Практика показывает, что от уровня работы руководителя в значительной степени зависит успешность работы всего школьного коллектива. Вот почему критерии оценки деятельности директора школы — важное средство повышения качества работы школы, они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориентиром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распределение сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.
Закон об образовании ясно и четко определяет круг обязанностей директора школ ы. Он несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы.
Оценка деятельности руководителя школы определяется:
по результатам работы школы;
по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;
по стилю его работы, специальной подготовке, ор ганизаторскому таланту.
Результаты работы школы. Аттестационная комиссия изучает результаты работы школы за последние годы на* основе имеющихся актов проверки, а также при личном! ознакомлении с работой школьного коллектива, качеством знаний учащихся, уровнем их воспитанности, системой повышения квалификации учителей, уровнем уроков и[ воспитательных мероприятий.
Личный вклад директора школы в организацию учебно-воспитательного процесса.
Определяется качество работы директора с учителями, учениками, родителями и работа директора по созданию условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса.
1. Успешная работа директора школы с учительскими кад рами по совершенствованию их педагогического мастерства:
— правильная расстановка кадров учителей и классных руководителей;
— организация системы повышения квалификации учителей в школе;
высокий уровень подготовки и проведения педаго гических советов;
индивидуальная помощь отдельным учителям.
эффективность системы педагогического контроля (качество анализа уроков, воспитательных мероприятий лично директором и работа по исправлению отмеченных недостатков);
— педагогическая целесообразность и действенность приказов, замечаний, указаний и рекомендаций директо ра, связанных с работой учителей;
— умелая координация работы с заместителями, обес печивающая совместную помощь учителям и рост профес сионального мастерства заместителей директора.
2. Умелое руководство ученическим коллективом:
комплексное планирование воспитательной работы в школе, координация всех воспитательных мероприятий;
работа по трудовому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию всех учащихся;
действенность личного общения с отдельными уча щимися в официальной и неофициальной обстановке, ра бота с трудными подростками;
работа с талантливой молодежью по развитию их научных, технических и художественных дарований.
3. Эффективность работы директора с родителями учащихся и общественностью по воспитанию детей:
умелая организация педагогической пропаганды в школе и микрорайоне;
активизация деятельности родительского комитета;
связь с шефами и общественными организациями по организации досуга детей, созданию технических и спортивных баз, клубов, площадок, лагерей и т.д.;
— усиленная работа с отдельными родителями по вос питанию детей.
4. Создание необходимых условий для успешного протекания учебно-воспитательного процесса:
своевременно составление плана работы и четкое распределение обязанностей;
обеспечение школы необходимым оборудованием, учебными пособиями, кабинетами и учебниками;
четкая регламентация труда всех работников школы, ограничение вызовов, собраний, отчетности, дежурств;
наличие в школе необходимого психологического микроклимата, системы требований и ответственности за порученное дело, взаимной помощи и доброжелательного отношения друг к другу;
личная забота директора школы о выполнении за кона о всеобуче, об охране здоровья и жизни детей, их пи тании, медицинском обслуживании, соблюдении норм техники безопасности.
Высокая культура руководства, стиля работы и личностных качеств директора школы:
принципиальность, добросовестность и ответствен ность при исполнении служебных обязанностей;
личная культура, общеобразовательная и профес сиональная подготовка, постоянная работа над собой;
умение организовать коллектив, совместную дея тельность администрации и общественных организаций по выполнению задач, стоящих перед школой, коллегиаль ность в управлении;
выполнение норм педагогической этики, контакт ность, объективное отношение к кадрам, высокая требова тельность, такт и забота о людях;
личное педагогическое мастерство, — стремление поделиться своими знаниями и умениями; умение увлечь коллектив творческими поисками;
организаторские способности и умение использовать в интересах дела инициативу и предложение членов школьного коллектива;
личное участие в начинаниях коллектива, лояльность, прямота, умение выполнять обещания;
нормальные отношения в семье и быту; безупречная личная честность и порядочность.
Однако применять эти требования не просто. Механически нельзя анализировать работу ни учителя, ни администратора.
Руководитель школы - не святой человек. Могут быть и срывы, и неудачи, и ошибки, и обиды. Наконец, руководитель школы — это личность. Бывают и строгие и мягкие натуры, свои особые подходы и т.д.
Оценка деятельности директора школы обязательно должна быть интегративной, комплексной. Она, как мы уже отмечали, должна учитывать и результаты учебно-воспитательного процесса, и уровень профессиональной компетентности руководителя, и его личностные качества, организаторские способности, педагогическое мастерство, и умение обеспечить нормальные хозяйственные условия, и создание в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.
Только с учетом многих факторов можно дать по-настоящему правильную и объективную оценку сложной и разносторонней деятельности директора современной школы.