Многие со школьных лет помнят немудреные слова: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали". Небольшая гимнастика помогала расслабиться рукам и продолжить работу. А известно ли вам, что, выполняя простые движения кистями и пальцами, мы снимаем напряжение и с языка, губ? Оказывается, пальцы рук могут помогать учиться говорить, особенно тем детям, у кого трудности с речью.
Специальными исследованиями в Институте физиологии детей и подростков РАМН установлено: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. К четырем годам "зрелый" ребенок должен уметь напрягать по желанию одну руку, оставляя другую свободной. По-научному это называется дифференцированно управлять напряжением и расслаблением.
Но если у малыша проблемы с речью (задержка психомоторного развития), общее напряжение остается на долгие годы, что мешает учиться, гибко мыслить, переключать внимание. А замечали, как у 4-6-летних детей напрягаются пальчики, когда трудно выговорить слово: сжимаются в кулачки или, наоборот, вытягиваются веером? Развивать моторику пальцев, а значит - улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям.
Проявите терпение и настойчивость! Для начала научите ребенка играм с пальчиками. Малыш 3-4 лет с удовольствием слушает потешки, улавливает их ритмы, повторяет слова. Сначала сами покажите, что нужно делать. Не получается? Возьмите руки ребенка в свои и осваивайте упражнения вместе. Самое главное - четко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности, привычности легкости движений.
В САДУ
Пальчик толстый и большой В сад за сливами пошел. (Кончик большого пальца ударяет в середину ладошки.)
Указательный с порога Указал ему дорогу. (Сложить пальцы в кулак, вытянуть указательный и показывать по разным сторонам.)
Средний пальчик очень меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Большой и средний пальцы сложить так, чтобы получился щелчок.)
Безымянный подбирает... (Сгибать этот палец к ладошке, как бы подбирая что-то.)
А мизинчик-господинчик В землю косточки сажает. (Округлить мизинец и стучать по столу, двигая ТОЛЬКО ИМ ОДНИМ, - рука спокойна.)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, малыш. (Разгибать кулачок по одному пальцу, придерживая те, которым еще не время распрямляться.)
ВЕЧЕР - УТРО
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. (Складывать по одному, начиная с мизинца, загибая их большим.)
Встали пальчики. Ура! Им играть уже пора. (Разогнуть все сразу.)
Для детей старше 4 лет добавляются новые упражнения.
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Большой палец, мягко отскакивая, подушечкой "здоровается" с подушечками остальных пальцев руки в такт слогам: здрав - ствуй - те при - вет доб - рое - ут - ро как - де - ла (Варианты - каждой рукой отдельно, двумя одновременно.)
ГОНКИ Указательный и средний пальцы "бегают" по столу: старт, побежали, финиш. (Варианты - каждой рукой отдельно, двумя одновременно.) Обратите внимание: плечи и спина должны быть свободными, нескованными.
ВОЛНА Развернуть ладошки к лицу, вытянуть пальчики вверх. Под неторопливый счет начиная с большого пальца левой руки складывать по одному пальчику к ладошке (после левого мизинца наступает очередь правого). Затем разгибать пальцы начиная с большого на правой руке и дойти до большого пальца на левой.
УЛИТКА Положить руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их. Пошевелить пальцами-рожками: вправо, влево, вниз, вверх.
ЕЖИКИ Повернуть руки ладонями к себе. Одну сжать в кулак - ежик спит (следите за большим пальцем - он должен плотно обхватывать остальные). На другой растопырить пальцы, как иголки у ежика.
Скучно одному ежику, не с кем играть. "Тук, тук, тук", - постучал он иголкой-мизинчиком по другому - спящему ежику. Никак не просыпается! И сам уснул - сжался в кулачок.
Зато другой ежик проснулся... (Повторить те же действия и с ним.) Ежики не должны быть в одинаковой позе -если спит один, другой бодрствует. Начинайте упражнение медленно, со сказкой. Меняя позы у ежиков, убыстряйте темп.
МЯЧ Кисть одной из рук зажата в кулак - это мяч. Другая играет роль плоской стенки. Бить и отскакивать мячом-кулачком по стене то одной, то другой рукой.
ПОНИК ЦВЕТОК Раскрыть обе руки перед собой. Пальчики прямые и напряженные. Одна кисть вдруг поникла, полностью расслабившись. Попеременно менять напряжение и расслабление в руках. Следите, чтобы у "сильного цветка" все пальчики были напряжены, а у "поникшего", наоборот, кисть должна быть совершенно расслаблена, до кончиков пальцев.
МОЗАИКИ Очень полезны те из них, где детали-гвоздики вставляются в отверстия. Хорошо, когда шляпки у мозаинок бугристые, угловатые. А знакомя малыша с азбукой, вырежьте буквы из шершавой бумаги (например, наждачной) или обоев с выпуклым рисунком, чтобы отыскивать нужную букву на ощупь. Это упражнение содержит в себе элементы массажа.