Ребенок рождается и живет в мире человеческих предметов и отношении. В них зафиксирован опыт общественной практики, и развитие малыша есть процесс овладения этим опытом.
Известный психолог Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. Вот некоторые из них:
• Детское развитие имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы. Год жизни в младенчестве не равен году в отрочестве.
• Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее своей собственной, отличной психикой.
• Каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития.
По Л.С. Выготскому, движущей силой развития является обучение, но оно не заменяет развития. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л.С. Выготский, — когда оно идет впереди развития».
Кризис новорожденности
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения, ведь у него нет ни одной сложившейся формы поведения, все они развиваются уже при жизни. В этот период катастрофически меняются условия жизни, малыш появляется в мире, в котором он не ориентируется, к тому же он совершенно беспомощен физиологически. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая социальная ситуация его развития: рядом есть родители, которые учат его.
Любопытно, что природа как бы заставляет нас относиться к новорожденному с чувством жалости. Вот как представляется это явление Жан-Жаку Руссо (1712-1778): «Существует ли более слабое, более зависимое от окружающей среды создание, более нуждающееся в сочувствии, любви и защите, чем ребенок? Не кажется ли нам, что первые звуки, которыми его оделила природа: плач и жалобы — появляются для того, чтобы придать ему трогательную нежность, которая у всякого, кто приближается к нему, вызывает потребность оказать ему помощь».
Сон занимает 80% времени малыша. Он еще не смещен на ночное время и является образом жизни. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания — со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное открытие периода новорожденное — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления — это первый акт поведения и первый акт общения, поскольку он является попыткой воздействовать на взрослого.
Стадии младенчества
Ребенок еще ничего не может без взрослого человека. Однако то обстоятельство, что мама и внешний мир являются для ребенка одним и тем же, приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери, когда малыш может выражать свои чувства и получать на них ответ. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, особенность этого этапа состоит в том, что ребенок усваивает первые формы воздействия на взрослого. Голосовые реакции приобретают характер эмоционально активного призыва: хныканье становится возможностью самовыражения и попыткой повлиять на взрослого. Общение с родителями носит эмоционально положительный характер: ребенок учится радоваться. Это создает у него положительный тонус, который является признаком физического и психического здоровья.
Период младенчества состоит из двух подпериодов: первый — до 5-6 месяцев, второй — от 5-6 до 12 месяцев.
Первый подпериод характеризуется тем, что идет интенсивное развитие сенсорных систем (органов чувств). В первое полугодие появляются такие формы будущих ориентировочных реакций, как сосредоточение, слежение, круговые реакции. В четыре месяца появляется реакция на новизну, которая заключается, например, в длительном удержании взгляда на новом предмете. Развивается слуховое восприятие, в частности, реакция на голос матери. Уже в первые месяцы появляются разные типы голосовых реакций: гуление, туканье, лепет. При правильном и достаточном общении ребенка и взрослого звуки, которые издает малыш, соответствуют звукам родной речи. Взрослый постоянно общается с ребенком (разговаривает, ласкает), то есть насыщает ребенка новыми раздражителями. Если этого не происходит, то дефицит общения приводит к нарушениям в психическом развитии ребенка.
Примерно в пять месяцев происходит перелом в развитии малыша. И начинается второй подпериод младенческого возраста. Он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Акт хватания организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым. Для того чтобы возникло хватание, необходимо следующее: рука должна превратиться в орган осязания и «раскрыться». Первоначально кисть ребенка сжата в кулачок. «Пока рука не превратилась в орган перцепции, восприятия, — пишет известный психолог Л.Ф.Обухова, — она (рука) не может стать органом хватания». Это действие осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок осуществляет простое перемещение предмета, может извлекать из него звуки.
В возрасте 7-10 месяцев малыш уже может манипулировать двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося между собой. К концу младенческого возраста (с 10-11 до 14 месяцев) возникает этап так называемых функциональных действий: это более совершенные действия, например, нанизывание, открывание, вкладывание.
Манипулирование ребенка игрушками — это не спонтанные действия, а, как считает известный психолог Д.Б. Эльконин, скрытая совместная деятельность. Малыш овладевает новыми формами поведения, его направляет взрослый, предлагая игрушку и показывая, как обращаться с ней. Хватание, направленное на предмет, стимулирует возникновение собственного опыта обращения с предметами.
Когда ребенок садится, появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Малыш тянется к чему-либо, но получить это можно только с помощью взрослого. Психологи назвали такой вид общения с предметами — ситуативно-деловым. Начиная со второго полугодия жизни ребенок хочет, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал, помогал ему в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения. Дети требуют доброжелательного внимания взрослого, но и «этого не достаточно», говорит психолог М.И. Лисина. Малышам необходимо, «чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и активно участвовал в этом процессе». Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже направлен на конкретный предмет и содержит в себе зародыш слова.
К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) малыш начинает ходить. Как подчеркивает Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что она расширяет пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста.
Второе новообразование возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Она специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Но какой бы она ни была, речь ребенка на этом этапе представляет собой новое качество, которое свидетельствует о том, что прежняя ситуация развития малыша (зависимость и беспомощность) распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок.