Гуляя на улице, в парке или детской площадке, вы то и дело обращаете внимание на маленьких говорунов, мысленно отмечаете, что они младше вашего ребенка, вздыхаете и идете дальше. Родители начинают бить тревогу, если малышу уже около трех лет, а он еще совсем не говорит или говорит очень мало. Стоит ли переживать?
Для начала несколько неоспоримых фактов:
Во-первых, все дети уникальны. Кто-то начинает болтать раньше, кто-то позже. Кто-то достиг успехов на одном поприще (например, начал рано ползать и ходить, а кто-то - на совсем другом: рано заговорил). Далее, мальчики всегда начинают говорить позднее девочек. Так уж задумано природой, что мальчики дольше пребывают в стадии созерцания, начинают выражать словами свое мнение несколько позже. Но это отнюдь не означает, что они менее развиты или у них есть какие-то отклонения. Наоборот, все в пределах нормы.
Когда стоит бить тревогу по поводу того, что ребенок не говорит?
Тогда, когда вы поймете, ПОЧЕМУ он этого еще не делает.
Если соседский мальчик в 1,5 года уже говорит, а ваш сын нет – это еще не повод для беспокойства. Если ребенок говорит на машинку «биби», на мячик «бах» и т.д., а вы ему отвечаете тем же, то есть повод задуматься. Например, я лично была свидетелем того, как папа одного трехлетнего мальчугана говорил: «подать тебе «бах»? Не закапывай «брр»(читай «машину») и т.д. Затем жаловался всем родителям на площадке, что малыш не хочет разговаривать. А ведь он (как, наверняка и другие родственники) не заметили, что перешли на язык ребенка и совсем забыли обучать его правильной речи. Да, ребенку так очень удобно, он счастлив, что его понимают, но, его речевой аппарат от этого, увы, не развивается.
Если вы стремитесь предугадать все, чего хочет ребенок еще до того, как он попытался выразить свое желание, то стоит обратить на это внимание. Например, если малыш хочет пить и показывает на стакан с водой, то не стоит торопиться тут же ему его подать. Дождитесь, пока он сформулирует свою просьбу словами. Или же сами попросите его сказать «мама, дай пить». Если же малыш уже привык к тому, что вы все делали за него, то теперь пришло самое время его от этого отучать. Например, если вы видите, что ребенок отказывается проговаривать какое-то слово, то сделайте вид, что вы его не понимаете. Да, поначалу он, возможно, будет сердиться, требовать исполнения своих желаний, но постепенно поймет, что его понимают только тогда, когда он говорит.
Одна женщина привела на прием к психологу своего почти четырехлетнего сына с жалобой на то, что он почти ничего не говорит, кроме нескольких простых слов. При этом она упомянула, что воспитанием ребенка занимается бабушка, так как мать вынуждена работать. Женщина также сказала, что бабушка чрезвычайно общительный человек, много внуку читает, рассказывает, а вот с речью, как-то дело не ладится… Когда же ее попросили привести на прием бабушку, то «загадка» молчаливости была раскрыта незамедлительно. Оказалось, что бабушка была не просто общительным человеком, а настоящей болтушкой с «хорошо подвешенным языком». Она болтала без умолку, произносила столько слов в минуту, что малышу, который обладал более спокойным темпераментом, ничего не оставалось, как молчать или же иногда вставлять простые слова «да», «нет».
Обратите внимание, каким тоном вы общаетесь с малышом. Как часто вы с ним шутите, поете, играете? Дело в том, что дети, чьи родители разговаривают эмоционально, ярко приукрашивая интонацией свою речь, начинают говорить очень рано. Если вы по натуре человек очень спокойный, ваша речь всегда монотонна и размеренна – малышу тяжело вас слушать, он делает вашу речь фоном. Постарайтесь говорить более эмоционально, выбирайте интересные для малышей слова, чаще шутите, улыбайтесь.
Если вы чувствуете, что ребенок уже почти готов говорить, но что-то ему мешает или он просто не хочет повторять за вами слова, то примените другую тактику – пойте. Доказано, что дети гораздо охотнее слушают песенки, нежели просто речь и воспринимают из песенок намного больше информации, чем со слов. Если малышу особенно тяжело дается какое-то слово – напойте его. Мелодию можете выбрать абсолютно любую, лишь бы она вам обоим нравилась. Напевая слова, малыш будет воспринимать обучение новых слов как новую и занимательную игру.
Бывает и такое, что родители очень мало уделяют малышу внимания и от этого он растет нелюдимым молчуном. И только когда замечают, что уже все его сверстники разговаривают, начинают беспокоиться.
Внимательно следите за своим ребенком, за каждым этапом его развития. Постоянно отмечайте про себя его достижения, придумывайте новые игры и упражнения на развитие его речи и моторики. Не стоит равняться в этом деле на других детей такого же возраста. Помните, что все дети – индивидуумы, каждый обладает только ему присущими талантами и задатками. Ваша задача, как родителей, – вовремя разглядеть эти самые таланты и задатки и создать максимально комфортные условия для их развития и совершенствования.