Статья "Мониторинг как аспект управленческой деятельности в условиях профильной школы"
Анализ педагогической практики в современной средней школе показывает, что за последние годы актуальным стал переход российского образования на новый качественный уровень.
В связи с этим определился ряд проблемных вопросов: - организационное переустройство воспитательно - образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей; - научный мониторинг уровня здоровья, уровня общего развития, обученности учащихся; - определение роли педагогического мониторинга в сфере образовательного пространства, отработка четких критериев оценивания системы управления школой; - признание ценности индивидуальности человека; - процессы гуманизации и стандартизации в области образования; - внедрение инновационных технологий в обучение. Для эффективного решения этих проблем современной школе необходимо построить свою деятельность на диагностико - прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей построение воспитательно - образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
В связи с этим объектами педагогического мониторинга становятся все участники педагогического процесса (ученики, учителя, классные руководители) и сам педагогический процесс.
Актуальность данного вида работы обусловлена тем, что осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно - воспитательного процесса, степени и характере воздействий объективных факторов среды. Именно внедрение системы педагогического мониторинга во все сферы образовательного пространства дает возможность получить такую информацию о текущем состоянии учебного процесса. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, раскрывающая соответствие фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Но конечные цели не всегда соответствуют планируемым, поэтому задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить причины отклонения.
Цель мониторинга – обеспечить педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений; определить, насколько рациональны педагогические средства, применяемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства ( формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны возрастным особенностям школьников.
Логика построения мониторинговой деятельности в школе (1 этап – подготовительный; 2этап – сбор информации; 3 этап – преобразование информации; 4 этап – анализ данных с целью формирования выводов) определяет содержание, формы, основные показатели, по которым идет сбор информации.
Методами сбора, обработки и накопления информации являются: наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контроль ЗУН, анкетирование, тестирование, самооценка, опрос. Обработка и накопление материалов может проводиться в компьютерном варианте и в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.
Показателями, отражающими состояние изучаемого объекта, являются: - степень обученности учащихся; - выполнение государственного стандарта; - динамика обученности класса (отслеживание качества знаний) через параллели школы (сравнение данных учебной четверти, полугодия, года); - итоги контрольных срезов, тестов, экзаменов и т.д.; - выполнение программ всеобуча; - данные об устройстве выпускников. Мониторинг и оценка будут настолько эффективны, насколько корректно заданы стандарты и нормы по изучаемому предмету исследования.
За переработкой и анализом полученной информации идет выработка корректирующее – управленческих воздействий и намечаются пути их осуществления – «реагирование на ожидаемые изменения ситуации, реагирование на наступившие изменения, реагирование на ошибки».
Проведенный анализ дает возможность выделить узловые моменты построения и реализации процесса управления качеством образования.
Таким образом, наряду с информационной и аналитической функциями, мониторинг реализует функции контроля, коррекции, диагностико–прогностического слежения за состоянием и развитием педагогического процесса, его субъектов.