Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого неба, языка, губ. Следствием этого являются дефекты звукопроизношения, изменение тембра голоса, недоразвитие речи. Родители могут оказать неоценимую помощь, если будут систематически терпеливо выполнять рекомендации специалиста-логопеда и в домашних условиях применять ряд упражнений, направленных на выработку внятной речи. Предлагаемые в данной работе приемы и упражнения не подменяют логопедических занятий, а являются важным их дополнением. Взрослые, занимаясь с детьми, страдающими дизартрией, должны настойчиво добиваться прочного усвоения двигательных речевых навыков и проявлять большую изобретательность, чтобы разнообразить занятия. Продолжительность занятий соответствует возрастному и функциональному состоянию ребенка. С детьми двух лет можно заниматься по 15 минут два раза в день; четырех-шести лет по 40 минут два раза в день. Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии-псевдобульбарная, которая является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга (энцефалит, родовая травма и т. д.). У ребенка нарушается общая и речевая моторика, причем характер этих нарушений может быть различный. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая. 1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка и губ. Расстройство жевания и глотания проявляются неярко, в редких проявлениях. Речь детей несколько замедлена, характерна смазанность при произношении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции Ш, Ж, Р, Л, Ц, Ч. Звонкие согласные дети произносят с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие согласные, так как их артикуляция требует подъема средней спинки языка к твердому небу. 2.Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно их сомкнуть. Движения языка ограничены. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в нужном положении. Характерна нечеткая артикуляция гласных из-за малоподвижности губ и языка. Звуки А и У недостаточно четки, звуки И и Ы обычно смешиваются. Из согласных чаще произносятся правильно П, Т, К, М, Н, Х. Свистящие, шипящие Ч и Ц , соноры Р, Л произносятся как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. 3.Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (анартрия) характеризуется глубоким поражением мышц лица и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка маскообразно: нижняя челюсть отвисает, рот постоянно приоткрыт, язык лежит неподвижно на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены. Акты жевания и глотания затруднены. Речь отсутствует, иногда ребенок издает нечленораздельные звуки. Но даже при столь тяжелом нарушении систематические занятия с логопедом оказывают положительный эффект. Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно дышать. Дыхание у них прерывистое, выдох короткий, неэкономный, осуществляющийся одновременно через нос и рот. Детям трудно произносить длинные слова и фразы. Для отработки навыков правильного дыхания используются следующие упражнения: - вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами) - вдох ртом, выдох носом; - вдох и выдох ртом. Воспитанию активного выдоха также способствуют следующие упражнения: а) дуть на специально изготовленную из тонкой нарезанной бумаги «занавеску»; б) дуть на «флажок», сделанный сначала из тонкой цветной бумаги, затем из более плотной ; в) дуть на бумажные бабочки, вертушки, цветы, фигурки акробатиков и т. д.; г) дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде; д) дуть через трубочку в бутылку с водой (нужно добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным, тогда вода будет долго и равномерно бурлить); е) перекатываем шарики или карандаши на гладкой поверхности сильным дуновением; ж) надувать резиновые игрушки и шарики. Упражнения для губ и щек. 1. Надувание щек и губ. 2. Надувание щек попеременно. 3. Сосательные движения (сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком,затем возвращаются в нормальное положение, челюсти сомкнуты). 4. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. 5. Оскал: губы сильно растягиваются в стороны, так что обнажаются оба ряда зубов. 6. Вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте). 7. Движение губ, вытянутых «хоботком » влево, вправо. 8. Вибрация губ ( «кучерский» звук). 9. Удержание губами резиновой трубочки или длинной карамельки. Упражнения для нижней челюсти. 1. Открытие и закрытие рта (с прищелкиванием зубами). 2. Прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая жгут или салфетку, старается выдернуть их. Прилагаемое усилие постепенно увеличивается. Дети с дизартрией часто очень критичны к своему дефекту, много молчат, используют жесты вместо слов, стесняются говорить при посторонних. Родители постепенно привыкают к этому и должным образом не активизируют речь ребенка. Это может иметь пагубные последствия. У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для формирования разнообразных движений пальцами и кистью руки. Сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбираются игрушки, предметы обихода, различные по цвету, форме и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного места на другое. Родители должны с вниманием отнестись к самым незначительным улучшениям в точности и скорости выполнения упражнений и положительно оценивать их. Предлагаем следующие упражнения: 1. На плотном картоне нарисовать контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами, Ребенок фиксирует свою руку соответственно этому контуру. 2. Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочередно приподнимает нужные пальцы. Если это упражнение получается не сразу, взрослый может рукой придерживать те пальцы, которые должны остаться неподвижными. 3. Ребенок складывает ладони , сжимает их и постукивает пальцами каждой пары. 4. По заданию взрослого ребенок поочередно показывает пальцы по одному, по два, по три, выдвигает вперед второй и пятый палец (остальные сжаты в кулак). 5. Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино. 6. Отстреливание ватного шарика, шашки и т.п. одним, двумя и четырьмя пальцами. Дети с тяжелой формой дизартрии могут испытывать на первых порах трудности во время еды и при самообслуживании. Им нужно терпеливо помогать, но соблюдать разумную меру при оказании помощи. Полезно изменить ручку ложки, кружки, сделать ее более толстой с помощью бинта. Посуду можно закрепить на подносе. Чтобы помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, особенно действиям с пуговицами, кнопками и т. п., полезны следующие упражнения: 1. Захват сначала тремя, а затем двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щиту или рамке, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц. 2. Застегивание и расстегивание пуговиц разной величины на специальном образце ткани, который укреплен на рамке. Затем эти действия тренируются на одежде куклы и потом на одежде ребенка. 3. Шнурование. Сначала ботинок укрепляется на доске или рамке, позже ребенок тренируется на своей обуви. Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных занятий.