конце - 10-8 секунд (для детей с задержкой развития);
на начальной стадии работы после того, как карточка убрана, возможно предлагать школьникам повторять слова предложения по слогам. (При нарушении письма у большинства учащихся класса возможно осуществлять проговаривание при открытом тексте до тех пор, пока дети не овладеют механизмом запоминания и содержания предложения и его орфографического оформления.) Отработав механизм восприятия речевого материала и его проговаривания, необходимо предоставить детям самостоятельно воспринимать текст;
в случае если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия;
если отдельные учащиеся не запомнили речевой материал, карточка предлагается только им для нового прочтения;
после окончания работы предложение демонстрируется вновь, и школьники сверяют свои записи;
если многие учащиеся не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение записывается вторично на следующем уроке;
речевой материал для зрительных диктантов подбирается с учетом изучаемых и уже пройденных орфографических правил. Однако не следует бояться наличия слов с еще незнакомыми орфограммами. Зрительное восприятие и моторное воспроизведение слова может опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчить его усвоение;
наиболее оптимальными сроками для проведения серий таких диктантов оказываются 4-5 классы вспомогательной школы, 2-3 классы других школ коррекционного вида, где осуществляется подготовительная работа к беглому чтению и где многие орфограммы к этому времени уже пройдены. Здесь так же, как при чтении на время, необходимо воздержаться от упреков детям, которые не могут уложиться в отведенный срок, поощрять их малейшее продвижение, предлагать более короткие предложения, записанные на индивидуальных карточках.

Целенаправленная работа по коррекции и развитию всех психических процессов, участвующих в формировании навыка беглого чтения, приносит положительные результаты.

Далее приводится речевой материал для зрительных диктантов и тексты для проведения "речевой разминки".
Речевой материал зрительных диктантов для 4 класса вспомогательной школы, для 2 класса (2-ой вариант) школы для детей с задержкой развития

Первый столбик цифр обозначает количество букв в предложениях, второй - время их экспозиции (в секундах).

Тает снег. (8 букв - 10 сек.)
Идет дождь. (9 - 10)
Небо хмурое. (10 - 10)
Коля заболел. (11 - 10)
Запели птицы. (11 -10)
Трещат морозы. (12 - 11)
Гудят провода. (12 - 11)
Я ищу землянику. (13 - 12)
В лесу росла ель. (13 - 12)
Наступила осень. (14 - 12)
Дни стали короче. (14 - 12)
В лесу много берез. (15 - 13)
Прилетел скворец. (15 - 13)
Наша Родина - Россия. (16 - 15)
Весело бегут ручьи. (16 - 14)
Вдруг набежала туча.(17 - 15)
Дятел долбил дерево. (17 - 15)
Я хочу посадить цветы. (18 - 16)
Иней запушил деревья. (18 - 16)
Без воды цветы завянут. (19 - 16)
Пролетело жаркое лето. (19 - 16)
На ветвях заснули птицы. (20 - 15)
Около дома посадили ель. (20 - 15)
Федя решал задачу у доски. (21 - 15)
У Лены в косах синие ленты.(21 -15)
В лесу громко стучал дятел. (22 - 14)
Дождь смыл грязь с крыльца. (22 - 14)
Мальчик подарил маме цветы. (23 - 13)
Зимой река покрылась льдом. (53 - 13)
Дежурные стерли пыль с доски. (24 - 13)
В огород забрались цыплята. (24 - 13)
Небо покрылось серыми тучами. (25 - 12)
С ветки на ветку прыгала белка. (25 - 12)
Моя сестра работает на фабрике. (26 - 12)
Дождевые капли падали на землю. (26 - 12)
Мы поставили в вазу букет цветов. (27 - 12)
Поля покрылись пушистым снегом. (27 - 12)
У крыльца кружит стайка воробьев. (28 - 11)
Спрятались в норы лесные зверьки.(28 - 11)
Марина налила Мурке миску молока.(29 - 11)
Сильный мороз сковал воду на речке.(29 - 11)
Выросли волнушки прямо на тропинке.(30 - 11)
Деревья украсились хлопьями снега. (30 - 11)
На ветвях высокой ели затаилась рысь. (31 - 10)
Тетя Вера работает на часовом заводе. (31 - 10)
Мы укрылись от дождя под мохнатой елью. (32 - 10)
Осень позолотила ветви дубов и кленов. (32 - 10)
Школьники готовятся к празднику книги. (33 - 10)
Земляника любит расти на опушке леса. (33 - 10)
Обувь всегда необходимо очищать от пыли. (34 - 9)
У нас жили в чулане два маленьких лисенка. (34 - 9)
Дятел долбил дерево своим крепким клювом. (35 - 9)
Мохнатые снежинки закрутились в воздухе. (35 - 9)
В пушистый снег зарылись маленькие елочки. (36 - 9)
Ветер бросал листья на дорожку сада. (36 - 9)
Брат с сестрой каждый день убирают квартиру. (37 - 9)
По дорогам и оврагам побежали звонкие ручьи. (37 – 8)
На берегу моря раскинулся молодежный лагерь. (38 - 8)
По полям и долинам дождик хлынул проливной.(38 - 8)
Последний раз журавли покружились над речкой. (39 - 8)
Березовая роща звенит весной от птичьих песен. (39 - 8)
Молния бьет в одинокие или большие деревья. (40 - 8)
На уроках труда мальчики чинят школьную мебель. (40 - 8)

Речевой материал зрительных диктантов для 5 класса вспомогательной школы, для 2-3 класса коррекции

Падают с берез желтые листья. (24 буквы – 10 сек.)
Книга - наш умный и верный друг. (24 - 10)
В саду еще лежал глубокий снег. (25 - 10)
Солнце золотит вершины берез. (25 - 10)
Олень - очень красивое животное. (26 - 11)
Тайга - это старые, дремучие леса. (26 - 11)
Рис - полезное хлебное растение. (26 - 11)
Красив русский лес в осенние дни. (27 - 11)
Белым ковром покрыты поля и луга. (27 - 11)
Алеша гостит в деревне у бабушки. (27 - 11)
Отец объявил сыновьям об отъезде. (28 - 12)
Долго держится ненастная погода. (28 - 12)
Сильный ветер бросал хлопья снега. (29 - 12)
Хорошо весной в роще, в поле и у речки. (29 - 12)
До города путники добрались ночью. (29 - 12)
В феврале часто шумят метели и вьюги. (30 - 13)
Всегда доводи начатое дело до конца. (30 - 13)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (30 - 13)
На лесной поляне устроена кормушка. (30 - 13)
В школу приехал известный спортсмен. (31 - 12)
Заяц зимой становится белым, как снег. (31 -1 2)
Занесло снегом тропки и дорожки в лесу. (32 - 13)
Листья земляники съежились от холода. (32 - 12)
Автобус привез ребят на морской берег. (32 - 12)
Жар-птицей выплывает на востоке солнце.(33 - 12)
Путники остановились на ночлег у речки. (33 - 12)
На опушке леса стояла старая хмурая ель. (33 - 12)
Недаром дятла называет лесным доктором. (34 - 11)
Резкий осенний ветер качает голые ветки. (34 - 11)
Наш класс готовит новогодний спектакль. (34 - 11)
Уже заметно радостное приближение весны. (35 - 11)
В воскресенье был объявлен кросс на лыжах. (35 - 11)
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. (35 - 11)
Весеннее солнце пробудило от сна муравьев. (36 - 11)
Я заснул под жужжанье пчел и шелест листьев. (36 - 11)
Не загрязняйте улицы объедками или бумагой. (37 - 10)
Серая дождевая дымка затянула всю окрестность. (37 - 10)
По широкой аллее сада мы подошли к опушке рощи. (38 - 10)
На ландыше и на тюльпане еще блестит в тени роса. (38 - 10)
Ловко и легко скользят ребята по гладкому льду. (38 - 10)
Земля подарила людям чудесные весенние цветы. (39 - 10)
Вокруг нашего города живописные окрестности. (39 - 10)
На лесном озере остались зимовать белые лебеди. (40 - 9)
Я во двор сегодня вышел, белый снег лежит на крыше. (40 - 9)
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки. (41 - 9)
Утром и вечером все лесные жители поют свои песни. (41 - 9)
Душистыми гроздьями зацвела на опушке черемуха. (41 - 9)
Умей отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых. (42 - 9)
Осенью вода в лесных ручьях прозрачная, как стекло. (42 - 9)
С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. (42 - 9)
Под корой больных деревьев ищет дятел вредителей. (42 - 9)
В густом ельнике птицы укрываются от ветра и мороза. (43 - 8)
Бурное течение воды приносит вред полям и огородам. (43 - 8)
На сучьях и в дуплах деревьев птицы вьют свои гнезда. (43 - 8)
От горячих солнечный лучей у крыльца стал таять снег. (44 - 8)
Поздней осенью посадили ребята березки возле школы. (44 - 8)
Мальчишек радостный народ коньками звонко режет лед. (45 - 8)
Осенью и зимой можно увидеть синиц в городе у кормушки. (45 - 8)
Каждый год ребята высаживают цветы на школьном дворе. (45 - 8)
Красная душистая земляника созрела на лесной опушке. (45 - 8)

Материал для речевой разминки

B сугробе

В сугробе тепло. Снег как одеяло. Под ним ночуют разные птицы. В сугроб они ныряют прямо с дерева. Зароются птицы глубоко в снег. Там сядут удобно и спят. (30 слов)

Щенок

Плачет маленькая Оля. У нее пропал щенок Булька. Щенок был белый, Только ушки черные. Оля кормила его молоком. Через день мама нашла щенка. Он спал под крылом. Оля была рада. (31 слово)

Помоги птицам

Прошли дождливые осенние дни. Пушистым ковром лег снег на лесные дорожки. Стоит пруд под ледяной коркой. Голодно птицам зимой. Нет ни мошек, ни червяков. Помоги птицам! Они - наши друзья. (31 слово)

Метро

Метро - это подземный город. Быстро мчат в метро поезда. Они перевозят много людей. Летом в метро прохладно, зимой там тепло. Самое большое метро в Москве. Есть метро и в других городах.(32 слова)

Собака на сене

Собака лежала на сене. Подошла корова, ухватила клок сена. Собака зарычала и бросилась на нее. Отошла корова и сказала: -Хоть бы сама ела! А то и сама не ест, и мне не дает! (33 слова)

Забота

У барсучихи родились барсучата. Они еще не умеют ходить. Барсучиха каждое утро тащит их из норы. Барсучата принимают солнечные ванны. Потом мать их учит ловить лягушек, насекомых. Выкапывать из земли сладкие корешки. (33 слова)

Чиж

Юра поймал чижа. Он посадил его в клетку. Но чиж в клетке не пел. Юра открыл клетку и выпустил птицу. Чиж улетел в лес. Он сел на ветку и запел свою песню. (33 слова)

Молодой пес

Распахнулась дверь подъезда. На улицу выбежал пес. Падал снег. Первый снег в жизни пса. Одна снежинка попала собаке на нос и тут же растаяла. Пес мотнул головой и фыркнул. Не понравилось. Холодно! (34 слова)

Елка

Был зимний праздник. Пушистая елка стояла в классе. На ней было много игрушек. Наверху горела звезда. На елку пришел Дед Мороз. Он рассказал сказку про зайчика. Дети плясали и пели песни. Веселой была елка. (35 слов)

Ручей и ромашка

Выросла на лугу ромашка. На высоком стебле зацвел цветок. Он был похож на маленькое солнышко.

Пришло жаркое лето. Высохла земля. Склонила желтую головку ромашка.

Недалеко журчал ручеек. Жалко ему стало бедняжку. Побежал он к ней, запел, заиграл. Напоил ручеек землю. Подняла головку ромашка, улыбнулась. "Спасибо!" - сказала она ручейку. (51 слово)

Няня

В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу. С ребенком оставался слон. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за малышом. Иногда ребенок далеко уползал от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда малыш плакал, слон хоботом играл с ним. Ребенок очень любил огромную няню. (51 слово)

Храбрый Вася

Дети шли в школу. Вдруг из ворот выбежала собака. Она с лаем кинулась на детей. Мальчики испугались и бросились бежать. Один Вася остался на месте. Он погрозил собаке пальцем. Собака остановилась. Она опустила хвост и подошла к Васе. Мальчик погладил собаку и пошел к школе. Собака пошла за ним. (51 слово)

Бедная ласточка

Из ближних рощ подуло холодом. Съежились и опали листья. Из туч полил мелкий осенний дождь. Его струйки падали с крыш. Они глухо стучали по земле. Маленькая ласточка осталась одна. Ее сестры улетели на юг. Улетела в теплые страны и мать. У ласточки болело крыло. Кто согреет ее в холодную ночь?(52 слова)

Брысь, шапочка!

Мишка прибежал с улицы. Пальто бросил на стул. Шарф - на диван. А пушистую рыжую шапку положил на стол.

Увидела мама на столе что-то рыжее пушистое.

- Брысь! - сердито сказала она.

А рыжий клубок и ухом не ведет.

Вдруг в углу замяукал рыжий котенок. Он не понял, за что ему говорят "Брысь!" (52 слова)

Хитрая лиса

Наловил дед рыбы и повез домой. А на дороге лежит мертвая лиса. Дед взял лису и положил ее на воз. Не видел дед, как ожила лиса. Стала она бросать рыбку за рыбкой. А потом и сама спрыгнула с воза. Приехал дед домой. А воз пустой. Нет ни рыбы, ни лисы. (52 слова)

Зайчонок

Косил я на лесной поляне траву. Вдруг увидел коршуна. Он парил над краем поля. Коршун сложил крылья и начал быстро падать. Я побежал к месту, куда метил пернатый хищник.

Маленький серий зайчонок испуганно жался к земле. Я набросил на него куртку. Коршун улетел. Я поднял зайчонка. В комочке пуха гулко билось сердце. (53 слова)

Тигр

По берегу реки шел охотник. День был жаркий. Вдруг в ветвях раздался треск. Охотник испугался и спрятался за камень. Из кустов выскочил тигр! Зверь огляделся и ступил в воду. На середине реки он окунулся. Потом умыл морду лапой, как кот. Охотник поднял ружье, но не стал стрелять. Уж очень красив был тигр. (53 слова)

Вьюга

Утром первоклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Испугался Толя. Решил не идти в школу.

Тут он увидел Сашу. Саша тоже собрался в школу и тоже испугался. Мальчики обрадовались друг другу. Они взялись за руки и пошли в школу.

Вьюга выла. Но она уже была не страшной. (53 слова)

Пингвины

В холодном океане есть остров. На нем живут пингвины. Наш корабль пристал к острову. Мы выгрузили вещи. Пингвины столпились у ящиков. Бегают по мешкам, громко кричат.

Вдруг слышу, сзади кто-то танцует. У нас был лист фанеры. Он лежал на камнях. Это пингвины бегают по фанере. Лапами топают. Весь день они танцевали на фанере. (54 слова)

У страха глаза велики

Луна осветила небольшую полянку. На ней появился заяц. От мороза деревья трещат. Страшно косому. Но нужно бежать к осинкам. У них кора вкусная. Заяц пересек поляну. Но тут из-под ног косого рванулась громадная птица. Глухарь ночевал в снегу! От страха заяц подпрыгнул, пролетел по воздуху. Стрелой помчался в глубину леса. (54 слова)

Корабли

Самый первый корабль - это бревно. На него верхом садился человек и переплывал речку. Потом середину бревна выдолбили. Получилась лодка. Чтобы увеличить скорость, на лодку поставили парус и весла. Парусные суда иногда по целой неделе стояли в море, ожидая ветра.

Наконец появился первый пароход. Он не зависел от ветра и плавал в любом направлении. (54 слова)

Пастухи

В нашем саду клумба с цветами. По ромашкам бегают муравьи. Мне стало интересно, что они делают. Вижу - муравьи не одни. По листьям ползают чуть заметные зеленые тли. Беру палочку и трогаю тлей. Муравьи набросились на палочку, кусают ее.

Оказывается, муравьи - пастухи! Они пасут тлей - своих коров. Тли выделяют жидкость. Она для муравьев - вкусное молоко. (55 слов)

Хитрый кролик

Сидел кролик в кустах, ягодами лакомился. Вдруг видит: бежит волк. Кролик наутек. Волк за ним. Кролик в нору. Волку туда не влезть. Сунул он в нору лапу, стал рыть. Что делать?

Тогда кролик закричал:

- Все ко мне! Волчья лапа в норе! Хватай, режь волку лапу!

До смерти испугался волк. Выдернул лапу - и бежать. (55 слов)

Смелый мальчик

Однажды жарким днем ребята сидели на мосту. Они весело разговаривали, смеялись. Вдруг одна из девочек покачнулась и упала в реку. Плавать она не умела и сразу стала тонуть. В ту же секунду кто-то бросился в реку. Это был Миша Мешков. Он спас маленькую девочку - вытащил ее на берег. Миша - смелый мальчик и хороший товарищ. (56 слов)

Ядовитые щетинки

Туристы ночевали в дубовом лесу. Ночь была тихая, теплая. Но утром все заболели. У всех щипало глаза, першило в горле, заложило нос. Тело покрылось волдырями.

Виновата была не простуда, а дубняк. Очень много развелось в нем черных гусениц с ядовитой щетиной. Щетинки выпадали и носились в воздухе, как ядовитые стрелки. Они-то и поразили туристов. (56 слов)

Почему?

Больше всего на свете Оля любит леденцы. Было бы их много- много, как у бабушки фасоли.

Весной бабушка сажала фасоль. Оля достала леденцы и положила их по одному в мягкую землю. Скоро на бабушкиной грядке вылезли зеленые росточки. Олина грядка стояла черная.

Осенью у бабушки был целый таз розовых зерен. Олина грядка осталась пустой. Почему? (56 слов)

Повар

На дворе жили кот, коза, курица и кролик. Однажды кот объявил, что умеет варить компот. Надо принести все самое вкусное. Разжег костер и повесил котел.

Коза принесла капусту. Курица - кукурузу. Кролик - клевер. Кинул кот все в котел и закрыл крышкой.

Попробовали друзья этот компот, но только плевались.

- Почему так невкусно получилось? - мрачно думал кот. (57 слов)

Чудесный цветок

Далеко за морем, высоко в горах растет чудесный цветок. Кто дышит воздухом вблизи цветка, тот никогда не болеет.

Был бы у меня ковер-самолет. Я бы полетел за море и нашел чудесный цветок. Я собрал бы его семена. Раздал бы всем людям по семечку. Пусть у них вырастет чудесный цветок. Пусть люди никогда не болеют. (57 слов).

Гусыня

В жаркий день вывела Гусыня гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Мир был зеленым и радостным.

Вдруг появились темные тучи. Начался дождь. Потом пошел крупный град. Гусыня прикрыла крыльями гусят.

Скоро все утихло. Мать тихо подняла крылья. Крылья были все изранены. Зато гусята остались живы. Желтенькие комочки разбежались по траве. Мать была счастлива. (57 слов)

Камень

Под дубом стоял колодец. Много лет он давал людям воду. Здесь любили отдыхать туристы.

Однажды к дубу подошел мальчик. Он поднял камень и бросил в колодец. Раздался сильный всплеск. Мальчик засмеялся и убежал.

А камень ушел на дно и закрыл родник. Колодец высох. Высохла трава. Дуб сбросил листву. Смолкла песня соловья. Тоскливо и пусто стало вокруг. (57 слов).

Слон и Мышонок

Рассердился Слон. Огромные деревья выдирал о корнем.

Собрались звери- что делать? Послали Тигра успокоить Слона. Но Слон его слушать не стал. Обхватил хоботом - на дерево забросил. Послали Обезьяну. Слон ее за гору кинул. Послали Крокодила. Слон его в реку швырнул.

Тут появился маленький Мышонок и стал Слону пятку щекотать. Захохотал Слон, задрожал и бросился бежать. (58 слов)

Карлуха

Карлуха - вороненок. Живет он во дворе. Прячет все, что в клюв попадет. Найдет корку, отыщет местечко - тык в него носом! Положит - и сверху травой прикроет.

Раз он пуговицу прятал. Стал ее травой прикрывать. Пригнул траву - она поднялась. Старался, прятал, а пуговица сверху лежит. Любая сорока украдет. Запихнул Карлуха пуговицу под кирпич. И сам для верности сверху сел. (58 слов)

Верблюд

Верблюд - южный брат коня. Широкими ступнями он идет по горячим пескам. В безводной пустыне нет у верблюда пищи, кроме колючих растений. Но верблюд очень вынослив. Он легко переносит жару пустыни. Верблюд может прожить неделю без воды. Зато пьет сразу несколько ведер. После короткого отдыха он готов к тяжелому пути.

Нет у человека в пустыне более надежного помощника. (58 слов)

Кувшин с золотом

Жил один человек. Было у него три сына. Пришло время отцу умирать. Позвал он сыновей перед смертью И сказал:

- Оставил я вам дом да виноградник. В винограднике зарыт кувшин с золотом.

Умер отец. Сыновья перекопали всю землю, но кувшина не нашли. Зато урожай винограда был богатый: Поняли сыновья, что кувшин с золотом - это урожай, который дает земля. (58 слов)

Капля воды

Был жаркий июльский день. К колодцу приближалась группа ребят. Детям очень хотелось пить. А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и ребята подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушка все ждала и печально качала головой. (59 слов)

Грубое слово

Сын однажды сказал матери грубое слово. Заплакала мать. Стыдно стало сыну. Не дает ему покоя совесть: ведь он оскорбил свою мать. Шли годы. Сын стал взрослым. Пришло время ехать ему в далекий край. Поклонился он матери. Стал просить прощение за грубое слово.

- Прощаю, - сказала мать. - Но забыть не могу. Грубое слово всегда в сердце след оставляет. (59 слов)

Медвежья ласка

После долгой зимы выбрался медведь из берлоги. А в лесу холодно, голодно. Тоскливо медведю с пустым брюхом. Вдруг слышит - пищит кто-то под землей. Кедровыми орешками пахнет. Раскопал медведь землю, нашел вкусные орешки, наелся. Урчит, доволен. А вокруг пушистый зверек бегает -бурундук. Поблагодарил медведь зверька, погладил по спинке. На всю жизнь остались у бурундука на спинке черные полоски. (59 слов)

Земляничка

Эта ягодка была самая крупная и красивая. Василек нашел ее первым. Мальчику было жаль рвать ягоду. Он наклонился и понюхал душистый кустик.

- Покажу ее Надюшке, - решил Василек и позвал сестру. Надя бросилась к брату.

Василек показал ей чудесную земляничку. В тот же миг Надя крикнула:

- Чур, моя!

Хвать! И сорвала ягодку.

А Василек горько заплакал. Не стало красивой землянички. (66 слов)

Честные ушки

Разбила Оля чашку. Пришла мама, спрашивает:

- Кто разбил чашку?

- Она сама разбилась,- сказала Оля.

- А почему у тебя ушки красные? - спрашивает мама.

- Не знаю... - говорит Оля. А сама уши руками закрыла.

- А я знаю, - сказала мама. - Ушки у тебя честные. Им за тебя стыдно.

- Не хочу, чтобы у меня уши были красные! Это я чашку разбила! - закричала Оля. (60 слов)

Царь птиц

Собрались птицы и решили выбрать себе царя. Прилетели орел и зяблик, сова и ворона, жаворонок и воробей. Решили, что царем станет тот, кто взлетит выше всех.

По знаку поднялась стая в воздух. Понеслась с поля пыль. Послышался шум, свист и хлопанье крыльев.

Маленькие птицы вскоре спустились на землю. Крупные держались дольше. Но никто не смог сравниться с орлом. (65 слов)

В клетке у медведей

Медведи-артисты жили в клетке прямо на улице.

Однажды к клетке подошла Наташа Дурова. Девочка захотела поиграть с животными. Она лепила снежки и бросала их зверям. Вдруг медведь ухватил малышку за шубу и втянул в клетку. Звери стали катать Наташу по клетке. Закричали люди. Прибежал отец Наташи. Он кинул медведям рыбу. Потом ловко вынес дочь из клетки. (61 слово)

Шапка

Алеша надел шубу, шапку, валенки. Вышел на крыльцо и зажмурился. Кругом был белый снег. Мальчик пошел на лесную поляну. Вдруг видит: лежит на белом снегу красная шапка. Чья она?

Подошел Алеша к шапке. А она как плеснет в лицо колючим снегом- и в лес. Кто же это? Лиса - вот кто! Свернулась клубком. Алешу не испугалась. Чего его бояться - маленький он. (61 слово)

Утята

Один охотник бродил по лесу. Он увидел дикую утку с утятами. Утка вела своих детей к реке. Вдруг прилетел большой ястреб. Он схватил когтями утку и улетел. Маленькие утята остались одни. Охотник принес их домой. Днем утята плавали на пруду. Вечером шли домой.

Утята быстро росли. Наступила осень. Они улетели в теплые края. (61 слово)

Небо

Катерина Ивановна повела школьников в поле. Было тихое осеннее утро. В небе летела стал перелетных птиц. Учительница попросила посмотреть на небо и сказать, какое оно.

- Синее, голубое, чистое,- раздались голоса.

И все. Дети повторяли одни и те же слова.

Вдруг маленькая Валя сказала:

- Небо ласковое, грустное, тревожное.

А небо дышало, улыбалось, как живое. Дети стали смотреть в его грустные осенние глаза. (62 слова)

Гуси

Однажды после дождя гуси повели гусят к реке. И тут случилась беда. Не увидели они, как гусята скатились в яму.

Гусак бросился к дому. Рядом с избой навалены бревна. Гусак влез и стал носом стучать в окно. Выбежал Алеша. Гусак его за рукав потянул. Привел к яме. Мальчик спустился в яму, собрал гусят. Дома их вымыл и посадил на окошко сушиться. (62 слова)

Плохой помощник

Кролик Кочерыжка попросил ослика помочь ему построить дом.

- Голова болит, - ответил ослик и притворно вздохнул.

Кролик сам принялся за дело. Надел фартук, рукавицы - и давай дом строить. А на обед ему крольчиха супу наварила - вкусного, душистого. Учуял ослик запах супа. Пришел к кролику и говорит:

- Я пришел тебе помочь суп есть.

- Спасибо. Я сейчас и без тебя обойдусь, - ответил кролик. (62 слова)

Аист прилетел

Лес кончился. Мы вышли к деревне. В воздухе кружили птицы. Над нашими головами стая разлетелась в стороны. Самый сильный аист подлетел к высокому дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день аист стал чинить его. Он носил ветки, траву, мох. Вечером аист сел у гнезда и закинул голову. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста. (63 слова)

Пчелки на разведках

Настала весна. На проталинках появилась зелень.

Проснулась пчелка от зимнего сна, разбудила подруг. Выглянули пчелки в окошко и увидели свет солнышка. Полетели они к яблоне за соком. Но цветы яблони еще прятались в почках. Голодные подружки кинулись к вишне. Но у вишни еще не было цветов.

Загрустили пчелки. Вдруг они увидели скромную фиалочку. Она открыла чашечку и напоила мохнатых подружек сладким соком. (66 слов)

Оконная тетрадка

На уроке нам объясняли, как пишутся слова: воробей, ворона, сорока, береза, желтый. Я это знал и поэтому смотрел в окно. Там на березе сидела сорока. Шумели желтой листвой деревья. В небе летела ворона. Вдруг подходит ко мне учительница.

- Где твоя работа?

И тут я догадался:

- В оконной тетрадке.

Анна Николаевна посмотрела в окно и улыбнулась:

Верно,- все наши слова в этой тетрадке можно прочитать.(66 слов)

Кот-рыболов

Вася с дедушкой пошли на рыбалку. Подошли к тихой речке и опустили свои удочки. Мальчик стал играть. А дед задремал. Рядом сидел кот. Он следил за удочкой. Вдруг кот вскочил и лапой стал бить деда. Тот ловко дернул удочки. В воздухе сверкнули рыбки. Крупную рыбу дед бросил в ведро. Мелкую отдал коту. Тот съел награду и снова стал смотреть на удочку. Хорошо иметь такого помощника. (67 слов)

Вечный свет подвига

Многие реки помнят страшные битвы на своих берегах. Звенели мечи, храпели кони, падали сраженные воины.

На берегу Невы князь Александр с дружиной разбил шведов. И народ прозвал молодого князя Невским.

Много лет угнетали татары русский народ. Встретились два войска на Куликовом поле у реки Дона. Сказал князь Дмитрий: "Честная смерть лучше позорной жизни". Погнали врагов с Русской земли. И народ прозвал князя Дмитрия Донским. (67 слов)

Коростель и Крот

Из теплого края возвращался на север маленький Коростель.

Север - родина этой птицы. Коростель выводит здесь птенцов. Зимовать улетает в далекую Африку. Трудно лететь Коростелю: маленькие у него крылышки. Часть пути он идет пешком.

Идет Коростель, а навстречу ему Крот.

- Куда ты идешь?

Рассказал Коростель о теплой африканской земле.

Удивился Крот:

- Каждый год ты идешь тысячи километров? Что тебя зовет на холодный север?

Родина, - ответил Крот. (68 слов)

Ворон

У нашего дома рос могучий тополь. Однажды я болел и целыми днями сидел у окна. Как-то утром на тополь сел ворон. Он держал что-то в клюве и беспокойно оглядывался по сторонам. Убедившись, что вокруг никого нет, ворон слетел вниз и стал рыться в сухой листве. Так повторялось каждое утро.

После выздоровления я пошел к тополю. Осторожно разгреб листву и увидел целый склад орехов. Оказывается, ворон прятал орехи! (68 слов)

Белек

Наш корабль разрезал льды океана. Вдруг на льдине я увидел два черных глаза. Кто-то за бортом!

Корабль замедлил ход. Спустили шлюпку. На льдине лежал белек - детеныш тюленя. Положили белька на палубу и поплыли дальше. Принесли ему молока. Малыш пить не стал, а пополз к борту. Из его глаз катились слезы. Пошли мы к капитану. Он поворчал, но развернул корабль. На прежнем месте мы положили белька на снежное одеяло. (69 слов)
Категория: Дефектологу | Добавил: ZarZar (02 Окт 2012)
Просмотров: 1293 | Теги: беглого, подготовка, детей, обучении, трудностями, чтения, овладению, навыком | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
18 Июн 2024
20:39


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz