Пятница, 08 Ноя 2024, 19:32
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 57
Гостей: 57
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Заботливым родителям

Воспитание правильной речи у детей с дизартрией
Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого неба, языка, губ. Следствием этого являются дефекты звукопроизношения, изменение тембра голоса, недоразвитие речи. Родители могут оказать неоценимую помощь, если будут систематически терпеливо выполнять рекомендации специалиста-логопеда и в домашних условиях применять ряд упражнений, направленных на выработку внятной речи. Предлагаемые в данной работе приемы и упражнения не подменяют логопедических занятий, а являются важным их дополнением. Взрослые, занимаясь с детьми, страдающими дизартрией, должны настойчиво добиваться прочного усвоения двигательных речевых навыков и проявлять большую изобретательность, чтобы разнообразить занятия. Продолжительность занятий соответствует возрастному и функциональному состоянию ребенка. С детьми двух лет можно заниматься по 15 минут два раза в день; четырех-шести лет по 40 минут два раза в день. Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии-псевдобульбарная, которая является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга (энцефалит, родовая травма и т. д.). У ребенка нарушается общая и речевая моторика, причем характер этих нарушений может быть различный. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая. 1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка и губ. Расстройство жевания и глотания проявляются неярко, в редких проявлениях. Речь детей несколько замедлена, характерна смазанность при произношении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции Ш, Ж, Р, Л, Ц, Ч. Звонкие согласные дети произносят с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие согласные, так как их артикуляция требует подъема средней спинки языка к твердому небу. 2.Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно их сомкнуть. Движения языка ограничены. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в нужном положении. Характерна нечеткая артикуляция гласных из-за малоподвижности губ и языка. Звуки А и У недостаточно четки, звуки И и Ы обычно смешиваются. Из согласных чаще произносятся правильно П, Т, К, М, Н, Х. Свистящие, шипящие Ч и Ц , соноры Р, Л произносятся как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. 3.Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (анартрия) характеризуется глубоким поражением мышц лица и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка маскообразно: нижняя челюсть отвисает, рот постоянно приоткрыт, язык лежит неподвижно на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены. Акты жевания и глотания затруднены. Речь отсутствует, иногда ребенок издает нечленораздельные звуки. Но даже при столь тяжелом нарушении систематические занятия с логопедом оказывают положительный эффект. Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно дышать. Дыхание у них прерывистое, выдох короткий, неэкономный, осуществляющийся одновременно через нос и рот. Детям трудно произносить длинные слова и фразы. Для отработки навыков правильного дыхания используются следующие упражнения: - вдох и выдох носом;  вдох носом, выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами) - вдох ртом, выдох носом; - вдох и выдох ртом. Воспитанию активного выдоха также способствуют следующие упражнения: а) дуть на специально изготовленную из тонкой нарезанной бумаги «занавеску»; б) дуть на «флажок», сделанный сначала из тонкой цветной бумаги, затем из более плотной ; в) дуть на бумажные бабочки, вертушки, цветы, фигурки акробатиков и т. д.; г) дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде; д) дуть через трубочку в бутылку с водой (нужно добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным, тогда вода будет долго и равномерно бурлить); е) перекатываем шарики или карандаши на гладкой поверхности сильным дуновением; ж) надувать резиновые игрушки и шарики. Упражнения для губ и щек. 1. Надувание щек и губ. 2. Надувание щек попеременно. 3. Сосательные движения (сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком,затем возвращаются в нормальное положение, челюсти сомкнуты). 4. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. 5. Оскал: губы сильно растягиваются в стороны, так что обнажаются оба ряда зубов. 6. Вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте). 7. Движение губ, вытянутых «хоботком » влево, вправо. 8. Вибрация губ ( «кучерский» звук). 9. Удержание губами резиновой трубочки или длинной карамельки. Упражнения для нижней челюсти. 1. Открытие и закрытие рта (с прищелкиванием зубами). 2. Прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая жгут или салфетку, старается выдернуть их. Прилагаемое усилие постепенно увеличивается. Дети с дизартрией часто очень критичны к своему дефекту, много молчат, используют жесты вместо слов, стесняются говорить при посторонних. Родители постепенно привыкают к этому и должным образом не активизируют речь ребенка. Это может иметь пагубные последствия. У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для формирования разнообразных движений пальцами и кистью руки. Сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбираются игрушки, предметы обихода, различные по цвету, форме и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного места на другое. Родители должны с вниманием отнестись к самым незначительным улучшениям в точности и скорости выполнения упражнений и положительно оценивать их. Предлагаем следующие упражнения: 1. На плотном картоне нарисовать контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами, Ребенок фиксирует свою руку соответственно этому контуру. 2. Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочередно приподнимает нужные пальцы. Если это упражнение получается не сразу, взрослый может рукой придерживать те пальцы, которые должны остаться неподвижными. 3. Ребенок складывает ладони , сжимает их и постукивает пальцами каждой пары. 4. По заданию взрослого ребенок поочередно показывает пальцы по одному, по два, по три, выдвигает вперед второй и пятый палец (остальные сжаты в кулак). 5. Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино. 6. Отстреливание ватного шарика, шашки и т.п. одним, двумя и четырьмя пальцами. Дети с тяжелой формой дизартрии могут испытывать на первых порах трудности во время еды и при самообслуживании. Им нужно терпеливо помогать, но соблюдать разумную меру при оказании помощи. Полезно изменить ручку ложки, кружки, сделать ее более толстой с помощью бинта. Посуду можно закрепить на подносе. Чтобы помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, особенно действиям с пуговицами, кнопками и т. п., полезны следующие упражнения: 1. Захват сначала тремя, а затем двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щиту или рамке, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц. 2. Застегивание и расстегивание пуговиц разной величины на специальном образце ткани, который укреплен на рамке. Затем эти действия тренируются на одежде куклы и потом на одежде ребенка. 3. Шнурование. Сначала ботинок укрепляется на доске или рамке, позже ребенок тренируется на своей обуви. Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных занятий.
Категория: Заботливым родителям | Добавил: ZarZar (02 Апр 2012)
Просмотров: 1467 | Теги: правильной, воспитание, речи, дизартрией, детей | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
19:32


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz