В каждом ребенке живет великий исследователь. Чтобы изучать окружающий мир было интереснее, крохе понадобятся развивающие игрушки и ваша помощь! Первый осмысленный взгляд, первая улыбка, первый шаг - не просто трогательные и дорогие каждому родителю моменты. Это настоящие достижения, требующие от малыша серьезного труда. Мозг маленького человечка работает в полную силу, собирая и обрабатывая информацию. Потенциал, которым обладает новорожденный, позволяет ему освоиться в новых для него условиях в удивительно короткие сроки. Психологи и педагоги твердо убеждены: каждый из нас от природы наделен талантами. А вот насколько полно раскроются способности малютки, во многом зависит от его родителей.
Развивать ребенка можно не только по известным системам (Зайцев, Монтессори). Опираясь на опыт специалистов, разработайте свою методику, которая будет основана на потребностях и возможностях именно вашего карапуза. Главное в этом деле - индивидуальный подход и чуткое отношение к малышу. Слушаем внимательно! Развивать слух младенца нужно с рождения. Для этого подойдут колокольчик, погремушка, самодельные маракасы с разнообразными наполнителями. Занимаясь с самыми маленькими, держите погремушку примерно в 30 см от личика и перемещайте ее из стороны в сторону. Вскоре кроха начнет водить глазками за источником звука. А там уж недалеко и до прослушивания шедевров мировой классики!
Исследуем форму. На первом году жизни малыш начинает знакомиться со свойствами предметов, разнообразием их форм. Помогут в этом кубики, игрушки-головоломки. Предложите крохе сортер с отверстиями различной конфигурации, в которые нужно опустить соответствующие фигурки. И пусть карапуз еще не скоро сможет справиться с заданием самостоятельно, зато такие занятия не только учат его отличать квадрат от треугольника, но и развивают пространственное воображение, мышление, координацию движений.
Тренируем пальчики. Чтобы кроха как можно раньше произнес свои первые слова, уделяйте особое внимание мелкой моторике. Именно она отвечает за развитие речи. Позвольте малышу поиграть (под присмотром!) с фасолью, насыпанной в тазик. Вместе лепите из пластилина (пока кроха сможет только разминать его в ручках, но этого вполне достаточно), выкладывайте мозаику. Любимые игрушки полугодовалых малышей - шнуровки, пирамидки и мягкие книжечки. Первые рисунки. Карапуз уже уверенно сидит? Можно начинать знакомство с красками. Идеально подходят пальчиковые. Они абсолютно безвредны, а техника исполнения рисунка принесет малышу массу удовольствия. Возьмите лист бумаги побольше и проведите несколько ярких линий. Кроха захочет повторить за вами. Первые уроки могут длиться всего несколько минут. Как только малютка начнет искать краскам новое применение (например, пробовать на вкус), переключите внимание художника на другое занятие.
Веселые карточки. Карточки с изображениями животных, видов транспорта помогут в изучении окружающего мира. Начинайте их рассматривать, когда малышу исполнится 6 месяцев. Разделите все изображения по темам: на каждую - альбом из 10 картинок. Картинки должны быть подписаны большими печатными буквами. Несколько раз в неделю, а лучше ежедневно показывайте малышу один из альбомов, четко называя каждое изображение. Демонстрируйте картинки в быстром темпе, но так, чтобы кроха успевал их рассмотреть.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Учиться для маленьких - то же самое, что играть. Кроха будет с удовольствием рассматривать вместе с вами карточки или рисовать свои первые картины, если вы станете соблюдать простые правила проведения занятий. • Не делайте из ребенка вундеркинда. Малыш должен знать, что мама с папой любят его не за достижения, а просто потому, что он есть. • Ни одна из существующих методик раннего развития не принесет малютке пользы, если будет навязана насильно. Поэтому выбирайте ту, которая подходит именно вашему сыну или дочке. • Занимайтесь с ребенком ровно столько, сколько ему хочется и лишь тогда, когда у него есть настроение. Заметили, что игра больше не привлекает? Остановитесь! • Не нагружайте малыша лишними знаниями. На первых порах важно познакомить его с тем, с чем он сталкивается на каждом шагу. Например, на карточках, которые вы демонстрируете должны быть изображены не экзотические животные или незнакомые предметы, а то, с чем кроха встречается в реальной жизни. • Постарайтесь оградить малютку от телевизора, компьютера. Ведь ребенок впитывает информацию словно губка, и ее избыток плохо сказывается на нервной системе, переутомляя кроху. • Хвалите малыша! За результат и просто за каждую попытку. Это лучший стимул для новых достижений!